Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа
Целью исследования является социология труда, особенность формирования рынка труда в условиях переходной экономики. Реализация заявленной цели обуславливает необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:
- изучить статус рынка труда;
- определить роль в развитии социологии труда;
- обосновать необходимость современной социологии труда.
Следующей основной предметной областью изучения социологии труда являются трудовые отношения. Эти отношения складываются с момента включения человека в процесс труда и подлежат регулированию юридическими нормами с целью защиты прав работников. Нормы права, регулирующие трудовые отношения работников, являются важным фактором, который определяет положение работника в трудовой сфере и одновременно выполняет важные социально-экономические функции в масштабе государства.
С целью определения закономерности развития общественных отношений и места человека в сфере труда социология труда также изучает культуру труда и производства. Под культурой труда следует понимать ряд мер, которые направлены на создание такой рабочей среды, которая бы соответствовала натуре человека и развивала бы у участников процесса труда чувство эстетического восприятия как в отношениях к среде труда и производства, так и в отношениях к выпускаемой работником продукции.
Следующим предметом изучения социологии труда является способ использования рабочего времени. Для общества и человека большое значение имеют процесс организации рабочего времени в течение всей рабочей смены и отношение работников к рациональному использованию рабочего времени.
Социология труда как наука изучает, и способы использования свободного времени, так как от формы использования времени вне работы будет зависеть и то, как работник будет использовать свое рабочее время. При изучении социологии труда особое внимание уделяется изучению свободного времени работника, которое представляет собой вид свободного существования, выбранного человеком в качестве лучшего способа самореализации.
Также к предметной области социологии труда относят нормы социально-трудовых отношений, нормы трудовой морали и уровень степени ответственности субъектов трудового коллектива[33].
Понятие трудовой морали заключается в наборе норм поведения работника в процессе выполнения им трудовых функций, которые основаны на процессах понимания роли и значения труда в каждом обществе.[34].Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что социология труда служит своеобразной теоретической основой для практики трудовых решений на макро– и микроуровнях.
Предмет социологии труда (с точки зрения социологической теории) заключается в механизме и структуре социальных и трудовых отношений, а также явлений и процессов в сфере труда.
Цель изучения в социологии труда заключается в произведении анализа происходящих социально-трудовых явлений и процессов, разработке способов прогнозирования, планирования и управления ими. В свою очередь это позволит создать благоприятные социальные условия для эффективной работы трудового коллектива и отдельного работника.
В процессе изучения предметной области социология труда призвана решать такие задачи, как:
1) оптимизация и мониторинг социальной структуры трудового коллектива и общества в целом;
2) изучение рынка труда с точки зрения регулятора рациональной и оптимальной мобильности ресурсов труда;
3) выявление путей рациональной и эффективной трудовой реализации личностного потенциала;
4) оптимизация сочетаний материальных и моральных стимулов и модернизация отношения к труду в рыночных условиях ведения хозяйства;
5) улучшение контроля и ликвидация отклонений от моральных принципов, принципов культуры труда и производства;
6) анализ причин возникновения трудовых конфликтов в коллективах и выработка комплекса мероприятий, направленных на их предупреждение и разрешение;
7) разработка и внедрение системы защитных социальных гарантий для работников[35].
Задачи социологии труда заключаются в выработке системы мер и методов применения социальных факторов для решения основных экономических и социальных проблем человека и общества, в том числе в создании форм социальных гарантий работников, мер социальной защищенности личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя заданные мною задачи исследования социологии труда в современной России, делаю вывод, что роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.
Социальные изменения как переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модернизация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.
Полное игнорирование человеческого фактора дополнялось стремлением работодателей обеспечить тотальный контроль за трудом работников, при помощи которого пытались выкачать из работника максимум возможного, не считаясь с "человечностью" средств и методов достижения прибыли. Необходимость современной социологии труда заключается в борьбе с безработицей, находящейся на первом месте проблемы, предоставление организованного рынка труда и высокого уровня добываемых работниками доходов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социология для студентов вузов: Учебник для вузов/С.И. Самыгин [и др.]. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 189с.
2. Социология: Учебник для вузов/ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин.- СПб.: Питер,2003. – 432с.
3. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 407с.
4. Социология: Учебник для вузов/ Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.: Гардарики, 2002. – 432с.
5. Социология: Учебное пособие/ И.В. Мостовая.- Ростов на Дону.: Феникс, 1999. – 320с.
6. Социология: Учебник/ С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2000. – 344с.
7. Общая социология: Учебное пособие/ А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 654с.
8. Социология: Учебник/ С.С. Новикова.- Воронеж.: Издательство НПО «МОДЕК», 2000.- 464с.
