Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:12, контрольная работа
Задача данной работы состоит в том, чтобы показать основные проблемы социологии труда, а так же типы ценностно-нормативных и ценностно-мотивационных образований, регулирующих трудовую деятельность населения, - то есть, те, которые задаются официальной идеологией общества, и те, что характеризуют массовые установки людей относительно важности для них труда в целом и отдельных его сторон.
Введение........................................................................................................2
Что изучает социология труда…………………………………………….3
Основные проблемы социологии труда………………………………….4
Структура и функции труда………..…………..…………………………6
Динамика трудового процесса.....…………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………11
Источники…………………………………………………………………..12
Тема:
Социология труда
Содержание:
стр
Введение......................
Что изучает социология труда…………………………………………….3
Основные проблемы социологии труда………………………………….4
Структура и функции труда………..…………..…………………………6
Динамика трудового процесса.....…………………………………………8
Заключение……………………………………………………
Источники………………………………………………………
Введение
Основным и вечным естественным условием существования человеческой жизни является труд. Он выступает именно таким условием, потому что представляет собой целесообразную деятельность, в процессе которой люди при помощи орудий труда воздействуют на природу и используют ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Вследствие этого труд оказывается фундаментальным социальным фактором и определяет все жизненные отправления общества на всех исторических этапах его развития. Именно им обусловлены экономическая деятельность и социальная структура общества, механизмы власти, господства и подчинения, факторы социализации личности (семья, школа, трудовой коллектив и др.) и культура, а более всего - образ жизни людей и уровень их благополучия. Недаром ведь гениальный писатель и знаток человеческих душ – Лев Николаевич Толстой подчеркивал: "Труд- великий двигатель человеческой природы: он единственный источник земного счастья и добродетели".
Социально-экономический уклад нашего общества претерпевает сегодня фундаментальные изменения. И в этой связи закономерно усиливается интерес к тому, как люди относятся к своему труду.
Задача данной
работы состоит в том, чтобы показать основные
проблемы социологии труда, а так же типы
ценностно-нормативных и ценностно-мотивационных
образований, регулирующих трудовую деятельность
населения, - то есть, те, которые задаются
официальной идеологией общества, и те,
что характеризуют массовые установки
людей относительно важности для них труда
в целом и отдельных его сторон.
Что изучает социология
труда.
Проблематика трудовой деятельности человека всегда занимала центральное место во всей многогранной жизнедеятельности общества, и возникла одновременно со становлением социологии в качестве самостоятельной науки. Проблематике труда уделяли много внимания и Конт, и Дюркгейм и Маркс, Вебер и все основные создатели социологии: она же занимает одно из центральных мест в современной социологической науке.
Как и любая другая наука, социология труда имеет свою предметную область, которую составляет социологический анализ процессов трудовой деятельности и отношений, возникающих в ходе ее развертывания между включенными в трудовой процесс людьми. Такой анализ является не одномерным, а многомерным, включает в себя множество взаимосвязанных компонентов. Основные из них сводятся к следующему: [1 : 44]
1. Выяснение отношения индивидов и социальных групп к труду и в процессе труда.
2. Изучение особенностей взаимодействия отдельных личностей и социально-демографических групп в процессах трудовой деятельности, в том числе их интеграции, дифференциации, кооперации и т.п.
Определение отношения общества к труду как к специфической ценности, которая сама способна создавать все новые и новые ценности.
Выяснение оценки
обществом труда в его количественных
и качественных характеристиках, включая
производительность труда, формы и величину
заработной платы, ее место в совокупном
доходе индивидов, групп и всего населения
страны в целом.
Исследование
сущности и роли организации труда, ее
различных форм.
Изучение ситуации,
складывающейся на рынке труда, в частности,
мотивации трудовой деятельности, ее стимулирования,
из
меняющегося соотношения численности
работающих и неработающих, безработных
и т.п.
Определение направлений, путей и средств социальной защиты трудящихся, в том числе и после выхода их из сферы трудовой деятельности (пенсионеры, безработные, временно не работающие, инвалиды и т.п.).
