Социология молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:08, реферат

Описание

Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.

Содержание

1. Введение. 3 стр.

2. Конкретизация понятия «молодежь», «социология молодежи». 4-5 стр.

3. Роль и место молодежи в обществе. 5-6 стр.

4. Несоответствие потребностей и возможностей молодых людей. 6 стр.

5. Основные проблемы социологии молодежи. 7-10 стр.

6. Пути решения проблем молодежи. 10-11 стр.

7. Заключение. 12-14 стр.

8. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

     Постепенное усложнение трудовой деятельности молодежи повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. В настоящее время современная молодежь начинает самостоятельную взрослую жизнь значительно позже, чем их ровесники в прошлом.

     Одна  из наиболее актуальных проблем на текущий момент остается ситуация с  трудоустройством выпускников ВУЗов. В последние годы картина еще  более усугубилась, по истечении 5 лет обучения в Высшем учебном заведении молодой человек вынужден долго и мучительно искать работу, причем диплом об окончании учебного заведения не дает никакой гарантии трудоустройства. На сегодняшний день данные статистики подчеркивают, что ежегодно биржа труда пополняется новыми соискателями работы, количество выпускников в настоящее время значительно превышает число вакансий. Вечная проблема несбалансированности спроса и предложения!

     Ситуация  усугубляется еще и тем, что при рассматриваемом сегодня Правительством увеличении пенсионного возраста (выход на пенсию граждан, достигших 62 лет), молодому специалисту станет еще проблематичнее найти работу.

     Таким образом, главными проблемами молодых  людей на рынке труда являются: отсутствие у молодежи требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта, молодежная безработица, проблема дискриминации женщин при приеме на работу, проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

     К сожалению, прошли те времена, когда  молодому специалисту создавались  все необходимые условия для  жизни и труда. В бывшем СССР государство  обеспечивало молодого специалиста  сначала работой, позже -бесплатным жильем (если такового у него не имелось).

     Сейчас  основные проблемы современной молодежи, которые раньше помогало подрастающему поколению решить государство (образование, трудоустройство), полностью легли на плечи самих молодых людей.

Пути решения проблем молодежи.

     Остановимся на возможных путях их решения.  Государству следует создавать основы для непрерывного образования работников, оказывать предприятиям и службам занятости помощь в приведении в соответствие спроса и предложения специалистов нужной квалификации, ориентировать молодежь в их выборе форм профессиональной подготовки и направлений профессионального роста, а также содействовать признанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков, компетентности и опыта. Также представляется целесообразным поощрять (посредством льгот налогообложения, кредитования) предприятия, создающие рабочие места для молодежи. Безусловно, важными методами, способствующими трудоустройству молодых людей, является: квотирование рабочих мест, организация практики студентов старших курсов на предприятиях, в том числе в рамках целевой подготовки, поддержка и развитие молодежного предпринимательства.

     В одном из последних интервью на канале ТВЦ (от 21.09.2010) Ю.М.Лужков отмечал: «Вопросы труда и занятости в городе отслеживаются трехсторонней комиссией - городскими профсоюзами, правительством Москвы и Конфедерацией промышленников и предпринимателей. Государство помогает нам финансами в формировании дополнительного потенциала рабочих мест. Уровень безработицы сегодня в Москве самый низкий в стране – 0,81 процента. Когда мы говорим о молодежи, о выпускниках вузов, то Правительство Москвы поставило перед нашим Департаментом труда и занятости вопрос так: чтобы после завершения учебы, колледжа, вуза молодой специалист обязательно получил как минимум одно предложение по работе. В городе сегодня минимальная заработная плата растет, по нашему трехстороннему решению сегодня молодые специалисты имеют еще и подъемные. Например, учителя имеют очень большие льготы, подъемные, городскую добавку к зарплате. Так что власть уделяет внимание тем, кто начинает свой трудовой путь.»

     В итоге необходимо отметить, для того чтобы обеспечить успешное вхождение  новых поколений в активную трудовую жизнь, требуются согласованные  усилия образовательных учреждений, органов занятости населения, организаций и предприятий, принимающих их на работу. И, конечно, самих «главных героев» - юношей и девушек, ищущих свое призвание.

     Сегодня служба занятости предоставляет услуги по профориентации, проводит профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации, для молодёжи здесь действует целевая профподготовка необходимых специалистов. Юноши и девушки, которые обращаются в службу занятости, имеют возможность открыть собственное дело. В этом молодым людям помогают семинары, на которых они получают необходимые знания.