9. История социологии: Учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 608с.
10. Социология, общий курс: Учебник/ Ж.Т. Тощенко.- М.: Прометей, Юрайт-М, 2003.- 527с.
11. Стратегия социологического исследования: Учебник /В.А. Ядов.- М.: Добросвет, 2003.- 600с.
12. http://revolution.allbest.ru/s
13. Социология: Учебник/ С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2003. – 341с.
14. Экономика и социология труда: Учебник/ И.И. Шукшин.- Издательство ВятГу, 2001.- 212с.
15. Социология труда: Учебник/ Г.И. Соколова.- Минск.: Высшая школа, 2002. – 320с.
16. Основы современной социологии: Учебник/ С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов.- Издательство: Педагогическое общество в России, 2002.- 256с.
17. Социология труда: Учебник/ О.В. Ромашов.- М.: Гардирики, 2002.- 347с.
18. Социология: краткий курс/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра- М, 2003.- 203с.
28
[1] Социология для студентов вузов: Учебник для вузов/С.И. Самыгин [и др.]. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 189с.
[2] Социология труда: Учебник/ О.В. Ромашов.- М.: Гардирики, 2002.- 347с.
[3] http://revolution.allbest.ru/
[4] Социология труда для студентов вузов/ С.И.Самыгин и др. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -189с. – с.176
[5] http://revolution.allbest.ru/
[6] Социология. Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанов, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 407с.- с. 221-222
[7] Журнал № 4 2003 г. Ж. Т. ТОЩЕНКО Предмет и структура социологии труда
[8] Социология труда: Учебник/ О.В. Ромашов.- М.: Гардирики, 2002.- 347с. – С.89-92
[9] Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. Проф.В.Н. Лавриненко.- 2- е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 407с. – С. 226- 228
[10] Экономика и социология труда: Учебник/ И.И. Шукшин.- Издательство ВятГу, 2001.- 212с. – С.
[11] Маслоу А. Мотивация и личность. – СПБ.: Евразия, 1999.- 214с. – С. 87
[12] Социология, общий курс: Учебник/ Ж.Т. Тощенко.- М.: Прометей, Юрайт-М, 2003.- 527с.- С. 326-330
[13] Учебное пособие “Экономика и социология труда” / Сост.: А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, К.Э. Оксинойд; ГУУ. М., 2001. 242 с.- С. 85-87
[14] Борисова Е. Индивидуальный подход к мотивации сотрудников (По материалам конференции “Управление предприятием: система мотивации персонала”) // Персонал-МИКС. – 2004. – № 2.
[15] Маслоу А. Мотивация и личность. – СПБ.: Евразия, 1999.- 214с. – С. 96 -97
[16] Статья подготовлена в рамках учебно-методического комплекса «Социология труда» (грант РГНФ № 01-03-85003а/у).
[17] Социология. Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанов, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 407с. – с.223
[18] Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с. – С.82-83
[19] Баткова И.А. Организация оплаты труда в условиях в условиях перехода к рыночным отношениям: М.: 1994. – 84с. – С 67 -72.
[20] Социологический журнал № 4 за 2003г., Отношение к труду молодых рабочих промышленных предприятий в советские и постсоветские периоды, Темницкий А.Л.
[21] Социология: краткий курс/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра- М, 2003.- 203с. – С.82
[22] Стратегия социологического исследования: Учебник /В.А. Ядов.- М.: Добросвет, 2003.- 600с.
[23] Баткова И.А. Организация оплаты труда в условиях в условиях перехода к рыночным отношениям: М.: 1994. – 84с. – С 67 -72.
[24] Социология: Учебник для вузов/ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин – СПб.: Питер, 2003. – 432с. – с. 150-151
[25] Гражданский кодекс, ГЗОТ
[26] Эксперт №5 1998 г
[27] История социологии: Учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 608с.
[28] Социология: Учебное пособие/ И.В. Мостовая.- Ростов на Дону.: Феникс, 1999. – 320с.
[29] Социология для студентов вузов: Учебник для вузов/С.И. Самыгин [и др.]. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 189с. – С. 101-108
[30] История социологии: Учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 608с. – С. 269-270
[31] Социология труда в новых условиях. Самара: Изд-во Самарский университет, 1992, с. 3-5
[32] Социология: Учебник для вузов/ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин.- СПб.: Питер,2003. – 432с.
[33] Общая социология: Учебное пособие/ А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 654с
[34] Основы современной социологии: Учебник/ С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов.- Издательство: Педагогическое общество в России, 2002.- 256с.
[35] Социология: Учебник/ С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2000. – 344с.