Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:23, контрольная работа
Журналистский стиль – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетёра) с совокупностью людей (р6еспондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой – исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
1 Социология наука об обществе………………………………………………………….....3
2 Основные этапы становления и развития социологии…………………………………...4
3 Общество как социальная система…………………………………………………….......5
4 Культура и ее основные элементы……………………………………………………..….6
5 Личность как субъект и объект общественных отношений…………………………..….7
6 Социальная стратификация……………………………………………………….………..8
7 Социальные группы и формальные организации………………………………………...9
8 Социология девиантного поведения…………………………………………………..…10
9 Теория социального контроля………………………………………………………….....11
10 Социальный институт и их роль в жизни общества………………………………...…12
…Список используемой литературы……………………………………………….……...14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ российской федерации
Кафедра
МЕНЕНЖМЕНТА и
экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
2011
Содержание
1
Социология наука об обществе…………………………………………………………
2 Основные этапы становления и развития социологии…………………………………...4
3
Общество как социальная
4
Культура и ее основные элементы……………………………………………………..
5 Личность как субъект и объект общественных отношений…………………………..….7
6
Социальная стратификация………………
7 Социальные группы и формальные организации………………………………………...9
8
Социология девиантного поведения…………………………………………………..
9
Теория социального контроля………
10 Социальный институт и их роль в жизни общества………………………………...…12
…Список используемой
литературы……………………………………………….…
1 Социология как наука об обществе
Журналистский
стиль – это метод получения
первичной социологической
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетёра) с совокупностью людей (р6еспондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой – исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае инте6рвьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования и ситуации опроса.
Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкцией.
Научное сообщение обоснованно на получении достоверной информации. В социологии источниками такой информации являются социологические исследования. Это – изучение социальной деятельности, рассчитанное на получение теоретического знания, и практическое решение социальных проблем, осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации.
Любое
социологическое исследование предусматривает
наличие методологии, методики, техники
и процедуры. Оно может быть представлено
как совокупность некоторых еоретических
постулатов, концептуальных моделей, методов,
процедур, приемов сбора, обработки и анализа
информации о социальных фактах – поведении
индивидов и социальных групп, их оценках,
суждениях и мнениях.
2 Основные этапы становления социологии
Объективным критерием процесса эволюции Г. Спенсер считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления.
С
принципом эволюционизма в
Аналогия общества с организмом позволила английскому мыслителю выделить в обществе три различные подсистемы:1) поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания; 2) распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоящуюся на разделении труда; 3) регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому.
Проводя
аналогию между обществом и
Спенсеровское
представление об обществе как организме
позволило осмыслить и понять ряд важных
особенностей структуры и функционирования
социальных систем. Оно, по сути дела, заложило
основы будущего системного и структурно-функционального
подхода к изучению общества. Анализируя
социальную структуру общества, Спенсер
выделил 6 типов социальных институтов:
родства, образования, политические, церковные,
профессиональные и промышленные.
3 Общество как социальная система
Р. Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция это то следствие, которое вызвало намеренно и призвано в качестве такого. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.
В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т. Парсонса. Т. Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнением которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:
1.
Оно должно обладать
2.
Оно должно быть
3.
Оно должно обладать
4. Оно должно иметь способность к воспроизводству структуры и снятия напряженности в системе.
Таким образом, Т. Парсонс
4 Культура и её основные элементы
Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Это совокупность призвано называть доминирующей культурой или всеобщей культурой. Ее содержание составляют общечеловеческие символы, ценности и образцы поведения. В то же время каждое общество структурировано на множества слоев, социальных групп, которые вырабатывают свои собственные символы, ценности и образы поведения, которые не подразделяются всеми людьми данного общества. Культурные символы, ценности и образы поведения, тесно связанные с общей доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называется субкультурой. Таким образом, субкультура – это совокупность символов, ценностей и обрядов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либу социальную группу. В современном обществе субкультурные различия определяются национальностью, религией, родом занятий, возрастом, социально-классовыми и другими различиями. В соответствии с этим можно выделить национальную, конфессиональную, профессиональную молодежную субкультуры, субкультуру правящей элиты и субкультуру социальных низов.
Термин
«национальная культура»
Другой важнейшей формой
На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддистской культурах в целом. Отдельные ветви, направлениях в мировой религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.
Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют её представители. На неё оказывают влияние профессиональное образование и подготовка
5 Личность как субъект и объект общественных отношений
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии.
Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамент а, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития социальных общностей, изучение6м закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множество теорией личностей, которые отличаются друг от друга кардиальными методологическими установками.
Личность
является субъектом социальных отношений,
обладает способностью активно влиять
на общество, творчески преобразовывать
действительность.
6 Социальная стратификация
Анализ социальной стратификации советского общества предприняли в 1687-1989гг. академик Т.И. Заславская и профессор Р.В. Рывкина. На основе конкретно-социологических исследований и данных статистики ими было установлено, что советское общество по комплексному критерию, включающую в себя 5 показателей (уровень доходов, власть, сфера деятельности, образование и престиж), структурировано 5 групп: вертикальные группы власти, различающиеся её природой, а также объемом этой власти; группы связаны со сферами и отраслями народного хозяйства, а также ведомствами, различающимися мощью, престижем и материальной базой; группы хозяйственных руководителей, различаются рангом власти; группы ИТР и творческие работники; группы, занятые в сфере семейной экономики и социально-трудовой деятельности.