Социология молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:21, реферат

Описание

Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.

Прежде речь пойдет о социологическом определении понятия «молодежь», хочется отметить, что ведущим методологическим принципом являются поколенческие отношения.

Содержание

1. Понятие «молодежь».

2. Тенденции молодежного развития.

3. Потребности молодежи.

4. Особенности культурных потребностей молодежи.

5. Особенности молодежи в современном российском обществе.

Работа состоит из  1 файл

Социология артема.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

- потребность  в знании (теоретико-познавательная), интерес человека к познанию  окружающей действительности и  применение этого знания в практической деятельности с целью воздействия на природу и общество и создания нового продукта материальной и духовной жизни;

- нравственная  потребность, стремление к развитию  таких нравственных сторон поведения  и характера личности, как чувство  социальной справедливости, совести, милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество и за собственные поступки. На реализацию этих потребностей не в последнюю очередь влияют такие факторы, как разница в культурном развитии разных социальных слоев общества, в их интересах, занятиях в свободное время;

- потребность  в духовном общении (коммуникативная), желание человека устанавливать  связи и взаимоотношения в  различных условиях своей деятельности, в том числе и в сфере  семейных отношений. Эта потребность человека удовлетворяется путем обмена информацией, усвоения произведений художественной культуры, потребления духовных благ, что способствует формированию благоприятных условий для развития личности;

- художественно-эстетическая  потребность является реализацией природного чувства прекрасного как проявление гармонии и эстетических стимулов в мироощущении человека. Эта потребность реализуется в процессе приобщения к художественной культуре и в значительной степени отражает показатели конкретной субкультуры.

     Тщательный  анализ всей системы духовных потребностей свидетельствует о том, что они  не остаются неизменными, а представляют собой продукт исторического  развития. В определенных жизненных  условиях наблюдается изменение  и дифференциация духовных потребностей. Особое влияние на этот процесс оказывают социально-экономические сдвиги, происходящие в обществе. Под воздействием конкретных изменений в социально-экономической и политической жизни неизбежно формируются новые виды духовных потребностей. Опираясь на такую структуру, концептуальная модель потребностей может быть сформулирована как теория трех уровней потребностей.

Во-первых, потребности, которые в сфере культуры выступают в виде потенциальных возможностей личности, такие, как априорная активность субъекта, стремление к общению, повышению культурного и образовательного уровня и т. п. В зависимости от их развития они могут перерасти в потребности второго уровня, которые находятся в устойчивой зависимости от деятельности учреждений культуры и искусства и удовлетворяются ими традиционно. Это потребности в просмотре кинофильмов, посещении театров, выставок, концертов, стремление к участию в художественной самодеятельности, к другим формам регламентированной досуговой деятельности и т. п. В-третьих, это потребности наиболее высокого уровня, предполагающие различные виды духовной деятельности, направленные на удовлетворение личностных запросов человека. Это индивидуальная работа по повышению духовной активности, по усвоению новостей науки и техники, культуры и искусства, политических знаний. Учитывая пластичность культурных потребностей, их динамичность и способность проявляться в определенных индивидуализированных продуктах духовного производства, надо иметь в виду, что особое место в их характеристике принадлежит деятельности личности. Поэтому культурные потребности невозможно представить без анализа процесса создания ценностей культуры и их потребления. Производство и потребление, являясь двумя сторонами единой системы, выражают основу индивидуализации культурной потребности. В свою очередь, стимулом культурной деятельности является интерес как объективная реальность. Если представить структурно процесс реализации культурных потребностей, то интерес будет той первоначальной ячейкой, от которой личность начинает свой путь в приобщении к духовным ценностям и их усвоению, на основе которых и формируется субкультура.

     Использование интереса в качестве базисного ядра культурных потребностей позволяет  особенно близко подойти к определению  содержания этих потребностей.

Интерес всегда выражает волю и желание конкретного  человека. Словом, потребность не может  проявляться иначе, чем через  интерес. В особенности это относится  к таким специфическим потребностям, как культурные, которые одновременно являются носителями интереса личности. Поэтому в разработке этого понятия большое место принадлежит эмпирическим показателям, позволяющим проследить путь формирования культурных потребностей, охарактеризовать их структуру. Опираясь на эти подходы, охарактеризуем систему культурных потребностей молодежи. 

4. Особенности культурных  потребностей. 

Важной особенностью культурных потребностей является их дуалистичность. Это проявляется  в том, что, с одной стороны, культурная потребность удовлетворяет личностные интересы приобщения к художественным ценностям, познания или создания тех или иных образцов культуры. Другая сторона культурной потребности – ее предметно-деятельная сущность. Потребность в художественном творчестве может быть удовлетворена, если она нашла формы оценочного воплощения и была воспринята не только отдельной личностью (мастером, актером, участником самодеятельности), но и массовым потребителем художественных ценностей (читатель, зритель, аудитория). Учет этих особенностей позволяет дифференцировать потребности художественного творчества с точки зрения их практической реализации. А это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно формировать потребности в художественном творчестве, принимая во внимание их обратную связь, проявляющуюся в каждой конкретной культурно-исторической ситуации по-разному.

