Социология молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:53, контрольная работа

Описание

Жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”, поэтому актуальность темы не ставится под сомнение. Выяснить, каковы же эти ценности и под влиянием чего они формируются, - вот цель данной работы. Для достижения этой цели, необходимо решить ряд задач:
Ознакомится с понятием социология молодежи, как с отраслью социологического знания, изучить понятие молодежной субкультуры, ее особенности в России и причины ее образования, рассмотреть направление современной молодежной политики. Дать характеристику вклада Ю. Хабермаса в процесс становления и развития социологического знания.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Социология молодежи как отрасль социологического знания......................4
2. Понятие молодёжной субкультуры..................................................................9
3. Особенности молодежных субкультур в России............................................17
4. Современная молодежная политика................................................................25
Ю. Хабермас..........................................................................................................29
Заключение.............................................................................................................33
Список используемых источников......................................................................34

Работа состоит из  1 файл

социология_контр.docx

— 71.51 Кб (Скачать документ)

Начиная с 1971 (а именно с выходом небольшой  работы «Предварительные размышления  по теории коммуникативной компетенции», Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der kommunikativen Kompetenz) Хабермас стремится связать коммуникативное понятие разума с «лингвистическим поворотом», совершенным англо-американской аналитической философией. Обращаясь к соответствующим исследованиям К.-О.Апеля (и в тесном сотрудничестве с ним), Хабермас приходит к разработке понятия разума, опирающегося на теорию речевых актов. Эта теория обстоятельно излагается в двухтомном труде «Теория коммуникативного действия» (Theorie des kommunikativen Handelns, 1981).

Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Он отвергает философский априоризм и сосредоточивает усилия на разработке постметафизического «философского проекта». Это означает, что философское понятие разума не является независимым от эмпирических наблюдений и должно постоянно подтверждать себя в диалоге с конкретными научными дисциплинами, отражающими факт функциональной дифференциации общества. Диалог философии с частными науками Хабермас иллюстрирует то на примере психоанализа («Познание и интерес»), то на примере теории социальной эволюции («К реконструкции исторического материализма», Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus, 1976), то на примере теории общества («Теория коммуникативного действия»), то на примере теории права («Фактичность и значимость», Faktizität und Geltung, 1992). Теория познания возможна лишь в качестве теории общества — мысль, проходящая через все творчество Хабермаса. В противовес Марксу Хабермас четко различает философию истории и теорию общественной эволюции (сближаясь в этом пункте с Ж.Пиаже, Т.Парсонсом и Н.Луманом).

Основной  мотив критической теории своих  учителей, Хоркхаймера и Адорно, Хабермас с самого начала стремился дополнить теорией демократии. Благодаря этому дополнению Франкфуртская школа была выведена из тупика негативизма и получила мощный импульс для дальнейшего развития. Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас ещё в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения революционной студенческой молодежи. Это понятие — публичность, общественность (Öffentlichkeit). Другую важную тему хабермасовских исследований образует взаимосвязь права и демократии. Эта тема обсуждается Хабермасом в его книге «Фактичность и значимость». где развитое в предыдущих работах коммуникативное понятие разума применяется к классической теории суверенитета. Стержнем предлагаемой им теории права является полемика с восходящим к К.Шмитту (1888—1985) разделением воли и разума (voluntas и ratio). Согласно Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер.

Формулировки  и понятия Хабермаса оказали заметное влияние на современную мысль. Выдвинутые им в 1960-е годы понятия эмансипации, теоретико-познавательного интереса, коммуникации, дискурса в 1970-е годы были развиты в концепции «кризиса легитимности позднего капитализма», а в 1980-е годы дополнены терминами и афоризмами, получившими распространение в языке не только ученых, но и широкой публики («колонизация жизненного мира», «новая непрозрачность» и др.).

Полемика  Хабермаса с «историческим ревизионизмом» консервативных немецких историков дала толчок дебатам, вышедшим далеко за пределы академического «спора историков». Продуктивное восприятие идей Хабермаса ощутимо во многих странах, особенно в США, где его влияние на молодых радикально настроенных интеллектуалов едва ли не сильнее, чем в ФРГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключении хочется подчеркнуть, что как показывают исследования, молодежь больше, чем другие возрастные группы, поддерживала и поддерживает рыночные реформы. И зачастую, основываясь на подростковом сознании, имеет надежду на то, что рынок автоматически решит все проблемы.

Наша сегодняшняя жизнь  проходит под знаком глобальных перемен  в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей  развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников  школ закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные  ценности молодёжи формируются не без  помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но здесь возникает противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых условиях, а что о них  знает старшее поколение? Наши родители даже не могут себе это представить, и поэтому нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно предоставить молодым полную самостоятельность, без которой они не смогут выработать из себя настоящих людей. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена.

 

Список используемых источников.

 

  1. Багиров В.Б., Ганин Л.В., Попов В.Г., Реданкин В.Н. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических и духовных ориентаций. - Екатеринбург, 1993.
  2. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода// Социс. - 1995. - № 7.
  3. Кузнецов В. Н., Кузнецова В. Н., В.Н. Кузнецова, Кузнецов В.Н., ред., Под ред. В.Н. Кузнецова, Кузнецов В.Н. - ред. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ Учебник Издательство: АКАДЕМИКА (ЮРИСТЪ-ГАРДАРИКА), ГАРДАРИКИ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2005г.
  4. Лукичев П.Н., Скорик А.П. Поведенческая типология студенческой группы// Социс. - 1995. - № 7.
  5. Положение молодежи в Российской Федерации, 1995 (доклад Госкомитета РФ по делам молодежи правительству РФ). - М., 1995.
  6. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социс. - 1994. - № 6.
  7. Шубкин В.Н. Молодежь России: аспирации и реальность (методологические проблемы исследования)// Социс. - 1994. - № 3

8.       Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.

9.       Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.

10.    Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России.// СОЦИС.-2002.-№10.с.79.

 

Интернет  источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия - свободная энциклопедия.

 


Информация о работе Социология молодежи