Таким образом, социология труда является не только теоретической наукой, толкующей причины и следствия, но и прикладной общественной дисциплиной.
Подобный подход к определению предмета исследования социологии труда предполагает выделение следующих основных областей: изменение содержания и характера труда, социальная импликация таких изменений, трудовая среда и положение человека, человеческий фактор (рабочая сила), право на труд, занятость и безработица, профессиональная подготовка (трудовая квалификация), организация и использование рабочего и внерабочего (особенно свободного) времени, культура труда, влияние внерабочего образа жизни на трудовую деятельность, социологический аспект организации труда (трудовых групп), конфликты в трудовых коллективах.
Подробнее рассмотрим
некоторые из этих проблем.
Основные проблемы
социологии труда.
Прежде всего, предметом исследования социологии труда является человеческий фактор (рабочая сила). Это возрастная и профессиональная структура рабочей силы, возможности трудоустройства, т.е. осуществления права на труд, а также безработицу; система профессионального обучения специальностям, т.е. получения квалификации для выполнения отдельных операций и заданий в трудовых процессах, диктуемых требованиями научно-технологической революции.
Важная область изучения - трудовые отношения. Они начинаются с момента включения человека в трудовой процесс и регулируются, как и общественные отношения, нормами закона, цель которых не только определить условия, обеспечивающие беспрепятственное выполнение трудовых процессов, но и защитить права трудящихся. Правовые нормы, регулирующие трудовые отношения, являются важным фактором, определяющим положение человека в трудовой среде, и одновременно выполняют важную социальную функцию государства. [2.]
Стремясь определить закономерности общественных отношений и положение человека в трудовой среде, социология труда изучает также культуру труда. Под трудовой культурой следует понимать ряд мероприятий, направленных на создание рабочей среды, соответствующей человеческой натуре и развитию у участников трудового процесса эстетического чутья, как в отношении к трудовой среде, так в отношении и к выпускаемой продукции.
Социология труда изучает и способ использования рабочего времени. В обществе большое значение имеет уменьшение количества рабочих дней в неделе, организация рабочего времени в течение рабочего дня и отношение участников трудового процесса к использованию рабочего времени. Наряду с этим социология труда изучает и формы использования внерабочего времени. Это важно потому, что от способа использования внерабочего времени зависит то, как человек будет использовать рабочее время. В рамках внерабочего времени социология труда особое внимание уделяет изучению свободного времени, которое представляет собой вид существования, добровольно выбранного в качестве наилучшего способа самореализации своего «Я».
В круг интересов социологии труда входит изучение трудовой морали и видов ответственности в трудовых группах. Под трудовой моралью подразумевается набор норм поведения человека в процессе труда, основанных на общем понимании положения и значения труда в данном обществе. Кроме всего прочего, социология труда изучает и причины появления основных противоречий в формальной и неформальной организации рабочих групп, формы их проявления и возможные способы их согласования и (или) решения. А именно – в формах организации труда существуют и будут существовать дифференцированные, противоположные интересы, которые не только обусловлены многими общественно историческими причинами, но часто являются и особенностью личности. В неустойчивых условиях проявление интересов, конфликтных ситуаций и их согласование становится специфическим.
Таким образом,
социология труда, должна служить теоретической
основой для общественной практики на
микро и макроуровнях. Необходимо согласование
общественных потребностей в экономически
рациональном развитии производительных
сил с общественными и цивилизационными
подходами, с гуманизацией положения человека
в трудовой среде. [4.63]
Структура и функции
труда.
Труд как сложный социальный процесс обладает определенной структурой. Ее основные компоненты таковы: [1.46]
Предметы труда - это вещества природы, на которое человек воздействует при помощи средств труда. Например, земля есть предмет труда, а плуг или трактор, используемые в сельском хозяйстве, - это средства труда. Средства труда подразделяются на:
а) сырье (необработанное вещество, например, каменный уголь);
б) полуфабрикат
(частично обработанный материал); в) естест
венные (находимые человеком в самой природе,
например, нефть):
г) искусственные (не имеющиеся в природе,
но изготавливаемые
человеком, например, химические волокна).
