Социология наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:23, контрольная работа

Описание

Журналистский стиль – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетёра) с совокупностью людей (р6еспондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой – исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Содержание

1 Социология наука об обществе………………………………………………………….....3
2 Основные этапы становления и развития социологии…………………………………...4
3 Общество как социальная система…………………………………………………….......5
4 Культура и ее основные элементы……………………………………………………..….6
5 Личность как субъект и объект общественных отношений…………………………..….7
6 Социальная стратификация……………………………………………………….………..8
7 Социальные группы и формальные организации………………………………………...9
8 Социология девиантного поведения…………………………………………………..…10
9 Теория социального контроля………………………………………………………….....11
10 Социальный институт и их роль в жизни общества………………………………...…12
…Список используемой литературы……………………………………………….……...14

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

      К 80-м годам в советском обществе сложилась довольно устойчивая социальная структура. Переход в высший слой партноменклатуры был серьезно ограничен. С точки зрения советское общество – это закрытое общество, поскольку представляло мало возможности для продвижения индивидов и поколений с низших слоев в высший, правящий слой.

      В начале 90-х г. в результате политики «перестройки» и вызванных ею к жизни негативных тенденций в жизни советского общества СССР прекратило свое существование и советское общество. Современное Российское общество – это общество переходного типа. В нем осуществляется формирование социально – экономических и политических отношений нового типа, а вместе с этим осуществляется процесс интенсивного переструктурирования общества.

      В результате этих процессов в российском обществе складывается новая стратификационная система, в значительной мере аналогичная стратификационной системе западного типа. В последнее десятилетие в российском обществе сформировался высший слой собственников, составляющий около 3% всего населения. Основную часть этого слоя образовала бывшая номенклатура, которая, занимая ключевые посты в экономике и политике, в результате приватизации легализировала свою функцию реального распорядителя и собственника средств производства.

      Около 80% составляют низшие слои общества, уро  Вень жизни большинства, из которых находятся за чертой бедности. Средний слой социальной пирамиды исчисляется 17% населения. В его состав входят средние и мелкие предприниматели, фермеры, работники аппарата управления, высшие слои научно-технической интеллигенции и сферы культуры. Они весьма отдаленно напоминают так называемый «средний класс» западного общества. Профиль социальной стратификации в нашей стране  крайне острый и это служит источником постоянной социальной напряженности, которая может привести к социальному взрыву. 

7 Социальные группы и формальные организации

      При анализе групповой сплоченности можно выделить переменные, соответствующие, по мнению современных американских ученых А. и Б. Лоттов, специалистов по групповой динамике, совокупности причин и следствий симпатий членов малой группы.

      К причинам относят: частоту взаимодействия индивидов, групповой характер их взаимодействия, стиль руководства группы, фрустрацию и угрозу течению группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы. 

      В числе последствий симпатий, а  значит, и сплоченности выделяются: агрессивное поведение и отношении  несимпатичного группе лица, благоприятная оценка членами группы межличностного взаимодействия, изменение в оценке других лиц и во внутригрупповой коммуникации, рост комфортного поведения, возможное возрастание продуктивности группы.

      Для социологии эти переменные играют особое значение, т.к. ярко выражают эмпирический характер  переменных позволяет фиксировать их уже на уровне программы при проведении конкретных социологических исследований групповой сплоченности.

      Результатом групповых взаимодействий является сплоченность, мотивацией которой становиться совокупностей и ценностей: ожидание членов группы и субъективная вероятность того, что членство в группе будет иметь для человека благоприятные последствия. Наконец, индивидуальный уровень сравнения – некоторая средняя субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах.  Несмотря на то, что акцент в данном подходе делается на мотивацию, последняя опосредуется эмоциональным восприятием субъектов групповых отношений.

      Третий  подход – собственно социологический, делающий акцент на анализе сплоченности как ценностно – ориентировочном единстве членов групп. Сама по себе идея единства на основе общих, разделяемые всеми членами объединения ценностей не вызывает возражений. На этой основе объединяются практически все сообщества, однако в малых социальных группах ценности как основа сплоченности и играет особую роль.  
 
 
 
 
 
 
 

8 Социология девиантного поведения

      Социология  обращает внимание на то, девиация связана  скорее не физиологическими или психическими свойствами человека, а с той конкретной культурно- исторической средой, в которой он существует. Наиболее подробно разработаны различные аспекты социологического объяснения причин девиации в теории Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Они обращают внимание на процесс «удачной» или «неудачной» социализации личности. Успешность или адекватность процесса социализации, с этой  точки зрения обусловлено тем, что личность не только способна пассивно адаптироваться к системе социокультурных норм общества, но также проявляются в этом процессе творческую деятельную активность. Объясняя причину возникновения девиации, Э. Дюркгейм ввел понятие аномия. Аномия – это такое состояние, при котором личность не имеет твердо сложившегося социального статуса, в связи, с чем отсутствует и стабильность, т.е. предсказуемость в выборе линии поведения. Именно аномия, по Дюркгейму, выступает основой девиантного поведения. С ним вполне согласуется теория Т. Партсона, который, в свою очередь, понимал состояние аномии и обществе как результат реализации свободы выбора без наличия устойчивого восприятия действительности, взаимосвязей с основными социальными институтами, такими как семья, государство. Он также видел причину девиации в росте аномии общества.

        Р. Мертон предлагает для объяснения отклоняющегося поведения теорию аналогии, в которой акцент сделан на иной причине – разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Причину зарождения аномии в обществе Мертон видит в том, что появляется значительное число индивидов, которые они не могут следовать тем социальным нормам, которые они одобряют.

      Структурный анализ девиации предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных компонентов: человека как субъекта девиантного  поведения; нормы как критерия оценки девиантности либо комфортности поведения; внешнего объекта, регулирующего поведение. Эти факторы, рассмотренные с учетом конкретной социально-исторической и пространственно-временной ситуации, определяют специфику отдельных видов отклонений. 
 
 
 
 
 
 
 

9 Теория социального контроля

      Социализация, формируя наши привычки, желания и  обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

      При наличии высокой численности  населения и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам,  группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существует строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 Социальные институты и их роль в жизни общества

      Институционализация представляет собой процесс определения  и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

      Процесс институционализации, т.е. образования  института, состоит из нескольких последовательных этапов: возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; формирование общих целей; появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; появление процедур, связанных с нормами и правилами; институциализация норм и правил, процедур, т. е их принятие, практическое применение; установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

      Институты являются символами порядка и  организованности в обществе. Они  отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

  1. Экономические институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю совокупность производства и распределение общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
  2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации – преследуют политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества.
  3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующие воспроизводство культурных и социальных ценностей,  включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, защиту определенных ценностей и норм.
  4. Нормативно-санкционирующие институты – механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в обществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
  5. Нормативно-санкционирующие институты осуществляют общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.
  6. Церемониально-символические и ситуационо-конвенциальные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии  конвенциальных норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулирует  повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения.

      Самым древним  институтом общества является семья. В современной и социологической литературе семья обычно понимается как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

      
  1. Основы  социологии и политологии: Учебник / под общей редакцией В.П. Сальникова, Г.Д. Ковалева, Д.З. Мутагирова. – СПб: «Лань»,2002Г.
  2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций, - 3-е изд.-М.: Центр, 2000г.
  3. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ 1997г.
  4. Харчева В. Основа социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – Мю: Логос; КноРус, 2000г. 

Информация о работе Социология наука об обществе