Социология наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:23, контрольная работа

Описание

Журналистский стиль – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетёра) с совокупностью людей (р6еспондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой – исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Содержание

1 Социология наука об обществе………………………………………………………….....3
2 Основные этапы становления и развития социологии…………………………………...4
3 Общество как социальная система…………………………………………………….......5
4 Культура и ее основные элементы……………………………………………………..….6
5 Личность как субъект и объект общественных отношений…………………………..….7
6 Социальная стратификация……………………………………………………….………..8
7 Социальные группы и формальные организации………………………………………...9
8 Социология девиантного поведения…………………………………………………..…10
9 Теория социального контроля………………………………………………………….....11
10 Социальный институт и их роль в жизни общества………………………………...…12
…Список используемой литературы……………………………………………….……...14

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ российской федерации

Кафедра МЕНЕНЖМЕНТА и  экономики  
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

 
 
 
 
2011

 
 

    Содержание 

    1 Социология наука об обществе………………………………………………………….....3

    2 Основные этапы становления и  развития социологии…………………………………...4

    3 Общество как социальная система…………………………………………………….......5

    4 Культура и ее основные элементы……………………………………………………..….6

    5 Личность как субъект и объект  общественных отношений…………………………..….7

    6 Социальная стратификация……………………………………………………….………..8

    7 Социальные группы и формальные организации………………………………………...9

    8 Социология девиантного поведения…………………………………………………..…10

    9 Теория социального контроля………………………………………………………….....11

    10 Социальный институт и их роль в жизни общества………………………………...…12

      …Список используемой литературы……………………………………………….……...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Социология как наука об обществе

      Журналистский стиль – это метод получения  первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

      Суть  метода сводится к общению исследователя  прямо или косвенно через его  представителя (интервьюера, анкетёра) с совокупностью людей (р6еспондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой – исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

      В зависимости от того, какие условия  и формы общения опосредуют связь  исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

      При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и  сам его заполняет. В случае инте6рвьюирования в роли посредника  между текстом  вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования и ситуации опроса.

      Интервьюер  задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкцией.

      Научное сообщение обоснованно на получении достоверной информации. В социологии источниками такой информации являются социологические исследования. Это – изучение социальной деятельности, рассчитанное на получение теоретического знания, и практическое решение социальных проблем, осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации.

      Любое социологическое исследование предусматривает  наличие методологии, методики, техники и процедуры. Оно может быть представлено как совокупность некоторых еоретических постулатов, концептуальных моделей, методов, процедур, приемов сбора, обработки и анализа информации о социальных фактах – поведении индивидов и социальных групп, их оценках, суждениях и мнениях. 
 
 
 

2 Основные этапы становления социологии

      Объективным критерием процесса эволюции Г. Спенсер  считал  степень дифференциации и интегрированности того или иного явления.

      С принципом эволюционизма в спенсерской  социологии неразрывно связан принцип  организма – такой подход к  анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. В главе «Общество есть организм» основного труда Г. Спенсера «Основания социологии» он довольно обстоятельно рассматривает целый ряд аналогий между биологическим и социальным организмом: 1) общество как биологический организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме; 2) по мере роста общества его структура усложняется так же, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции; 3) как в биологических, так и в социальных организмах прогрессивная структура сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что, в свою очередь, сопровождается усилением их взаимодействия; 4) как в обществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур; 5) в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут определенное время продолжать существовать.

      Аналогия  общества с организмом позволила английскому мыслителю выделить в обществе три различные подсистемы:1) поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания; 2) распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоящуюся на разделении труда; 3) регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому.

      Проводя аналогию между обществом и биологическим  организмом, Г. Спенсер не отождествлял их полностью. Он, указывая, что существует определенное различие между биологическим  организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл этих различий Г.Спенсер видел в том, что в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе – наоборот – оно существует для блага своих членов.

      Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Оно, по сути дела, заложило основы будущего системного и  структурно-функционального подхода к изучению общества. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделил 6 типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные.    
 

3 Общество как социальная система

      Р. Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция это то следствие, которое вызвало намеренно и призвано в качестве такого. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.

      В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т. Парсонса. Т. Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнением которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

      1. Оно должно обладать способностью  к адаптации, приспособление к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовать и распределять внутренние ресурсы.

      2. Оно должно быть целеориентированным,  способно к поставке основных  целей и задач и к поддержанию  процесса и их достижения.

      3. Оно должно обладать способностью  к интеграции, включение в систему  новых поколений.

      4. Оно должно иметь способность  к воспроизводству структуры  и снятия напряженности в системе.

        Таким образом, Т. Парсонс выделяет 4 основных функций общества как самоинтегрирующееся, самовоспроизводящееся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводство структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функция целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры – подсистема верований, морали, органы социализации, включая семью и институты образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Культура и её основные элементы

      Каждое  общество имеет некоторое сочетание  основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Это совокупность призвано называть доминирующей культурой или всеобщей культурой. Ее содержание составляют общечеловеческие символы, ценности и образцы поведения. В то же время каждое общество структурировано на множества слоев, социальных групп, которые вырабатывают свои собственные символы, ценности и образы поведения, которые не подразделяются всеми людьми данного общества. Культурные символы, ценности и образы поведения, тесно связанные с общей доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называется субкультурой. Таким образом, субкультура – это совокупность символов, ценностей и обрядов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либу социальную группу. В современном обществе субкультурные различия определяются национальностью, религией, родом занятий, возрастом, социально-классовыми и другими различиями. В соответствии с этим можно выделить национальную, конфессиональную, профессиональную молодежную субкультуры, субкультуру правящей элиты и субкультуру социальных низов.

      Термин  «национальная культура» применяется  для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной старен, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация.

        Другой важнейшей формой является  конфессиональная субкультура. Конфессиональная культура складывается на основе общности и вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви.

      На  базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддистской культурах в целом. Отдельные ветви, направлениях в мировой религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. В свою  очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

      Профессиональная  субкультура образуется на основе общих  символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или  иной профессиональной группой. Она  тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют её представители. На неё оказывают влияние профессиональное образование и подготовка

5 Личность как субъект и объект общественных отношений

      Личность  является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. 

      Философия рассматривает личность с точки  зрения ее положения в мире как  субъекта деятельности, познания и  творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности  психических процессов, свойств  и отношений: темперамент а, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

      Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика  социологической  теории личности связана с процессом  формирования личности и развития социальных общностей, изучение6м закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые  наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множество теорией личностей,  которые отличаются друг от друга кардиальными методологическими установками.

      Личность  является субъектом социальных отношений, обладает способностью активно влиять на общество, творчески преобразовывать действительность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 Социальная  стратификация

      Анализ  социальной стратификации советского общества предприняли в 1687-1989гг. академик Т.И. Заславская и профессор Р.В. Рывкина. На основе конкретно-социологических  исследований  и данных статистики ими было установлено, что советское общество по комплексному критерию, включающую в себя 5 показателей (уровень доходов, власть, сфера деятельности, образование и престиж), структурировано 5 групп: вертикальные группы власти, различающиеся её природой, а также объемом этой власти; группы связаны со сферами и отраслями народного хозяйства, а также ведомствами, различающимися мощью, престижем и материальной базой; группы хозяйственных руководителей, различаются рангом власти; группы ИТР и творческие работники; группы, занятые в сфере семейной экономики и социально-трудовой деятельности.

Информация о работе Социология наука об обществе