Ведение
Программа исследования:
Проблема: взаимоотношения персонала
и руководства.
Цель: исследование отношения руководителя и
подчиненных на примере торговой компании
ООО «Премиум».
Задачи: Рассмотреть понятие,
структуру и функции управления;
изучить методы управления; проанализировать
проблему отношений руководства и подчиненных.
Вектор поиска новых
подходов к формированию и развитию
экономики России в настоящее
время всё больше смещается в
сторону творческого применения
современной теории и практики управления. Именно система современного
цивилизованного управления, как показывает
мировой спад, является фактором стабилизации
и дальнейшего эффективного прогрессивного
развития экономики любой страны. В этом
направлении кроются огромные потенциальные
возможности национального развития,
способные придать ему стимулы самоорганизации
и самоуправления.
Все организации имеют
доступ к одним и тем же ресурсам,
однако продуктивность их деятельности
различна. Это отличие определяется
качеством управления. Как свидетельствует опыт в современных условиях
научно-технического прогресса 40% прироста
производительности труда является результатом
применения прогрессивных систем управления.
Актуальность этого
направления постепенно находит
своё отражение в изменении мышления как правительства, как так и руководителей
организации, что обусловлено осознанием
того что рыночные условия усиливают элементы
неопределённости не только отдельных
предприятий, но и экономики в целом.
Глава I. Социология управления
1.1. Понятие, структура и функции
управления.
Социология
управления - отрасль социологии, изучающая
закономерности, формы и методы целенаправленного
воздействия на социальные структуры
и процессы, которые имеют место
в организациях и обществе.
Механизм управления
присущ всем без исключения областям деятельности
людей, он как бы интегрирует в них, обеспечивает
выработку и применение способов, методов
и форм достижения намеченных целей.
Под управлением понимается
воздействие, основанное на систематическом
взаимодействии и достоверном знании, субъекта управления
(управляющие подсистемы) на социальный
объект (управляемую подсистему).
Социология управления:
- Тесно соприкасается с научным менеджментом, но отличается от него. Научный менеджмент: производственная деятельность - поле для управления, а социальное управление - носитель совокупных общественных отношений.
- Анализирует мотивы, желания, ценностные ориентировки индивидов в процессе производства, изучает факторы и условия производственной сферы.
- Вырабатывает прогрессивные методы организации управления, принятие решений на различных уровнях, организационную систему рабочего режима, разрабатывает возможности профессионального перемещения и совмещения на рабочих местах.
- Занимается структурными связями в трудовом коллективе. Трудовой коллектив бывает нескольких видов: первичный (объединение людей, совместное управление производством, личный контакт по поводу производства); промежуточный (из нескольких первичных коллективов, связанных одним типом - технологическое объединение); и единство промежуточных и первичных коллективов, связанных общими задачами.
Задачи социологии управления:
- Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды.
- Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий.
- Задача обусловлена необходимостью объяснения, почему в системе управленческой деятельности появляются те или иные новшества, инновации, и в силу каких обстоятельств возникают новые способы их реализации.
Структура управления
Структура управления не
остается неизменной, а характеризуется
подвижностью и изменчивостью. Из определения
её сущности становится очевидным, что
она предполагает систематическое воздействие
субъекта управления на социальный объект,
составляющий предметную область управленческой
деятельности. А это означает, что двумя
исходными, первичными компонентами управленческой
структуры являются субъект и объект управления.
Субъект управления - это
лицо, группа лиц или специально
созданный орган, являющийся носителем
управленческого воздействия на
социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность,
направленную на сохранение качественной
специфики, обеспечение его нормального
функционирования и успешное движение
к заданной цели.
Объект управления - это
социальная система (страна, регион, отрасль,
предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены
все виды управленческого воздействия
с целью ее совершенствования, повышения
качества функций и задач, успешного достижения
запланированной цели (целей).
Объекты управления характеризуются
большим разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким
основаниям.
По масштабам и уровням
управленческого воздействия объекты
управления подразделяются следующим
образом: страна, отрасль, регионы, предприятия
и т.п.
