Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:15, контрольная работа
Специфика исследования социологии преступности заключается в том, что она изучает не только преступления против закона, но и социально опасные деяния, ведущие к непосредственному преступлению:
- девиантное поведение;
- фактические преступления;
- поступки, разрушающие моральные устои и принципы;
Введение…………………………………………………………………стр.3
1. Концептуальные подходы к социологии преступности……..…стр.4
1.1. Антропологическая теория. …………………………...……стр.6
1.2. Концепция социальной природы преступлений……..……стр.7
1.3. Теория дифференциальной ассоциации…………………..стр.11
1.4. Социальные конфликты……………………………………стр.11
2. Специфика социологического анализа преступления……….…стр.13
2.1. Многомерный подход к исследованию преступления. …стр.14
2.2. Исследование позитивной роли преступления в общественной жизни. …………………………………………………….…стр.15
2.3. Изучение «фактических преступлений». …………………………………………………………….…стр.16
2.4. Исследование субкультуры преступного мира..…………стр.20
Заключение…………………………………………………………..…стр.21
Список используемой литературы……………………………………стр.22
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………стр.22
Введение
Социология преступности
- это отрасль юридической
Специфика исследования социологии преступности заключается в том, что она изучает не только преступления против закона, но и социально опасные деяния, ведущие к непосредственному преступлению:
- девиантное поведение;
- фактические преступления;
- поступки, разрушающие моральные устои и принципы;
Кроме того, социологи изучают социальные причины преступности, меры ее предупреждения, тенденции изменения преступности в обществе, социальный состав преступников, виды преступлений, дают прогнозы развития преступности.
В этом анализе они опираются на данные статистики, исследования правоведов, социальных психологов, психиатров, демографов и др.
1. Концептуальные
подходы к социологии
Социология преступности очень тесно связана с другими юридическими науками. Ближе других наук к социологии преступности стоит криминология. Когда объектом ее исследований становятся причины, условия, обстоятельства, ведущие к аморальным, противоправным и преступным действиям, она входит в предметную область социологии.
Когда рассматриваются юридические преступления в рамках определенных государственно-правовых норм, социология преступности тесным образом связана с уголовным правом. Если же речь идет о психологических особенностях совершения тех или иных видов преступления социология преступности связана с судебной психологией.
Используя данные юридических и других специальных отраслей знания, социология преступности применяет весь спектр методики и техники социологических исследований для анализа и прогнозирования преступлений.
В истории социологической мысли можно выделить несколько подходов к анализу преступности. Остановимся на наиболее распространенных и актуальных. Социологию права интересует, прежде всего, взаимосвязь общества как социального организма и преступности как социального явления. Что же все таки значит преступность для общества? В концепциях социологов не было единого ответа на этот вопрос, так, Ламбер Кетле Кетле (Quetelet) Ламбер Адольф Жак (1796-1874), бельгийский ученый, социолог-позитивист; один из создателей научной статистики, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1847), установил, что некоторые массовые общественные явления (рождаемость, смертность, преступность и др.) подчиняются определенным закономерностям, и применил математические методы к их изучению. Эмиль Дюркгейм Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858-1917), французский социолог, основатель французской социологической школы, выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию». Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Основные сочинения: «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
Э. Дюркгейм, признавая в
целом патологический характер преступности,
утверждал необходимость
Энрико Ферри Ферри (Ferri) Энрико (1856-1929), итальянский криминалист, последователь Ч. Ломброзо. С 1919 возглавлял комиссию по составлению проекта итальянского уголовного кодекса. подчеркивал ограниченность статистического подхода к анализу преступности как явлению в целом. Он высказывал сомнение в том, что только на основе количественных показателей анализа можно делать выводы о сущности преступности и ее месте в обществе. Напротив Э. Ферри отмечал, что постоянство этого социального факта не свидетельствует о его необходимости. Общеизвестна точка зрения юристов на преступность как на ненормальное и вредное для общества явление. Однако в истории социологии преступности была высказана и такая точка зрения, что преступности присуща определенная позитивная роль в обществе. Наиболее подробно данный подход был дан в работе Э. Дюркгейма «Норма и патология»:
- Преступление предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен.
- В некоторых случаях оно прямо подготавливает эти изменения.
- Коллективные чувства
обладают достаточной
- Преступление подчас помогает определить, какую форму примут эти чувства.
- Часто преступление является
лишь предчувствием морали
Э. Ферри считал, что преступность оказывает некоторое позитивное влияние на общество. Она «высвечивает» его болевые проблемы и помогает вырабатывать пути «излечения от них», подобно тому, как боль или даже болезнь могут быть полезны для человека как индикаторы его нездоровья.
В подходах к анализу природы преступности выделилось несколько основных направлений:
- антропологическая теория,
- концепция социальной природы преступлений,
- теория дифференциальной ассоциации,
- теория социального конфликта как основы преступления.
1.1. Антропологическая теория.
В основу антропологической теории положены идеи Ч. Ломброзо. Они были высказаны в работе «Преступный человек». Ч. Ломброзо утверждал, что преступника характеризуют определенные антропологические признаки:
- строение черепа;
- вместимость черепа;
- длина туловища;
- форма челюсти;
- общий тип лица и т. д.
