Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 17:25, шпаргалка
вопросы социологии
При
самом общем взгляде на общество
видно, что оно- совокупность, объединение
людей. Это означает, во-первых, что
точно так же, как человек с
его сознанием и
Люди не могут жить изолированно друг
от друга. Ещё Шефтсбери настаивал на том,
что человек по природе - существо общественное
и общество неизбежно и естественно для
него. Как отмечал П.А. Сорокин, " для
того, чтобы общество могло быть, нужно,
по меньшей мере, двое людей и чтобы эти
люди были связаны друг с другом связью
взаимодействия. Такой случай будет простейшим
видом общества или социального явления
". " Что такое общество, какова бы
ни была его форма? "- ставил вопрос К.
Маркс. И отвечал: " Продукт взаимодействия
людей ".
Общество - это не любая механическая совокупность
людей, а такое их объединение, в рамках
которого происходит более или менее постоянное,
устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние
и взаимодействие этих людей.
В социологии понятие общество трактуется
неоднозначно. В широком смысле общество
рассматривается как исторический результат
естественно складывающихся взаимоотношений
людей, а в узком смысле - как социальную
организацию нации, народности, населения
страны. П. Сорокин считал, что общество
- это совокупность людей, находящихся
в процессе общения. Общество - это объединение
людей связью взаимодействия.
По мнению Шилса общество - это продукт
взаимодействия людей, объединённых общей
системой ценностей, традиций, законов,
правил. Э. Дюркгейм рассматривал общество
как надиндивидуальную духовную реальность,
основанную на коллективных представлениях.
По М. Веберу, общество - это взаимодействие
людей, являющееся продуктом социальных,
т.е. ориентированных на других людей действий.
Т. Парсонс определял общество как систему
отношений между людьми, которых объединяют
нормы и ценности.
Из этих определений следует, что общество
- это целостное единство , состоящее из
людей, их социальных связей, взаимодействий
и отношений. Эти связи, взаимодействия
и отношения носят устойчивый характер
и воспроизводятся в историческом процессе,
переходя из поколения в поколение. Общество
- это совокупность, объединение людей,
но не механическое, а устойчивое, благодаря
рациональной взаимосвязи и взаимодействия
людей. Составными элементами общества
являются люди, социальные связи и действия,
социальные взаимодействия и отношения,
социальные институты и организации, социальные
группы и общности, социальные нормы и
ценности. Каждый из них находится в тесной
взаимосвязи с другими, играет особую
роль в обществе.
Таким образом, под обществом как социальной
системой в социологии понимается совокупность
людей, объединённых исторически сложившимися
формами их взаимосвязи и взаимодействия.
Базисными элементами общества выступают:
индивиды, социальные действия, связи
и взаимодействия, социальные общности,
институты, нормы, ценности. Первоосновой
общества выступает социальное действие,
вызываемое потребностями людей. Человеческое
действие, как показал М. Вебер, только
тогда приобретает черты социального
действия, когда оно осознанно (рационально),
и находится во взаимосвязи с действиями
других людей, оказывает влияние на их
поведение, и одновременно испытывает
воздействие от поведения других лиц.
Когда люди временно влияют друг на друга,
на поведение и действия друг друга, тогда
складывается их взаимосвязь и социальное
взаимодействие, лежащие в основе всех
процессов жизни общества.
Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих
совместную деятельность людей в конкретных
общностях для достижения конкретных
целей. Социальная связь может выражаться
в форме социального контекста, либо в
форме социального взаимодействия - как
системы взаимообусловленных социальных
действий.
Социальное взаимодействие- это процесс,
в котором люди действуют и испытывают
воздействие друг на друга. Взаимодействие
приводит к становлению новых социальных
отношений.
Социальные отношения - это относительно
устойчивые социальные связи и взаимодействия
между людьми и социальными группами.
Обществу присуще множество связей, взаимодействий
и отношений (межклассовые, межнациональные,
групповые), межпоколенческих.
Человеческое действие приобретает характер
социального действия, когда оно ориентировано
на других, когда оно предполагает прямое
или опосредованное взаимодействие с
другими людьми. Ориентация на других
возникает как средство удовлетворения
потребностей самого деятеля.
Субъекты вступают во взаимодействие
т.к. зависят друг от друга. Социальная
связь это зависимость, реализованная
через социальное действие.
Итак, общество складывается из множества
индивидов, их социальных связей, взаимодействий
и отношений. Но общество - это не просто
сумма индивидов и их связей. На уровне
общества индивидуальные действия и связи
приобретают новое качество - системное,
где отношения носят надиндивидуальный
характер. Следовательно общество - это
самостоятельная субстанция, система,
которая по отношению к индивидам первична,
обладает интегральными качествами.