По видам регулируемой
деятельности объекты управления дифференцируются на: производственную, социальную,
политическую, социокультурную деятельность.
По адресату управленческого
воздействия объекты управления
подразделяются на:
- население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности;
- население областных, районных, городских социально-территориальных общностей;
- персонал министерств и ведомств;
- персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений;
- персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т.п.
Но какой бы иерархический
ранг или какой бы тип объекта
управления мы не рассматривали, всегда
и везде на передний план в социологическом
исследовании управленческой деятельности
выдвигаются социальные отношения и взаимодействия
людей, вовлеченных в тот или иной вид
деятельности и объединенных в те или
иные социальные организации и институты.
В структуре управления
наряду с дифференциацией людей на две основные группы, из которых
первые разрабатывают и осуществляют
управленческие решения, а вторые осуществляют
производственную, политическую и иную
деятельность в соответствии с принятыми
решениями, существует ряд компонентов,
которые в наиболее существенных своих
чертах определяются теми задачами, которые
решаются в процессе осуществления управленческой
деятельности.
Функции управленческой
деятельности:
1. Обеспечение целеполагания
и целедостижения силами и
средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания
и целедостижения реализуется посредством
выдвижения:
- целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;
- целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
- целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.
2. Административная функция.
Отражает деятельность управленческой
структуры на основе законодательства
в области труда и нормативных
актов, регулирующих кадровую
сферу и складывающиеся трудовые
отношения, в том числе составление штатного расписания
организации, прием, увольнение, передвижение
кадров, соблюдение трудового законодательства
и т.п.
3. Информационно-аналитическая
функция. Обеспечивает приток
информации из окружающей социальной
среды в данную организацию и из этой организации в
окружающую среду, а также информационное
обеспечение управленческой структуры,
подчиненных ей структурных подразделений
и отдельных индивидов, включенных в состав
данного предприятия, фирмы, корпорации
и т.п. Без этого невозможно обеспечение
целеполагания и целеосуществления, сплочение
членов организации для решения поставленных
перед нею задач.
4. Социальная. Заключается
в социальной поддержке и защите
работников, создании условий для
их эффективного труда, определении
уровня заработной платы, социальных льгот,
оздоровлении работающих и их семей, организации
их содержательного отдыха.
5. Прогнозирование. Она
заключается в определении возможных
изменений в окружающей социальной
среде, например, конъюнктуры рынка,
и соответствующей этому трансформации задач
и действий данной организации. Учитываются
также возможные внутренние изменения
в самой организации, в том числе ее кадровом
потенциале, в подготовке, переподготовке
и повышении квалификации работников,
в планировании их служебной карьеры.
6. Планирование. Представляет
собой процесс выбора целей
данной системы (организации)
и решений, необходимых для
их достижения.
7. Мотивационно-стимулирующая
функция. Предполагает создание
необходимых условий (материально-технических,
финансовых, социально-психологических,
бытовых и др.), побуждающих сотрудников
к активной и эффективной трудовой деятельности
посредством экономических (зарплата,
премия и т.п.), моральных (благодарность,
награда, почетное звание и др.) и иных
рычагов. В первую очередь, учитывается
необходимость оценки работы в соответствии
с ее качеством, эффективностью и результатом.
8. Корректирующая деятельность
управляемой системы. Направлена
на недопущение срывов и невыполнения
порученных заданий, на повышение
эффективности и качества работы всех подразделений
и звеньев данного объекта управления.
9. Удерживание возможных
отклонений в функционировании
системы (организации) в определенных
пределах, обеспечивающее сохранение
ее целостности, качественной
специфики и динамической устойчивости.
10. Обеспечение компетентности
и дисциплины всего персонала,
всех должностных лиц данной
организации в их повседневной
служебной деятельности.
11. Осуществление контроля
всех подразделений данной организации.
Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов
с помощью нормативного (в том числе правового)
регулирования.
12. Создание благоприятного
климата для успешной работы
всех сотрудников организации
способствует достижению высоких
результатов в деятельности данной
организации.