     Значительное  место в системе субкультуры  молодежи принадлежит познавательным потребностям. Круг их проявления довольно широк. Условно можно выделить три  сферы их проявления: система получения  знания, чтение, средства массовой информации и искусства. Что касается первой сферы удовлетворения познавательной потребности молодежи, то она, в основном, реализуется за счет различных форм государственного образования, а, кроме того, за счет повышения квалификации, самообразования в экстерных учреждениях, а также в многочисленных образовательных структурах частного характера или работающих на принципах контракта. Определенное место здесь занимают краткосрочные формы обучения (курсы, семинары, различные школы, работающие за рубежом). Реализация потребности в чтении, прежде всего, связана со сложной дифференциацией читательского интереса молодых людей. Лишь часть этих потребностей удовлетворяется в нужном объеме в системе образования, что определяется учебной программой учреждений просвещения и курсов повышения квалификации. Что касается потребности в средствах массовой информации и искусства, то ее удовлетворение чрезвычайно усложнено главным образом за счет «плюрализма», царящего в СМИ и в сфере художественной жизни, за счет отсутствия должных нравственных норм, засилья низкопробной рекламы и произведений сомнительной художественной ценности. Изучение культурных потребностей молодежи предполагает также обязательное раскрытие содержания нравственных потребностей. Это наиболее сложная категория, которая с трудом поддается эмпирической фиксации, а проявляется в идеологических взглядах и мировоззренческой культуре личности.

     Будучи  существом социальным, человек в  своей деятельности особую роль отводит  нравственной регуляции. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость определенной системы нравственных потребностей, которые имеют критериальное значение для оценки поведения человека. Применительно к характеристикам культурных потребностей молодежи, влияющих на ее субкультуру, целесообразно остановиться на тех потребностях, которые формируют человека как нравственную личность. Нравственность сторона духовного мира личности, культура - другая его сторона, причем неразрывно связанная с первой. Поэтому без раскрытия нравственной направленности, идеалов и принципов личности невозможно охарактеризовать ее культуру. Подлинная нравственность личности детерминируется развитостью общественных отношений, уровнем демократизации и культуры.

     Тем не менее, носителем нравственности, как и культуры, является конкретный индивид, и именно он, конкретный человек, представляет собой уникальный сплав различных сторон духовного мира. Вот почему для понимания культурного развития личности необходимо рассматривать ее нравственные потребности.

     Система культурных потребностей молодежи довольно многообразна и соответствует, в основном, многофункциональному содержанию духовной культуры. Однако сами по себе эти потребности еще не определяют духовного облика молодежи и ее субкультуры. Вся суть в том, в какой мере они проявляются, как они отражают интересы и ценности личности. В реализации культурных потребностей проявляется сущностная сторона всего процесса культурного развития.

     Определяя конкретные подходы к социологическому изучению молодежной субкультуры, надо иметь в виду, что культурное потребление  и создание культурных благ неразрывно связаны с активностью субъекта. Элементы культурной инфраструктуры - образовательные и культурные учреждения, средства массовой информации, система пропаганды могут реализовать свои возможности культурного воздействия не иначе, как через активное участие молодежи в их работе. В свою очередь, степень активности населения определяет действенность того или иного элемента культурной инфраструктуры. Фактическое проявление культурной активности молодежи в разных областях социально-культурной деятельности неодинаково. Наиболее охотно молодежь участвует в зрелищных мероприятиях, посещая более половины массовых представлений.

На состояние  молодежной субкультуры влияет наметившееся рассогласование между активностью  читательских и зрительских интересов, с одной стороны, и их уровнем и возможностями удовлетворения, с другой. В сфере кино и в еще большей степени в сфере чтения молодежь сегодня сталкивается с особыми трудностями, так как эти социальные институты не готовы в достаточной мере удовлетворить потребности молодежной аудитории. В то же время, культурный уровень части молодежи затрудняет восприятие того, что предлагают эти институты. Это, в свою очередь, влияет на культурное развитие, делает личность молодого человека неустойчивой в культурном отношении. 

К сожалению, происходит отмирание традиционных видов молодежного  творчества, что главным образом  относится к народному ремеслу  и промыслам. Это связано с  общим процессом утраты традиционной культуры, что является следствием деформации национальных идеалов. Молодежь создает новые формы досуговой деятельности, которые постепенно приобретают право гражданства и распространяются как основа новой субкультуры. Будучи более мобильной, обладая более широким спектром интересов, молодежь активно ищет новые виды творческих объединений, культурно-познавательных мероприятий, смелее отказывается от старых, изживающих себя традиций культурной работы. Отмечая в целом позитивное содержание этих процессов как условие формирования молодежной субкультуры, нельзя не замечать тех сложностей, которые возникают при практической реализации этих вновь складывающихся направлений. Прежде всего, происходит постепенная индивидуализация культурной деятельности. Нельзя сказать, что это плохо само по себе, ведь подлинное творчество, как и потребности, строго говоря, всегда индивидуальны, плохо то, что новые виды занятий все более носят келейный характер. Появляются малые молодежные группы, закрытые для массового участника, для любого желающего. Стремление экономить на культуре усугубляет этот процесс, делает его элитарным. Это часто порождает факты жестокости, вандализма по отношению к ценностям духовной и материальной культуры, формирует бездуховность у определенной части молодежи.