Хотя в повседневной жизни понятие "
общество" используется достаточно
широко и многозначно - от небольшой группы
людей до всего человечества и от общества
любителей пива до всероссийского общества,
тем не менее в социологии под обществом
понимается объединение людей, характеризующееся:
а) общностью территории их проживания,
обычно совпадающей с государственными
границами и служащей тем пространством,
в рамках которого складываются и развиваются
взаимосвязи и взаимодействия членов
данного общества; б) целостностью и устойчивостью,
тем, что П.А. Сорокин называл " коллективным
единством или коллективом ", отличающим
сумму невзаимодействующих людей от общества
как особого единого целого; в) самовоспроизводством,
самообеспеченностью (самодостаточностью),
саморегулируемостью, понимаемыми, конечно,
не в абсолютном, а относительном смысле
и поэтому не исключающим, например, увеличение
численности населения за счёт иммиграции
или удовлетворение потребностей путём
импорта и т.д.; г) таким уровнем развития
культуры, который находит своё выражение
в выработке системы норм и ценностей,
лежащих в основе социальных связей.
С учётом сказанного, можно дать следующее
общее социологическое определение общества:
общество - совокупность людей, объединённых
исторически сложившимися формами их
взаимосвязи и взаимодействия в целях
удовлетворения своих потребностей и
характеризующаяся устойчивостью и целостностью,
самовоспроизводством и самодостаточностью,
саморегулируемостью и саморазвитием,,
достижением такого уровня культуры, когда
появляются особые социальные нормы и
ценности, лежащие в основе взаимосвязи
и взаимодействия людей.
В более узком смысле слова, когда, например,
речь идёт о российском, американском,
японском или французском обществах, под
обществом понимается конкретный вид
общества со всеми его историческими,
социокультурными и иными особенностями.
Имея в виду именно такое понимание общества,
известный современный американский социолог
Н. Смелзер определяет общество как "объединение"
людей, имеющее определённые географические
границы, общую законодательную систему
и определённую национальную (социально-культурную)
идентичность".
При всей теснейшей взаимосвязи таких
важнейших и широко употребимых понятий,
как "общество", "страна" и "государство",
их необходимо строго разграничивать.
"Страна" - это понятие, отражающее
преимущественно географическую характеристику
частей нашей планеты, определённой границами
независимого государства. " Государство
"- понятие, отражающее главное в политической
системе страны и поэтому выступающее
в качестве важнейшей категории прежде
всего политологии. "Общество" - понятие,
непосредственно характеризующее социальную
организацию страны и поэтому занимающее
центральное место в системе категорий
социологии.
В общем и целом признавая, что общество
есть продукт взаимодействия людей, социологи
как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному
отвечали на вопрос о том, что конкретно
служит первоосновой объединения людей
в общество. Так, Э. Дюркгейм видел её в
надиндивидуальной общности коллективных
представлений, чувств, верований, в солидарности
как "коллективном сознании", противостоящем
природному эгоизму; М. Вебер -в ориентированных
на других (т.е. социальных) действиях;
Т. Парсонс и Р. Мертон- в общности тех фундаментальных
норм и ценностей, которыми руководствуются
люди в своей жизнедеятельности; Э Шилз
- в общности центральной власти, территориальной
целостности и согласии центра и периферии.
Раскроем подробнее указанные признаки общества.
Первый признак общества — наличие территории как той экологической ниши, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория — это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. Многообразие климатических условий, природных ландшафтов, флоры, фауны и т.д. позволяет удовлетворить жизненные потребности людей, придать их жизнедеятельности свои неповторимые черты.
Второй признак общества — наличие социальной структуры, т.е. устойчивых социальных связей, которые способствуют поддержанию и воспроизводству высокой интенсивности внутренних социальных взаимодействий.
Так, на первых, ранних этапах истории человеческого общества поддержание его устойчивости достигалось главным образом за счет межличностного взаимодействия (узы родства, соседство), строящегося на эмоциональной, полу инстинктивной основе (взаимное влечение, привычка, страх, чувство поддержки). Такое общество называют общиной. На более поздних этапах развития общества этих принципов взаимодействия оказывается недостаточно, и главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Их роль выполняют социальные институты, социальные общности (профессиональные, классовые, имущественные и т.д.). Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Например, институт денег регулирует товарообмен, институт семьи — брачные отношения, социальные профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все вместе они обеспечивают преемственность в обществе, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.
Третий признак, общества — это его самодостаточность, т.е. то, что позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение — предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. Только в обществе человек может сделать социальную карьеру, приобрести необходимые знания и навыки, заниматься узкопрофессиональной деятельностью, имея при этом уверенность, что он всегда может удовлетворить свои потребности в пище, одежде, жилище и т.д. Это достигается за счет способности общества к саморегуляции, т.е. регулированию и управлению социальными процессами, институтами и организациями на основе норм и принципов, возникающих и существующих внутри него самого. Это обеспечивает автономность общества, т.е. способность создавать необходимые условия для саморазвития и самореализации индивидов в отсутствие внешних управляющих импульсов.