13. Обеспечение целостности
системы (организации). Сохранение
упрочение ее качественной специфики
и динамичного устойчивого развития.
14. Повышение качества
и эффективности служебной деятельности.
Включает в себя разработку
прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений,
формулирование и реализацию предложений
и планов по совершенствованию организации
труда, по ориентационным изменениям в
структурных подразделениях, по улучшению
мотивации и стимулирования всех направлений
деятельности организации, по обеспечению
высокой эффективности ее деятельности.
1.2. Методы управления
Метод - сознательно и
последовательно применяемый способ
достижения намеченной цели.
Метод управления - совокупность
способов и приемов воздействия
субъекта управления посредством своей дельности
на управляемый объект для достижения
поставленной цели.
Методы социального
управления объединяет одно общее основание:
все они должны учитывать в
полной мере интересы, потребности
и мотивации людей, участвующих
в процессах, которые развертываются в управляемой
подсистеме.
В социологии как науке
о социальных взаимодействиях личностей,
групп, общностей в системе общества
важное значение придается методам,
т.е. сознательно и последовательно
применяемым способам достижения намеченной цели. Еще более существенное
значение имеет выяснение сущности и роли
методов управления в такой специфической
и, пожалуй, самой сложной отрасли человеческой
деятельности, каковой является управленческая
деятельность. Под методом управления
обычно понимается совокупность способов
и приемов воздействия субъекта управленческой
деятельности на управляемый объект для
достижения поставленных целей. Социология
управления описывает и интерпретирует
большое количество методов, применяемых
в управленческой деятельности, как общенаучных,
свойственных любой сфере познания и преобразования
действительности, так и специфических,
свойственных только управленческим взаимодействиям.
Чтобы управление было эффективным,
очень важно применять системную
методологию, методы системного подхода к организации
управленческой деятельности. Поскольку
общество, любая его сфера, организация,
группа, личность функционирует и развивается
в качестве системы, постольку лишь применение
системного подхода позволяет правильно
понять сущность любого социального объекта,
без чего невозможно осуществлять эффективное
управление им. Любая из названных систем
оказывается не суммой составляющих ее
отдельных элементов, а целостной, интегрированной
совокупностью множества взаимосвязанных
компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей,
которые выражаются в интегральных свойствах
и функциях единого множества. В соответствии
с этой отличительной особенностью социальных
объектов системный подход к управлению
ими применяется как способ системного
упорядочения управленческих действий.
Благодаря этому определяются цели и задачи
управления, анализируются варианты возможных
управленческих решений и выбираются
наиболее эффективные из них; осуществляется
структурирование управленческих действий,
устанавливаются взаимосвязи и зависимости
элементов решаемых проблем, а также условия
и факторы, оказывающие влияние на их решение.
Управление всегда связано с решением
проблемы, возникшей в процессе функционирования
управляемой подсистемы. Поэтому субъект
управления (управляющая подсистема),
применяя системный подход, получает возможность
выявить всю совокупность условий, причин
и факторов, приведших к возникновению
данной проблемы и ее составных частей,
возможные пути и средства ее разрешения.
Обычно все многообразие управленческой
деятельности сводят к двум основным процессам:
к управлению вещами и к управлению людьми.
Но какая бы вещь ни становилась управляемым
объектом - станок, машина, сооружение
и т.п., - всегда так или иначе управленческая
деятельность направлена, прежде всего,
на людей, а не на вещи, которые люди вовлекают
в процесс своего труда. Поэтому важнейшее
значение в процессах управления приобретает
умение руководителя работать с людьми,
а это предполагает хорошее знание и применение
социально-психологических методов управления.
В своей сущности они состоят в целенаправленном
воздействии на условия жизни людей, их
ценностные ориентации и связанные с ними
практические действия. Следовательно,
они включают в себя влияние на социальное
самочувствие, антропометрические, психофизиологические
и социально-психологические особенности
работников, на их предпочтения и социально-ориентационную
деятельность, на эффективность и качество
их труда, на мотивацию и стимулирование
их деятельности, на условия их отдыха,
профессионального, социального и культурного
развития.