Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа
Целью исследования является социология труда, особенность формирования рынка труда в условиях переходной экономики. Реализация заявленной цели обуславливает необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:
- изучить статус рынка труда;
- определить роль в развитии социологии труда;
- обосновать необходимость современной социологии труда.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования социологии труда в современном рынке представляет специальную социологическую теорию, содержавшую законы и категории, определяющие труд, как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В ней раскрывается специфика общественного труда как социального процесса и совокупности факторов, влияющих на этот процесс. Предмет социологии труда – это социально типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его социальной активности.
Изучив тему исследования, могу выявить, что в эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции общества непрерывно возрастает. Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессии и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний.
Целью исследования является социология труда, особенность формирования рынка труда в условиях переходной экономики. Реализация заявленной цели обуславливает необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:
- изучить статус рынка труда;
- определить роль в развитии социологии труда;
- обосновать необходимость современной социологии труда.
В таком случае, в процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Социология труда – отрасль социологии, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технико – технологических и социальных условий на отношение людей к труду[1].
Социология труда – это социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, в частности, механизмы действия и формы проявления закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности. Здесь анализируется комплекс проблем, связанных с деятельностью человека и коллектива в условиях развития современных технологических процессов, а также в экстремальных условиях труда (труд монтажников, шахтеров, работников химического производства, атомных электростанциях и т.п.)[2].
Социология труда – это комплекс отношений человека и коллектива к труду, его характеру, содержанию, условиям. Здесь анализируется отношения человека и коллектива к труду, связанные прежде всего, с материальной заинтересованностью, содержанием труда, взаимоотношениям в коллективе, смыслом труда в целом. Социология труда – социальная организация предприятия, коллектива, то есть особая система отношений, которая образует совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между работниками, которые трудятся в коллективе. Здесь в сферу влияния социологии труда входят многообразные проблемы, касающиеся структуры трудового коллектива, его функций, взаимоотношений между членами коллектива, в том числе подчиненными и руководителями (анализируя проблемы социально – психологического климата коллектива, имеющихся в нем конфликтов, методов руководства в коллективе, отношений, руководства и лидерства и т.п.)[3]
Основными понятиями социология труда выступают: Условия труда, организация труда, виды труда, содержание труда, характер труда, отношение к труду, удовлетворенность к трудом, трудовым коллективом, социально – психологический климат коллектива и т.п. Изучая отношение к труду, мотивацию труда, удовлетворенность трудом и т.п., целесообразно выделять основные общественные функции труда, выражающие его деятельную сущность. Ведь во – первых, труд выступает как способ удовлетворения человеческих потребностей. Это одна из важнейших функций труда, с которой начинается общественное бытие человека. Во – вторых, труд – созидатель общественного богатства. Посредством трудовой деятельности человек, удовлетворяя свои потребности, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В – третьих, труд – творец общества и фактор общественного прогресса. Удовлетворяя потребности человека и создавая богатство, труд лежит в основе всякого общественного развития. В – четвертых, человеко – творческая функция труда, проявляющаяся в том, что труд представляет как ваятель человека во все исторические эпохи. Создавая все ценности человеческого бытия, и как субъект общественного развития, человек развивает самого себя. В – пятых, труд – сила, прокладывающая человечеству путь к свободе, дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и посредством труда общество познает законы своего развития и законы природы.[4]
Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
1.1. Основные категории социологии труда.
Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей[5].
Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.
Процесс труда включает: 1) целесообразную деятельность человека, или сам труд; 2) предмет труда, т.е. то, на что направлена эта деятельность; 3) орудие производства, которыми человек воздействует на этот предмет.
Организация труда оказывается на таких ключевых элементах, как рабочее место, разделение труда и его кооперация, распределение работы и контроль. Последний элемент означает, что применяются экономические рычаги, социальные санкции и юридические нормы[6].
В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.
Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов. Принципиальная особенность социологии в целом, и социологии труда в частности, состоит в двойственности методологического статуса. Таким образом, двойственный статус социологии труда вытекает также из многомерности общественного труда как предмета социологического исследования.
Потребовалось изменить сложившиеся стереотипы поведения и работника, и работодателя. К этому открытию - искать резервы эффективности труда в самом человеке, человеке как субъекте труда - подошла не только научная мысль[7].
Анализ труда как философско-социологической категории означает, что он рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, исходного условия его бытия, которое определяет способ отношения человека к миру и человека к другому человеку. Являясь основой всех других сторон общественной жизни, труд исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека -- из животного мира. В этом проявляется его социо - антропогенетическая функция[8].
В социологическом исследовании предмет, орудия и продукт используются в качестве эмпирических референтов, с помощью которых описывается содержание индивидуального труда. Как таковые предмет, орудие и продукт труда - технические термины, поэтому употребляются социологами косвенно, через включение их в иные понятия[9].