     Таким образом, методологическая модель социологического изучения молодежной субкультуры базируется на изучении двух взаимосвязанных аспектов, охватывая систему культурных потребностей, с одной стороны, и интересы и ценности молодежной культуры с другой. Понятие «культурные потребности» направлено, главным образом, на раскрытие процессов создания, освоения и потребления ценностей культуры. Культурные потребности динамичны, способны проявляться в индивидуализированных продуктах духовного и материального производства. Особое место в реализации культурных потребностей принадлежит деятельности личности, для которой стимулом активности является интерес как объективная реальность.

     В структуре культурных потребностей молодежи происходят перманентные изменения. Прежде всего, они становятся более  динамичными, активно и последовательно реагируют на интеллектуализацию общественных отношений, на изменения в быте и обще культурном уровне жизни. Объективно отличительной чертой культурных потребностей молодежи является ориентация на творческие виды деятельности в процессе труда и досуга, приоритет познавательного интереса, высоких нравственных качеств личности. Однако реально это не исключает негативных тенденций, противоречащих задачам культурного развития молодежи и содержанию ее субкультуры.

     Культурные  потребности молодежи следует рассматривать в диалектической взаимосвязи двух форм их проявления, выражающихся в производстве культуры и потреблении созданных культурных ценностей. 

5. Особенности молодежи современного российского общества. 

Исследование  молодежной субкультуры делает необходимым изучение всей совокупности условий, определяющих культурное развитие молодежи в контексте социально-экономических изменений современного российского общества. Под влиянием новых социально-экономических процессов происходят значительные изменения в культурном облике современной молодежи. Характерные черты этого облика реализуются в социокультурной деятельности складывающейся молодежной субкультуры. Происходящие при этом изменения фиксируются за счет проявления нового отношения к социальным и культурным реалиям. Из всех факторов, определяющих новации в молодежной субкультуре, эти явления наиболее динамичны и противоречивы. Их конкретное содержание зависит от многих обстоятельств. Здесь влияние оказывает и расположение конкретного региона, и культурно-бытовые традиции, и национальные особенности, и степень развития новых форм хозяйствования, и внимание к социальным вопросам со стороны властных структур и хозяйственного руководства. Еще одной новой тенденцией, веянием времени в молодой среде стала проблема занятости молодежи. Однако независимо от того, как сегодня решаются вопросы молодежной политики, сама молодежь продолжает оставаться наиболее сложной социальной группой в России.

В результате проводимых реформ наше общество из социально стабильного стало такой системой, в которой большинство превращается в социальных аутсайдеров, теряет жизненную перспективу и возможность достижения приемлемого образа жизни. Занятость представляет собой сложное, многоуровневое и многоаспектное явление. Ведущими, занимающими приоритетное место в общественной практике, являются его социальная и экономическая составляющие. В различных экономических школах занятости уделяется достаточно внимания, поскольку решение этой проблемы затрагивает интересы многих людей, их труда, благосостояния и качества жизни.

     В широком смысле слова занятость - это участие граждан в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящей им, как правило, заработок (доход). Будучи функциональной характеристикой населения, занятость определяет степень его включения в процесс труда и, как следствие, распределение трудоспособных граждан по конкретным родам, видам и формам деятельности. В этом выражаются экономические аспекты занятости. Социологию же интересуют, прежде всего, закономерности, функционирование и развитие занятости как социального взаимодействия между человеком, желающим быть занятым и получать доход за свое участие в производительном труде, и обществом, обеспечивающим желание гражданина быть занятым за счет предоставления ему рабочего места. В современных условиях особые проблемы с занятостью возникают в молодежной среде, поскольку здесь сложились две достаточно устойчивые основные тенденции, характеризующие состояние молодежи в процессе становления и развития рыночных отношений. Во-первых, часть молодежи, выдержав первые «удары» демократизации экономики, приспособилась к рыночным условиям. В их число можно включить молодое поколение менеджеров, банковских служащих, управленцев среднего звена. Эта же категория работников оказалась и наиболее уязвимой в условиях обвала рубля в августе 1998 года. В результате сегодня она пополнила обновленные ряды незанятого населения. Вторая тенденция связана с появлением на рынке труда новых отрядов молодежи, которые пополняются за счет молодых людей, закончивших средние специальные и высшие учебные заведения, выпускающие специалистов, не обеспеченных рабочими местами. В настоящее время доля безработной молодежи составила 36 % от общего числа незанятого населения. При этом 32 % молодых людей не работают более года. Если учесть, что среди молодых людей только от 0,8 до 1 % способны заниматься предпринимательством, дающим средства к существованию цивилизованным способом, то понятно, насколько трудно молодежи найти достойное место в системе рыночных отношений. При наличии этих двух тенденций на современном рынке труда четко определяются социально обусловленные молодежные группы.

Информация о работе Социология молодежи