Четвертый признак — общность культуры, большой интегрирующей силы, которая социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Это то, что создает в обществе и само общество как неповторимую атмосферу духовного единения, самоосознание принадлежности к нему через общность языка, происхождения, образцов поведения, моральных ценностей и т.д. Тем самым обеспечиваются преемственность и обновление в развитии самого общества. Примером таких духовных социальных феноменов, обладающих громадной интегрирующей силой, могут служить религиозные идеи, способствующие созданию и сохранению целых сообществ (например, христианская, мусульманская, буддийская, иудейская идеи), национальные идеи (русская идея, идеи, лежащие в основе возрождения коренных национальностей и т.д.), экономические идеи (реформа экономики) и т.д.
Итак,
общество — это универсальный способ
организации социальных связей и социального
взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение
всех основных потребностей людей, обладающий
способностью к саморегуляции, самовоспроизводству
и самодостаточностью. Оно возникает по
мере упорядочения, упрочения социальных
связей, появления особых институтов,
норм, ценностей, поддерживающих и развивающих
эти связи.
2.
Общество как социальная
система
Общество неоднородно и имеет своё внутреннее
строение и состав, включающие большое
число разнопорядковых и разнохарактерных
социальных явлений и процессов.
Составными элементами общества являются
люди, социальные связи и действия, социальные
взаимодействия и отношения, социальные
институты и организации, социальные группы,
общности, социальные нормы и ценности
и другие. Каждый из них находится в более
или менее тесной взаимосвязи с другими,
занимает специфическое место и играет
своеобразную роль в обществе. Задача
социологии в связи с этим состоит прежде
всего в том, чтобы определить структуру
общества, дать научную классификацию
важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь
и взаимодействие, место и роль в обществе
как социальной системе.
Именно благодаря своей структуре общество
качественно отличается как от произвольного,
хаотичного скопления людей, так и от других
социальных явлений, имеющих свою упорядоченную
структуру, а следовательно, и иную качественную
определённость. Социальная структура
во многом определяет и устойчивость,
стабильность всего общества как системы.
И поскольку, как уже отмечалось, общество
- это не простая сумма индивидов, их связей
и действий, взаимодействий и отношений,
а целостная система, постольку такое
объединение порождает новое, интегральное,
системное качество, не сводимое к качественной
характеристике отдельных людей или их
суммы. Общество как социальная система
- это такой социальный организм, который
функционирует и развивается по своим
собственным законам.
Итак, мы выделим некоторые наиболее существенные
для социологического анализа системные
признаки общества: целостность (это
внутреннее качество совпадает с общественным
производством); устойчивость (относительно
постоянное воспроизводство ритма и режима
социальных взаимодействий); динамизм
(смена поколений, изменение общественного
субстрата, преемственность, замедление,
ускорение); открытость (социальная
система сохраняет себя благодаря обмену
веществ с природой, он же возможен лишь
при условии равновесия с окружением и
получением достаточного количества вещества
и энергии из внешней среды); саморазвитие
(его источник находится внутри общества,
это производство, распределение, потребление,
базирующиеся на интересах и стимулах
социальных общностей); пространственно-временные
формы и способы социального
бытия (массы людей пространственно
соединены совместной деятельностью,
целями, потребностями, нормами жизни;
но бег времени неумолим, поколения меняются,
и каждое новое застаёт уже сложившиеся
формы жизни, воспроизводит и меняет их).
Таким образом, под
обществом как социальной
системой в социологии
понимается большая упорядоченная совокупность
социальных явлений и процессов, более
или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих
друг с другом и образующих единое социальное
целое.
В самой социологии структура общества
рассматривается в различных ракурсах.
Так, в том случае, когда выявляется детерминистская
(причинно-следственная связь) социальных
явлений и процессов, их субординация,
общество обычно рассматривается (например,
в марксистской социологии) как целостная
система, включающая четыре основные сферы
- экономическую, социальную, политическую
и духовную (идеологическую). По отношению
к обществу в целом каждая из этих сфер
общественной жизни выступает как его
подсистема, хотя в иной связи она сама
может рассматриваться как особая система.
При этом каждая предыдущая из этих систем
оказывает определяющее влияние на последующие,
которые, в свою очередь, оказывают обратное
воздействие на предыдущие.
В иной связи, когда на первый план выдвигается
характер, тип социальных связей, общество
как социальная система включает следующие
подсистемы: социальные общности (группы),
социальные институты и организации, социальные
роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь
представляет собой достаточно сложную
социальную систему, имеющую свои подсистемы.
По уровню обобщения материала социологическое
изучение общества как социальной системы
включает три взаимосвязанных аспекта:
а) изучение "общества вообще", т.е.
выделение всеобщих универсальных свойств,
связей и состояний общества (в теснейшей
связи с социальной философией и при её
ведущей роли); б) изучение конкретно- исторических
типов обществ, ступеней развития цивилизации;
в) изучение отдельных конкретных обществ,
т.е. обществ реально существующих стран
и народов.
Вообще же рассмотрение общества под углом
зрения определённой социальной системы
во многом обусловливается теми задачами,
которые ставятся перед соответствующим
социологическим исследованием.
3.Понятие социальной структуры общества.
В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.
Понятие «социальная структура общества» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.
Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.
Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп.
В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.
4. Типология обществ
Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.
Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению (14); 2) высоким уровнем социальной мобильности (4.4); 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права.