Соотношение нравственных и правовых основ семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.
Под предметом правового регулирования конкретной отрасли права принято понимать совокупность однородных по своей сущности общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….......3
Соотношение нравственных и правовых основ семьи............................................................4
Нравственные основы семьи………………………………………………………………......4
Нравственный фундамент семьи…………………………………………………………........5
Правовые основы брачно-семейных отношений………………………………………........11
Заключение…………………………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Культура семейный отношений! готовое!.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Титульный

 

Соотношение нравственных и правовых основ семьи

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….......3

Соотношение нравственных и правовых основ семьи............................................................4

Нравственные основы семьи………………………………………………………………......4

Нравственный фундамент семьи…………………………………………………………........5

Правовые основы брачно-семейных отношений………………………………………........11

Заключение…………………………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………………………17 
Введение

Семья представляет собой сложное  социальное образование. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

Под предметом правового регулирования  конкретной отрасли права принято  понимать совокупность однородных по своей сущности общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли права.

Определить предмет отрасли - это значит выделить своеобразие, сущность и характерные черты опосредуемых ею отношений. Статья 2 Семейного кодекса РФ предусматривает, что семейное законодательство:

- устанавливает условия и порядок  вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным;

- регулирует личные неимущественные  и имущественные отношения между  членами семьи, а в случаях,  предусмотренных семейным законодательством, - между другими родственниками и иными лицами;

- определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Это позволяет сделать вывод  о том, что предметом семейного  права являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью. По своей социальной природе эти отношения подразделяются на личные неимущественные и имущественные.

Семейное право находится под  активным воздействием государственного права. Цели и принципы правового  регулирования семейных отношений  связаны с положениями Конституции РФ, определяющими основные права и свободы граждан (ст. 17, 19, 23, 27, 33, 35, 37, 38, 43, 46). Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи. 
Соотношение нравственных и правовых основ семьи

Нравственные отношения

Семья как социальный институт. Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой. Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Как социальный институт семья удовлетворяет  важнейшую потребность людей  в воспроизведении рода, как малая группа - играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства  выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию.  Моногамное супружество представляет  собой брак одного мужчины  с одной женщиной. Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные  семьи. В патрилинеальных семьях  наследование фамилии, имущества  и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных - по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи.

4) гомогенные и гетерогенные  семьи. 

5) малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Самыми распространенными в  современных урбанизированных городах  являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая  и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые-социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т.п.

Нравственные основы семьи.

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий  нравственный принцип, по которому живёт  семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается  с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг”  шире, чем “супружеский долг”: оно  включает и родительский долг, и  сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что  дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому  дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения  устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие  отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая  семья, опираясь на всё, то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать  свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Нравственный фундамент  семьи.

Семья – очень важное, ответственное  дело человека. Семья приносит полноту  жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим  государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.

Глубокий кризис современного российского  общества и кризис семьи тесно  взаимосвязаны и имеют общие  корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения.

Осознание истоков общественного  кризиса и поиск путей выхода из него связаны с выявлением причин и механизмов кризиса современной  семьи.

Необходимо отметить, что к категории "семья" сегодня нередко относят разнородные социальные явления, которые в сущности своей таковой не являются, а представляют разные формы сожительства.

Поскольку семья выступает как  базовое, фундаментальное условие  функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство. Такой акцент на демографической стороне этого многослойного и многофункционального социального организма уводит от понимания внутренних противоречий его развития, истоков и механизмов кризиса.

 

Семья - это сложное социокультурное  явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она  фокусирует в себе практически все  аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений:

1) природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные;

2) экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности;

3) духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.

Только совокупность названных  связей в их единстве создает семью  как особое социальное явление, ибо  не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

Однако стремление создать семью, основанную на любви, еще не гарантирует ее от возникновения конфликтов и кризисов. Более того, оно неотвратимо ставит человека перед духовно-нравственным выбором: удовольствия и беспечность или долг и ответственность, эгоцентризм или способность поступиться своими желаниями, интересами, и в конечном итоге стремление обеспечить личную независимость или готовность корректировать свое поведение, привычки, сложившийся уклад жизни в интересах единства семьи. Нередко этот выбор делается не в ее пользу. Статистика показывает, что разводов меньше в семьях, созданных по расчету, а не по любви. Здесь изначально отношения между супругами развиваются на конкретной, приемлемой для обоих основе, лишены непредсказуемости и завышенных требований.

Так что же, любовь не может быть надежным основанием для семьи? Надо сказать, что это специфическое, уникальное чувство всегда завораживало своей загадочностью, непостижимостью рациональным рассудком. Есть разные подходы к его объяснению. Теория "крылатого эроса" А.Коллонтай определяет любовь как неустойчивое чувство, легко приходящее и столь же легко уходящее, "как ветер мая". Создатель русской физиологической школы И.М.Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга" исследует любовь с точки зрения физиологии. Он объясняет ее как аффект, страсть, которые не удерживаются длительное время, по крайней мере, не более нескольких месяцев. Такие же или подобные точки зрения можно встретить как в современной литературе, так и в практике отношений нынешней молодежи.

Очевидно, что это понимание  любви не может быть положено в  основу анализа семейных отношений, поскольку вытекает из объяснения природы этого чувства у отдельного его носителя - автономного человека.

Чувства человека нельзя рассматривать  изолированно от влияния социума: его  традиций, моды, обычаев, нравов и т.п. Человек - существо социальное. Он живет в обществе, которое само состоит из множества сообществ: ассоциаций, социальных институтов, объединений, группировок, больших и малых коллективов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях.

Таким образом, мы вступаем в сложный мир такого практически забытого социального явления, как род. Именно он порождает семью, задает ей ориентиры развития, выпускает в самостоятельную жизнь и в то же время продолжает удерживать ее множеством незримых нитей в сфере своего влияния. Каждая семья на древе рода - это важная почка, которая, развиваясь, приносит в общую копилку рода свой опыт, энергию и знания, комплекс разнообразных качеств и свойств души и тела, которые входят, как говорится, в плоть и кровь рода, в его генетический фонд. При этом сама семья получает необходимую поддержку рода во всех планах бытия: материальном, нравственном, духовном.

Информация о работе Соотношение нравственных и правовых основ семьи