Социология молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:21, реферат

Описание

Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.

Прежде речь пойдет о социологическом определении понятия «молодежь», хочется отметить, что ведущим методологическим принципом являются поколенческие отношения.

Содержание

1. Понятие «молодежь».

2. Тенденции молодежного развития.

3. Потребности молодежи.

4. Особенности культурных потребностей молодежи.

5. Особенности молодежи в современном российском обществе.

Работа состоит из  1 файл

Социология артема.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

     Значительная  часть молодых людей попадает в ту категорию, которая имеет низкий уровень образования, не соответствующий современным требованиям, низкую общую культуру. Такая молодежь не вписывается в новые условия. По разным подсчетам она составляет до 80-90 % неработающей молодежи.

     Другая  ее часть относится к группе, которая после некоторого периода трудовой деятельности прерывает ее из-за низкой квалификации, отсутствия необходимых знаний или вследствие отмирания профессии. Наибольшую озабоченность вызывают те группы молодых людей, которые обречены на «перспективную» безработицу. Это особенно касается той части молодежи, которая выбрала интеллектуальные профессии. Невостребованность последних дополняет картину интеллектуального рынка труда.

     8 % молодых людей, получивших высшее  образование, изъявили желание  уйти из интеллектуальной сферы, около 2 % считают возможным уехать за рубеж для работы ради денег, в том числе и не по специальности и только 10 % считают возможным не порывать со своей профессией окончательно.

     Какие условия способствуют формированию таких тенденций, что выдвигает молодежь в число так называемых «перспективных» безработных? Главным образом - это катаклизмы в системе образования. Свертывание государственного финансирования, отсутствие госзаказа на специалистов, деструктуризация образовательного процесса приводят к тому, что большая часть выпускников вузов обречена на невостребованность на рынке труда или, как минимум, на работу не по специальности. В результате оказывается, что масса молодых специалистов имеет ограниченное право на трудовую деятельность.

     Немалую роль в этом деле играет состояние  рынка интеллектуального труда, которое складывается в результате определенной политики занятости в  отношении специалистов с высшим образованием. В настоящее время  чуть ли не решающим фактором из-за пресловутой политики вариативности образования, которая на деле привела к утрате передовых позиций нашей высшей школы, стало понятие «престиж вуза». На практике это означает, что значительная часть выпускников бакалавриата, второго высшего образования по престижным профессиям (экономист, юрист, менеджер, маркетолог) становятся невостребованными. Так называемый «престиж вуза» напрямую влияет на престиж получаемой профессии и, как следствие, на возможности трудоустройства.

     На  самом деле за всем этим стоит не что иное, как подрыв уровня профессиональной высшей школы. Главная причина этого кроется в том, что, как считают 72 % работников государственных вузов, высшая школа поставлена в условия выживания. Причина этого кроется, в том, что численность школьников резко снизилась; в среднюю школу не ходит около 30 % детей школьного возраста. Число беспризорных детей в стране достигло более 3 млн. человек. Все это является следствием внутреннего состояния самих образовательных учреждений. Ежегодно до 9 % квалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава порывают с высшей школой и уходят в другие сферы деятельности, 60 % преподавательского корпуса - это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Сегодня в образовательных учреждениях по существу отсутствует система воспроизводства молодых кадров, утрачивается понятие «научная школа». Пагубное влияние на состояние высшей школы оказала непродуманная политика «университезации» высшего образования. В этих условиях очень часто ключевые позиции в образовательных учреждениях занимают некомпетентные люди.

     В свою очередь эта ситуация оказывает  особое влияние на настроения молодых  людей, затрагивает их ориентацию на получение образования. Среди профессиональных предпочтений приоритет по-прежнему отдается экономике (63,2 %), праву (37,4 %) и гуманитарным специальностям (47,4 %), в том числе психологии - 34 %, социальной работе - 28,1 %, социологии - 19,4 %. При этом, последние специальности становятся также престижными и конкурентоспособными.

     Важно отметить, что большая часть респондентов аргументирует такой выбор желанием получить знания в области данной науки (34,7%), востребованностью профессии на рынке труда (16,5 %) и уверенностью в том, что рано или поздно полученные знания пригодятся в жизни (8,9 %). Почти треть опрошенных выпускников к моменту окончания вуза имеет опыт работы по избранной специальности. В ценностных ориентациях студенческой молодежи появляется ряд новых тенденций, которые свидетельствуют о дифференциации потребностей в образовании. Прежде всего, это касается различий в целевых установках студенчества и профессорско-преподавательского состава по назначению обучения в вузе! Более 90 % преподавателей считают вуз учреждением, где будущий специалист получает профессиональные знания. Основная же масса студенчества (1-3 курсы) высказали мнение, что институт позволяет им решать жизненные проблемы, не имеющие прямого отношения к образованию и получению профессии. Доля таких мнений снижается к моменту перехода студентов на старшие курсы, но в целом продолжает превалировать над другими ценностями.

     Среди новых функций образования социального  института появляется не наблюдавшееся  ранее направление, которое известно как рекреация. Значительная часть  поступающей в вузы молодежи рассматривает  образование в качестве условия, позволяющего спрятаться от многих тягот жизни, с которыми встречается молодой человек. Это, прежде всего более быстрое и устойчивое завоевание статусной позиции в обществе, а также легальная возможность иметь свободное время для каких-либо занятий и, не в последнюю очередь, - освобождение от службы в армии.

     Происходящие  изменения в образовательной  деятельности, в практике вузовской  работы делают учебу престижной, позволяют  рассматривать ее как специфическую  форму занятости молодежи. Молодые люди находятся под двойным гнетом. С одной стороны на их выбор влияют условия жизни и учебы, а с другой отсутствие социальных гарантий, делающих эти условия приемлемыми. Если учесть, что в психологическом плане молодежь остается наиболее неустойчивой и легко поддающейся влиянию группы, то последствия такого отношения к незанятости молодежи легко предсказать.

     Решение проблем социологии молодежи во многом зависит от целенаправленной и взвешенной молодежной политики, которая должна осуществляться в жесткой взаимосвязи с учетом современных изменений в развитии российского государства.

     Таким образом, молодежная проблема требует особого внимания, а социология молодежи как специальная социологическая теория дальнейшего обогащения данными эмпирических исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы. 

1. Кравченко  А.И Введение в социологию. Учебное  пособие. - М., «На Воробьевых», 1994.

2. Жуков В.  И. Российское образование: проблемы  и перспективы развития. М., 1998.

3. Кравченко  А. И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

Информация о работе Социология молодежи