Эти признаки передаются по наследству из поколения в поколение как явление атавизма. Атавизм (от лат. atavus -- отдаленный предок), появление у организмов признаков, свойственных их далеким предкам (напр., трехпалость у современных лошадей, развитие хвостового придатка у человека). Исследуемый Ч. Ломброзо органический и психический атавизм неоспоримо присутствует во многих аномалиях преступников.
Однако видеть природу преступности только в атавизме - явно односторонний подход.
Вне поля зрения исследователя могут остаться:
- преступления групповые,
- преступления случайные,
- преступления в политической сфере и т. д.
Многие социологи и
криминологи подвергали серьезной
критике антропологизм
1.2. Концепция социальной природы преступлений.
Сторонники концепции социальной природы преступности связывают появление и развитие преступности с социальными условиями жизни:
- уровнем функционирования социальных институтов;
- наличием возможностей для самореализации индивидов в обществе;
- проблемой доступности культурных ценностей и общественных благ;
- развитием политических свобод;
- содержанием воспитания людей.
Франц фон Лист (1851-1919), (австрийский юрист, один из основателей Международного союза криминалистов, представитель социологической школы уголовного права), основными социальными условиями развития преступности называет бедность и нищету.
Поэтому в качестве основного
направления борьбы с преступностью
определял необходимость
Другие ученые, И. Тейлор, П. Уолтон, Дж. Янг, основную причину преступности видели в буржуазном строе.
При буржуазных порядках не считается преступлением:
- эксплуатация людей;
- агрессивные войны;
- убийства.
Внимание акцентируется лишь на:
- грабежах;
- кражах;
- махинациях, которые, с их точки зрения, являются просто «бунтом против системы».
Э. Дюркгейм подчеркивал, что преступность - есть один из факторов, характеризующих общество. В обществе постоянно присутствуют источники, порождающие преступность в том или ином виде. «Представьте себе общество святых - образцовый монастырь примерных индивидуумов. Преступления в собственном смысле слова здесь неизвестны, однако проступки, представляющиеся несущественными мирянину, вызовут тут точно такой же скандал, какой обычные преступления вызывают в обычных условиях». Каждое общество порождает свои типы преступлений. Преступность прочно связана с основными условиями социальной жизни.
Э. Ферри определял преступность как ненормальное биологическое и социальное явление. Преступление не есть явление исключительно биологическое. Оно не есть также продукт исключительно физической и социальной среды. Всякое преступление есть продукт социальной ненормальности, постоянной или временной, прирожденной или приобретенной, продукт органического строения индивида, продукт внешних обстоятельств физических, социальных. Преступление имеет сложное происхождение, как биологическое, так и физико-социальное. Оно имеет различия в степени участия отдельных факторов в зависимости от различия лиц, обстоятельств, времени и места. Ф. Лист также не исключал антропологических факторов преступности, однако, считал их влияние производными от социальных. Он имел в виду, прежде всего, ту среду, в которой формируется и развивается индивид. Среди социальных факторов преступности Лист выделял:
- неравенство различных социальных слоев общества;
- нарушение социальных связей.
В. Богнер назвал такими факторами:
- частную собственность;
- классовое расслоение;
- конкуренцию;
- эксплуатацию.
Особое место в концепции социальной природы преступности занимает теория аномии. Э. Дюркгейм определил аномию как состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов, когда старые нормы и ценности уже перестают действовать, а новые еще не получили развития.
Социальная аномия - это состояние социальной дезорганизации, разрушенности или ослабленности социальных связей и нормативной системы общества.
Концепцию социальной аномии развивал Роберт Мертон (американский социолог, представитель структурно-функционального анализа), выдвинул идею о теориях среднего уровня, которые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии; разработал теорию аномии, поведения, отклоняющегося от социальных норм. С либерально-демократических позиций критикует бюрократические и милитаристские тенденции в США. Работы по социологии массовых коммуникаций, познания, науки. в работе «Социальная структура и аномия». По его мнению социальная аномия - дисбаланс между культурными ценностями общества и санкционированными институционными возможностями их достижения для различных социальных групп. Этот дисбаланс является постоянным фактором напряжения в социальной системе: «…каждая социальная группа обязательно сочетает свою шкалу желаемых целей с моральным или институционным регулированием допустимых и требуемых способов достижения этих целей. Многие способы, которые отдельным лицам представляются как наиболее эффективные … исключены из институционной сферы дозволенного поведения. Выбор же подходящих средств ограничен институционными нормами». Подобная ситуация может породить «противоправное и антисоциальное поведение» именно вследствие различия в значении, придаваемом целям и выбору средств их достижения.
Сходную позицию высказывал Э. Мейо. Когда богатство становится символом социального продвижения без соединения со средствами его достижения, речь идет о социальной аномии. Цель достижения денежного успеха вне связи со средствами его достижения - один из элементов, порождающих социальную аномию. Когда в обществе утрачен контроль над использованием институционно урегулированных способов приобретения состояния, становятся все более обычными «запрещенные» средства достижения цели обман, коррупция, аморальность, преступность и т. д.