Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:08, реферат
Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.
1. Введение. 3 стр.
2. Конкретизация понятия «молодежь», «социология молодежи». 4-5 стр.
3. Роль и место молодежи в обществе. 5-6 стр.
4. Несоответствие потребностей и возможностей молодых людей. 6 стр.
5. Основные проблемы социологии молодежи. 7-10 стр.
6. Пути решения проблем молодежи. 10-11 стр.
7. Заключение. 12-14 стр.
8. Список используемой литературы.
Содержание.
1. Введение.
2. Конкретизация понятия «молодежь», «социология молодежи». 4-5 стр.
3. Роль и место
молодежи в обществе.
4. Несоответствие потребностей и возможностей молодых людей. 6 стр.
5. Основные
проблемы социологии молодежи.
6. Пути
решения проблем молодежи.
7. Заключение.
8. Список
используемой литературы.
Введение.
Тема данного реферата «Социология молодежи» выбрана неслучайно. Избрание такой темы обосновывается тем, что можно много говорить и спорить о будущем нашей страны, мало придавать значение тому, что оно напрямую связано с молодым поколением, но пора всерьез задуматься о роли молодежи в общественной жизни нашего государства.
На сегодняшний день жизненные ценности современной молодёжи определяют образ нашего “завтра”, поэтому актуальность темы не ставится под сомнение. Таким образом, я попытаюсь раскрыть указанную тему, чтобы лучше разобраться в проблемах российской молодежи и путях их устранения, выяснив, каковы же ценности молодых людей и под влиянием чего они формируются.
Для раскрытия названной темы хотелось бы немного остановиться о самом понятии социология в целом. Под социологией в буквальном смысле подразумевают науку об обществе. Изучение общества невозможно без изучения человека, как ячейки этого общества. Человек вне общества едва ли смог существовать длительное время – на это способны далеко не все. Кроме того, еще одним важным объектом для изучения социологии являются межличностные отношения между людьми, как социальное взаимодействие. Также социология изучает поведение и сознание человека, который является продуктом внешнего воздействия. Именно воздействие внешних факторов и формирует человека. В дополнение ко всему это учение может прогнозировать и развитие общества. Среди других наук об обществе и общественных отношениях (таких как демография, право, экономика), социология играет определяющую роль, так как её методы позволяют оценивать многие процессы общественного развития.
Также
социология усердно изучает возрастные
психологические особенности, социологические
проблемы воспитания и образования, влияние
семьи и коллектива и многое другое.
Конкретизация понятия «молодежь», «социология молодежи».
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Исследование любой категории молодежи подразумевает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь. Большой энциклопедический словарь дает следующую характеристику понятия «молодежь» - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет. Этот период соответствует выбору профессии и своего места в жизни молодого человека, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
По моему мнению, границы молодежного возраста обусловлены прежде всего особенностями подготовки и вступления молодежи в продуктивную жизнь. На основе этого они фиксируются в соответствующих нормативно-правовых документах, где оговариваются право и возможность молодых людей заниматься самостоятельной профессиональной деятельностью самого разного характера, нести ответственность за свои поступки.
Молодость — это определенный этап биологической жизни человека, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности зависят от социальных условий. Так, в первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, человек достаточно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни не давала возможности особенно затягивать «подготовительный период».
Социология молодежи — это наука, объектом изучения которой является молодежь: ее общие и конкретные черты, особенности, интересы, потребности, проблемы социализации, деятельности во всех сферах жизни и т. п. Иными словами, объектом исследования является социальный облик молодежи.
Проблемы юного поколения изучают многие науки, поэтому подлинный "портрет" молодежи как большой социально-демографической группы общества можно представить себе лишь на междисциплинарном уровне, т. е. с учетом данных таких наук, как история, философия, педагогика, психология, социальная психология, политология и др. Только социология позволяет рассмотреть феномен "молодежь" в комплексе.
Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.
В книге Кузнецова В.Н «Социология молодежи» раскрыты систематизированные знания по социологии молодежи — о социализации личности и социальных групп в условиях социальной трансформации, а также о формах отклоняющегося поведения и угрозах, которые они представляют для человека и общества.
Роль и место молодежи в обществе.
Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.
1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.
2.
Молодежь — основной носитель
интеллектуального потенциала
3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.
Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.
Несоответствие потребностей и возможности молодых людей.
Распространенной точкой зрения является взгляд на потребность подростков как отражение в его сознании того предмета, который может удовлетворить нужду.
Однако,
существует общая специфика, особенность,
характерная для всего
Основные социальные проблемы молодежи.
Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.
В
России проблемы молодежи исследуются
как в контексте всего
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени” села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.
Основные проблемы социологии молодежи, имеющие теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах. Изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации, исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях, также определение морально-психологической готовности к труду и к безработице помогут решить основные проблемы подрастающего поколения.
Хочу обратить внимание и на то, что психологи особо выделяют период ранней юности — 14—18 лет. Социальный статус юноши неопределен: он уже не ребенок, но еще и не взрослый, с точки зрения права он еще не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готов к этому. Переломным в этом отношении можно считать достижение 18-летнего возраста, когда в соответствии с Конституцией РФ граждане приобретают полную дееспособность. Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей. Подросток может избрать для себя какой-то переходный социальный институт, например, учебу в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или начать полноценную трудовую деятельность.
Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. За прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях «взрослости». Оценки ее формальных признаков в самосознании молодежи (окончание школы, учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, юноши и девушки в качестве критерия социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату, постоянную работу и в 2 раза чаще — создание собственной семьи. Таким образом, современные молодые люди свое представление о «взрослости» прежде всего связывают с изменениями своих социальных ролей, прежде всего с началом трудовой деятельности и обретением самостоятельности.