Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:12, контрольная работа
Задача данной работы состоит в том, чтобы показать основные проблемы социологии труда, а так же типы ценностно-нормативных и ценностно-мотивационных образований, регулирующих трудовую деятельность населения, - то есть, те, которые задаются официальной идеологией общества, и те, что характеризуют массовые установки людей относительно важности для них труда в целом и отдельных его сторон.
Введение........................................................................................................2
Что изучает социология труда…………………………………………….3
Основные проблемы социологии труда………………………………….4
Структура и функции труда………..…………..…………………………6
Динамика трудового процесса.....…………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………11
Источники…………………………………………………………………..12
Динамика трудового
процесса
Основными мотивами трудового поведения выступают потребности, установки, ценностные ориентации личности, ее функциональные состояния, а также внешние побуждения – стимулы, которые подразделяются на материальные и моральные. Важными мотиваторами активного трудового поведения, кроме перечисленных факторов, являются ожидание достижения в процессе труда значимой цели и удовлетворенность трудом. В наше время, стало очевидным, что, наиболее эффективная мотивация труда осуществляется тогда, когда люди уверены, что их усилия позволят им достичь цели, приведут к желаемому вознаграждению, приведут не только к удовлетворению потребностей (физиологических - в еде, воде, отдыхе и др.; социальных - в социальных связях, идентификации личности, в самоуважении и др.), но и принесут удовлетворенность самим процессом труда и его результатами. [4. 44]
Глубокий экономический, социальный и духовный кризис в Беларуси как и в других странах СНГ, начавшийся с резкого спада подъемов и темпов производства в 1992 г. и продолжающийся до сих пор привел к резкому ухудшению условий и содержания труда, к снижению размеров его вознаграждения. В результате этого численность занятого населения сократилась во всех отраслях материального производства, кроме торговли. В непроизводственных отраслях численность занятых несколько увеличилась за счет прироста количества работающих в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, кредитовании и страховании, управлении. В то же время почти вдвое сократилась численность работающих в науке и научном обслуживании, на одну треть – в искусстве.[1. 51]
Такие негативные сдвиги при их дальнейшем сохранении неизбежно принесут огромный, может быть даже невосполнимый, урон интеллектуальному потенциалу нации, ее образованию и культуре.
В тесной связи с этими и другими тенденциями находится создание рынка труда. Создание и развитие рынка рабочей силы, наряду с финансовым, товарным, информационным и другими его вилами,- неотъемлемая часть процесса становления рыночной экономики. Рынок труда призван выполнять несколько взаимосвязанных задач, основными из которых являются осуществление связи производства и потребления, обеспечение материальных стимулов, качества и общественной полезности, регулирование трудовых ресурсов по различным отраслям народного хозяйства. Именно рынок создает реальную возможность соразмерять результаты труда и вознаграждение работника в соответствии с этими результатами. В большинстве случаев (если речь идет, разумеется, о нормальном, а не кризисном состоянии экономики) хорошо вознаграждается интенсивный и высокоэффективный труд. Естественно, что приспособление к такой системе ставит очень непростые задачи перед работником, включенным в рыночные отношения, где почти всегда в проигрыше оказываются менее квалифицированные, менее старательные, не инициативные. Эти работники, а так же пожилые и не вполне здоровые люди первыми, и сполна, могут почувствовать на себе сложности становления рыночного хозяйства. Они же последними ощутят преимущества такой организации общественной жизни, при которой право на труд обеспечивается не государственной гарантией, сколько способностями, квалификацией, стараниями, прилежанием работника. Сложность ситуации усугубляется еще и тем, что свобода распоряжаться собой у членов общества возрастает, а спрос на труд, особенно неквалифицированный, падает. [1 .53]
Переход к рынку, начавшийся после развала советской системы, по природе своей является процессом вероятностным, а, значит, содержит в себе довольно ощутимые элементы риска. Рынок труда не составляет исключения, а самым существенным элементом риска здесь является опасность в поисках лучшей и более высокооплачиваемой работы потерять ту, которая есть. Разумеется, если все люди будут придерживаться гарантированной работы, а ее может предоставить только государство, то никакого рынка труда создать будет невозможно, а потому и не для кого станет производить разгосударствление и приватизацию собственности.
Когда мы говорим
о становлении рынка труда, то имеем в
виду важнейшие социально-психологические
механизмы (наряду с экоомическими) этого
многогранного процесса. Наиболее сильнодействующий
из них составляют стремление человека
к максимальному применению своей способности
к труду и соответствие оплате, поиск подходящего
места работы, готовность вызвать конкуренцию
за более выгодное рабочее место и готовность
рисковать. Независимые социологические
опросы показывают, что в нынешних условиях
только четверо из десяти трудоспособных
людей готовы на риск потерять работу
ради более высокой оценки и оплаты труда
на другом рабочем месте, а более половины
предпочитают гарантированную работу,
пусть и при невысокой заработной плате.
К тому же сегодня "рискоготовность"
не получает достаточного развития, поскольку
в условиях экономического и социально-политического
кризиса у большинства населения резко
снизились мотивация к труду и роль его
в жизнеобеспечении и переоценка отношения.
[1.54] Таким образом, важнейшее значение
приобретает повышение эффективности
производства, рост рентабельности, прибыльности,
повышение качества, конкурентоспособности
продукции и как следствие всего этого
- рост реальных доходов населения. Такая
ориентированность развития экономической
сферы даст возможность повысить социальную
значимость труда в нашем обществе, усилить
социально-экономические механизмы его
мотивации и стимулирования, поставить
оплату труда в зависимость от квалификации
работников и качества выполняемых ими
работ. Тем самым труд превратится в основное
мерило человеческого достоинства.
Заключение
В настоящее время, очевидно, что наиболее эффективная мотивация труда осуществляется тогда, когда люди уверены, что их усилия позволят им достичь цели, приведут к желаемому вознаграждению, приведут не только к удовлетворению потребностей (физиологических - в еде, воде, отдыхе и др.; социальных - в социальных связях, идентификации личности, в самоуважении и др.), но и принесут удовлетворенность самим процессом труда и его результатами.
В данной работе
приведены основные термины и понятия
применяемые в социологи труда, показаны
основные явления в связи в реформированием
рынка труда. Наиболее важным из них, является
стремление человека к максимальному
применению своей способности к труду
и соответствие оплате, поиск подходящего
места работы, готовность вызвать конкуренцию
за более выгодное рабочее место и готовность
рисковать. Независимые социологические
опросы показывают, что в нынешних условиях
только четверо из десяти трудоспособных
людей готовы на риск потерять работу
ради более высокой оценки и оплаты труда
на другом рабочем месте, а более половины
предпочитают гарантированную работу,
пусть и при невысокой заработной плате.
К тому же сегодня "рискоготовность"
не получает достаточного развития, поскольку
в условиях экономического и социально-политического
кризиса у большинства населения резко
снизились мотивация к труду и роль его
в жизнеобеспечении и переоценка отношения.
Источники
1.
Бабосов Е. М. Общая социология. Мн: Тетра-Системс.
2002 г
2.
Кравченко А. И. Щербина Н. Проблемы социологии
труда. Российская Академия Наук Институт
Социологии. М: 1995г.
3.
Кравченко А. И. Прикладная социология
и менеджмент: Учеб. пособие. М.: Изд-во
МГУ, 1995.
4. Маркович. Д. О предмете и задачах социологии труда.// Экономическая социология, с. 63 – 65. 1996.