      Важными направлениями развития этих задач  должна стать дальнейшая разработка и принятие законов, обеспечивающих гарантии прав и обязанности работников (прежде всего, молодежи) и работодателей; принятие комплексных социально – экономических программ по расширению рабочих мест, созданию безопасного труда; расширение финансирования незанятого населения и услуг по психологической поддержке безработных молодых людей..

      Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы — органическая часть всех социальных задач общества. 
 

Заключение.

      Молодежь  должна не только осознавать свою роль в создании собственного суверенного, самостоятельного, демократического государства и осуществить необходимые преобразования в стране, но и внести свой вклад в реализацию общей идеи культуры, мира и демократии.

      Молодым предстоит научиться жить в эпоху новых ценностей, новой этики взаимоотношений между людьми, народами, странами, ценя все достигнутое предыдущими поколениями, осваивая и развивая при этом новую этику, новую систему идей и ценностей.

      Оценка  роли молодежи в процессе смены поколений, скорее всего, должна осуществляться с  учетом следующего:

      • общесоциологического закона смены  и преемственности поколений  в обществе;

      • социальной дифференциации молодежи;

      • исторического подхода к анализу  проблем молодежи и молодежного  движения;

      • осознания молодежи как объекта  социального воздействия и субъекта социальной деятельности.

      Перед нами налицо существенные особенности, которые нужно учитывать в процессе изучения и практической работы с молодежью.

      Так, преемственность поколений относится  не только к молодежи, но и к обществу в целом, т. е. проявляется как  общесоциологический закон. И суть его состоит не просто в смене  одного поколения другим, их последовательности. Молодежь вступает в жизнь, уже обладая определенными материальными благами, в условиях определенного уровня социально-экономического развития общества. Поэтому ее задача — преумножать эти материальные и духовные богатства. Общество, государство обязательно должны учитывать это и исходя из таких закономерностей формировать и реализовывать политику по отношению к молодежи.

     В социологии молодежи прочно установился проблемный подход, т. е. исследователи строят  логику своей научной стратегии, в основном исходя из тех проблем, которые несет общество и время, а не из логики особой социально-демографической группы — молодежи.

      Если  общество действительно заботится  о будущем, то оно непременно должно делать ставку на молодежь. В случае же недооценки ее роли как субъекта и объекта исторического развития оно вынуждено платить за свои ошибки в отношениях с молодежью. Проблемы молодого поколения невозможно разрешить без сильной молодежной политики, без участия самой молодежи в ее реализации (Однако, в нашей стране, к сожалению, до сих пор нет закона о молодежной политике).

     Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня  не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно  сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи.

     Уважая  индивидуальное право человека выбирать подходящий для себя образ жизни, всем секторам общества, в том числе правительствам, следует разработать программы в интересах укрепления семей и поощрения развития отношений между поколениями.

      Чтобы пойти дальше своих предшественников (старшего поколения), молодежь должна быть готова к воспроизводству, развитию не просто материальных, но и духовных богатств, культуры своей нации, народа. Она во многом похожа на старшее поколение и одновременно отличается от него. Именно эти отличия, прежде всего положительного характера, являются залогом прогрессивного развития человечества.

      На  основании этого можно сделать  вывод, что формированию демократического, суверенного государства с рыночной экономикой, гражданского общества, в котором уважаются права и свободы человека, в котором он становится активным творцом собственной судьбы, препятствуют не медленный темп экономических реформ, не коррупция, беспорядки и вседозволенность, а отсутствие стратегии развития личности, механизма управления.

      Таким образом, программа деятельности Правительства должна строиться с учетом того, что социальная сфера не является обслуживающей для экономической, а призвана обеспечить формирование гражданского сознания и стимулирование общественно-политической активности населения.

     И, наконец, залог успешного разрешения проблем социологии молодого поколения - в нерасторжимом единстве слова и дела. 

Список  литературы:

Кравченко А.И. Социология. М.,2000.

Кузнецов В. Н., Социология молодежи. Г.,2007. 
Сайт:
http://obshectvo.ru

Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. – К., 1999

С.И.Сергейчик  «Факторы гражданской социализации учащейся молодежи», С.,2002

46-е  пленарное заседание 26 июля 2007 года. Дополнение к Всемирной программе действий, касающейся молодежи, до 2000 года и на последующий период, 2007

Вишневский  Ю.Р. и др. Практикум по социологии молодежи. М., 2000. 

Информация о работе Социология молодежи