1.2. Условия социологии труда.
Большое внимание уделяют - условиям труда. Это комплекс социально-экономических, технико-организационных и естественно-природных факторов, в которых происходит трудовой процесс. Они влияют на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом и эффективность труда, текучесть кадров.
В условиях труда можно выделить следующие основные компоненты:
- социально-производственные (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства);
- социально-экономические (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы);
- социально-гигиенические (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность). Например, комфортабельность кабины трактора, автомобиля. Есть опасные условия труда, выживания - загрязненность, травматизм, профзаболевания;
- социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями). Особенно чувствительны к морально-психологическому климату женщины.
Производственные конфликты приводят к большим потерям рабочего времени, снижению эффективности труда. Исследования показывают, что половина конфликтов вызывается издержками руководства, треть - психологической несовместимостью работников.
В теоретическом плане можно выделить следующие условия:
отношение человека к труду как моральной ценности;
отношение к определенному виду труда, профессии;
отношение к выполняемой работе.
Социологи называют последнее инструментальным. Человеку не нравится выполняемая работа, но привлекает зарплата. И совсем иное - чтобы жить для дела, для других людей, использовать работу для реализации своих способностей. Исследователи часто сталкиваются с такой ситуацией: человека не устраивает получаемая зарплата, но нравится сама работа. Особенно характерно это противоречие для профессий умственного труда, отличающихся высокой степенью творчества: наука, культура, просвещение.
Отношение к труду может быть положительным, отрицательным или индифферентным. В отношении к труду определяется заинтересованность в нем человека, осознанность его потребности, стремление к реализации своего трудового потенциала[10].
Оно у работника проявляется в поведении, мотивации и оценке труда. Схематически это можно представить следующим образом:
Отношение к труду представляет собой сложное социальное явление, включающее три основных элемента:
1) мотивы и ориентация трудового поведения;
2) реальное и фактическое трудовое поведение;
3) оценку работниками трудовой ситуации.
Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. Мотивация - это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения трудового поведения. В основе мотивов находятся потребности. Наиболее удачную классификацию потребностей разработал американский психолог А. Н. Маслоу[11].
Он выделил пять уровней потребностей:
физиологические и сексуальные (в пище, дыхании, одежде и т. п.);
экзистенциальные (в безопасности, стабильности, уверенности в будущем и т. п.);
социальные (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, участие в совместной трудовой деятельности и т. д.);
престижные (в уважении, социальном статусе, признании и т. п.);
духовные (в самовыражении, творчестве).
Важнейшее значение для повышения эффективности трудового процесса имеет стимулирование труда. Стимулирование труда основывается преимущественно на материальных средствах вознаграждения, поощрения и санкций, в качестве которых выступает заработная плата. Но не любая оплата труда является одновременно и его стимулированием. Наблюдения и исследования специалистов показывают, что существует множество ситуаций, когда оплата труда не стимулирует.
Характеристики рабочего места и удовлетворенность условиями труда. На частном предприятии значимых различий в характеристиках рабочего места в зависимости от возраста не выявлено. Вместе с тем молодые рабочие как акционерного, так и частного предприятия значимо выше, чем их старшие коллеги, оценивают уровень рассогласования между своими профессиональными знаниями и выполняемой работой. Особенно сильно это проявилось на частном предприятии, где больше половины молодых рабочих (57%) считают, что выполняемая работа не требует всех их знаний и умений (среди рабочих старшего возраста такого мнения придерживаются 28%). Невозможность реализовать свой образовательный и профессиональный потенциал у молодых приводит к повышению уровня неудовлетворенности различными элементами производственной ситуации.
1.3. Общественный процесс труда.
Если простой процесс труда раскрывает специфический для человека способ обмена веществ между ним и природой, то общественный процесс труда представляет способ обмена продуктами деятельности между людьми. Первый по преимуществу индивидуален, а его «чистой формой» выступает ручной труд отдельного индивида. Второй всегда коллективный, его субъектом выступают большие социально-профессиональные группы людей (совокупный субъект), занятые в народном хозяйстве и применяющие современные средства производства, созданные коллективным трудом. Формирующиеся здесь отношения качественно отличаются от таковых в простом процессе труда.
Трудовые операции присутствуют здесь в своих простых инстинктивных формах. Человек преодолевает сопротивление вещества природы, совершая с ним механический обмен, воздействуя на него с помощью той логики, которая подсказана самой природой. В процессе труда человек не выходит за рамки природного существа, учитывает естественные свойства материала (его вес, массу, сопротивление, ковкость и т. п.), а не общественные потребности[12].