Средства труда-
вещь или совокупность вещей, которые
человек помещает между собой и предметом
труда, чтобы получить в
процессе трудовой деятельности нужный
ему продукт. Сюда входят:
а) орудия труда (машины, станки, инструменты и т.п.);
б) всеобщие материальные условия труда (здания, сооружения, автомобили, железные дороги, средства связи и т.п.).
Продукт труда-
это получившее окончательную обработку
вещество природы, превращенное трудовой
деятельностью в за
конченную вещь, будь то стул, стол, костюм,
машина и т.п.
Существенное значение в социологии придается содержанию труда, которое представляет собой совокупность определенных трудовых функций, обусловленных предметом и средствами труда, технологией производства, его организацией и мастерством работников. Содержание труда воплощает в себе функции в трудовом процессе - исполнительские, управленческие, наблюдения, наладки оборудования, регистрации, контроля и т.д. Оно отражает особенности соединения работника со средствами производства, определяемые уровнем развития производительных сил, главным звеном которых является человек, совершающий трудовую деятельность.
Характер труда обусловливается целями общественного производства, господствующими в обществе отношениями собственности, свойственной ему социально-экономической системой. В условиях рабовладельческой и феодальной социально-экономических систем труд носит принудительный характер, причем господствующим здесь является внеэкономическое принуждение. В условиях индустриального общества капиталистического типа труд приобретает юридически свободный характер, однако элементы принуждения здесь сохраняются, приобретая силу экономического давления на работника. Дело в том, что работник, лишенный собственности на средства производства, оказывается вынужденным продавать свою рабочую силу на рынке труда, чтобы посредством участия в трудовой деятельности обеспечить себя и свою семью необходимыми средствами существования. Таким образом, принуждение к труду сохраняется и в этом обществе, но оно приобретает иной, а именно-экономический характер, обеспечивающий экономически стимулируемый, но юридически добровольный приток носителей и продавцов рабочей силы на рынок труда.
Важное значение в социологии имеет выяснение функций, выполненных человеком в процессе труда, и функций самого труда как специфически человеческой деятельности. Основные функции труда таковы:
создавать условия и средства жизни человека;
развивать человека как социальное существо, как личность;
приносить удовлетворение
человеческой потребности в
деятельности;
приносить удовлетворение
(неудовлетворение) общением в
процессе труда с другими людьми.
Какие же функции выполняет человек, включенный в процесс трудовой деятельности? Таких функций много, но наиболее существенные из них состоят в следующем: [1.46]
Человек в процессе труда достигает его основную цель – создание определенного продукта труда, а это предполагает распределение трудовых функций между станочниками, наладчиками, инженерами, менеджерами и т.п.
В процессе труда человек осуществляет простое обслуживание производственной деятельности – перемещение, транспортировку, перемещение средств, предметов и продуктов труда, вспомогательные работы (уборку помещений, например).
В процессе труда
осуществляется и сложное обслуживание
производственной деятельности - ремонтные
работы, наладка машин и механизмов и др.
Важной функцией
является непосредственная организация
и руководство трудовой деятельностью,
которые осуществляют
мастер цеха, начальник смены, руководитель
лаборатории и т.д.
Существенное
значение имеет обслуживание процессов
управления трудовой деятельностью, которое
осуществляют специалисты экономической,
юридической службы предприятия, отделов
снабжения, маркетинга и др.
Важную роль выполняет разработка научных основ трудовой деятельности, которой профессионально занимаются специалисты в области эргономики, физиологии, психологии, социологии труда, менеджмента и т.п.
Важнейшей функцией,
выполняемой в процессе трудовой
деятельности, является организация труда.
Она включает в себя, разделение труда
(его специализацию), кооперацию труда
(обеспечение функциональной взаимосвязи
работников), распределение работ и осуществление
контроля над ними, приведение в действие
экономических рычагов, юридических норм
и социальных санкций, обеспечивающих
высокое качество и производительность
труда, рационализацию системы и структуры
управления трудовыми процессами, улучшение
условий труда, проектирование и внедрение
новых методов и приемов труда, подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
кадров, служебные перемещения в зависимости
от компетентности работников, эффективности
и качества их труда.