Социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:04, контрольная работа

Описание

Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1.Общественное мнение и механизмы его формирования в Р - литературе......4
1.1 Понятие «общественное мнение».......................................................................4
1.2 Сущность, содержание общественного мнения................................................5
1.3 Механизм формирования и функция общественного мнения.........................7
1.4 Измерение общественного мнения.....................................................................9
2.Методы сбора информации....................................................................................11
2.1 Прямое наблюдение.............................................................................................11
2.2 Анализ документов..............................................................................................15
2.3 Опросы...................................................................................................................15
3.Средства массовой информации как регулятор общественного мнения............17
4.Ход и результаты проведенного исследования на предприятии ООО «Веста».19
5.Заключение................................................................................................................20
6.Список литературы...................................................................................................21

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА  И ЭКОНОМИКИ

ИНСТИТУТ  ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ 

ОТНОШЕНИЙ

Кафедра социологии 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ 
 

Работу выполнил(а):

Студент(ка) з/о                                                                                     Ганичева Инна              
 

«13»   ноября   2011г. 
 

Санкт-Петербург

     2011

Содержание

     Введение.....................................................................................................................3

     1.Общественное  мнение и механизмы его формирования  в Р   - литературе......4

     1.1 Понятие «общественное мнение».......................................................................4

     1.2 Сущность, содержание общественного  мнения................................................5

     1.3 Механизм формирования и функция  общественного мнения.........................7

     1.4 Измерение общественного мнения.....................................................................9

     2.Методы  сбора информации....................................................................................11                                                                                                                                                                             

            2.1 Прямое наблюдение.............................................................................................11

            2.2 Анализ документов..............................................................................................15

            2.3 Опросы...................................................................................................................15    

            3.Средства массовой информации как регулятор общественного мнения............17

            4.Ход и результаты проведенного исследования на предприятии ООО «Веста».19

            5.Заключение................................................................................................................20

            6.Список литературы...................................................................................................21 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Значение  общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь. Ещё Платон подчёркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут регулировать только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров.

     На  данном этапе развития России  находится  в неком висячем положении: она  пережила «перестройку», постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ. И, как и в любой демократической стране в России стало «развиваться» свободное (вышедшее из под влияние партий, общественных традиций и т.д.) общественное мнение. И именно сейчас оно получило свою значимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общественное  мнение и механизмы  его формирования в PR-литературе

    1.1 Понятие ”общественное мнение”

     Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня  недостатка внимания к себе. Его  изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

     Столь заметный рост интереса к общественному  мнению имеет свое объяснение.:

     Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.

     Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета  и удовлетворения.

     В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах и стабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.

     В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе.

     Общественное  мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так  и в письменной форме) и характеризующее  явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. 
 
 
 

     1.2  Сущность, содержание  общественного мнения

     Общественное  мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов в социальных группах общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определённых сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения - показатель глубины отражения, познание этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.

     Общественное  мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие российские ученые (Фролов С. С., Лапаева В. В., Уледов А. К.), - это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определёнными материальными условиями жизни людей. Структура общественного сознания чрезвычайно сложна. В нём выделяют несколько форм. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и т.д. но, прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определённую сторону действительности. Но общественное мнение невозможно отожествить, ни с одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т. д.

     Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса -- сущность, содержание общественного  мнения. По этому поводу можно высказать следующие предположения:

     во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей  по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

     во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

     в-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем. что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение;

     в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия;

     в-пятых, общественное мнение представляет собой  специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

     Вывод: не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.

     Общественное  мнение не может существовать вне  системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов (один из первых теоретиков марксизма в России, литературный критик) в «Очерках по истории материализма» писал, что «общественное мнение» имеет свои корни в социальной среде и в конечном счете в экономических отношениях; это не противоречит тому, что всякое данное «общественное мнение» начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его способ производства».) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Механизм формирования  и функция общественного  мнения

     Здесь уместно было бы кратко изложить механизм формирования общественного мнения.

     Выделим следующие основные этапы:

1. Восприятие  реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

2. Выводы  и оценки индивидуума - на основе  имеющихся знаний,опыта, умения  анализировать, уровня информированности.

3. Обмен  имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.

4. На  этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.

5. Обмен  между небольшими группами и  формирование мнения социального  слоя.

6. Возникновение  общенародного мнения.

     Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:

1. Рождается

2. Достигает  определенной степени развития

3. "Умирает"  или реализует себя в конкретных  проявлениях жизни.

     Практика  показывает, что если необходимые  меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или  на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.

       Функции общественного мнения :

     Функции общественного мнения различаются  в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия  первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная; директивная.

     Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Информация о работе Социология