Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». место личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:28, реферат

Описание

Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности: в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т. д. При этом труд и производство - не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть чтобы он имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.
Итак, в качестве задач данного теоретического исследования можно обозначить следующие:
Выявить различия и сходства между понятиями «человек», «индивид», «личность».
Осветить основные подходы к определению данных понятий.
Выделить место личности в системе социологического знания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» 5
Человек 5
Личность 8
Индивид 12
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» 14
Глава 2. Место личности в социологии 17
Заключение 18
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 51.29 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный  университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт социальных и  политических наук

Департамент политологии  и социологии

Кафедра теории и истории  социологии

 

 

 

Реферат на тему:

соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». место личности в социологии.

 

 

 

Реферат

студентки 2 курса

Савиновой  Д. В.

 

Преподаватель

Пименова О. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                              3

Глава 1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»                  5

    1. Человек                                                                                                                5
    2. Личность                                                                                                              8
    3. Индивид                                                                                                             12
    4. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»                14

Глава 2. Место личности в социологии                                                                      17

Заключение                                                                                                                  18

Список  использованной литературы                                                                    

Введение

Человек представляет собой целостное  единство биологического, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид - это не просто сочетание биологического, психического и социального начал, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение.

Понятие человеческой уникальности имеет  существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма  функционирования и развития общества, эффективного управления им1.

Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается  одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и  общественных отношений.

Человеческое общество -- это высшая ступень организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной  индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного  целого.

Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса2. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Степень свободы человека зависит  от характера и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана со свободой общества. С другой стороны свободное развитие общества зависит от свободного развития каждого из его членов, «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»3.

Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности: в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т. д. При этом труд и производство - не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть чтобы он имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.

Итак, в качестве задач данного  теоретического исследования можно  обозначить следующие:

    1. Выявить различия и сходства между понятиями «человек», «индивид», «личность».
    2. Осветить основные подходы к определению данных понятий.
    3. Выделить место личности в системе социологического знания.

 

 

 

 

 

Глава 1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»

1.1 Человек

Человек – высшая ценность, единственный создатель всех достижений культуры на земле, разумный центр вселенной.4 Человеку принадлежит мир, ему подчинена природа, однако он остается самой загадочной и неопознанной тайной 21 века.

По мнению многих ученых, между  понятиями «человек» и «индивид»  не существует разницы. Конечно, такой  подход вполне возможен при решении  частных проблем, но не для рассмотрения фундаментальных проблем человеческой сущности. Так гуманитарии при  изучении данного вопроса упускают из вида биологические особенности  механизмов человеческого тела, а  медики и биологи пренебрегают социальными  характеристиками. Единство духовной и физической сторон человека нередко  недооценивается в силу своей  очевидности. Человек, создавая и развиваю свою культуру, по прежнему, как вид Homo sapiens связан со своей средой природными и общественными связями, как экономическими, этническими, так и биологическими, физическими силами. Поскольку от рождения человек имеет телесную организацию, содержащую в себе возможности социально-деятельного развития, социальное не противостоит биологическому.

Загадка самой человеческой природы, как ни странно, является одной из самых запутанных. А вся трудность  изучения человеческой природы состоит  в непохожести людей друг на друга. Мы все абсолютно разные. Отличия  заключаются не только во внешнем  виде, но и в психологических особенностях: мы все совершаем разные поступки, зачастую абсолютно нелогичные и непредсказуемые, которые никак не поддаются никакому разумному объяснению. Именно эти громадные различия усложняют, а порой делают совершенно невозможным решение задачи по установлению того, что объединяет всех представителей человеческой расы. Попытки понять сущность человеческого поведения и всю его сложность предпринимаются на протяжении многих лет такими науками как теология, философия, психология и рядом социальных и естественных наук. Некоторые из них достаточно далеко продвинулись в изучении этой проблемы, но некоторые концепции оказались тупиковыми. Таковой, например, является, по мнению английского ученого-эволюциониста Солли Цуккермана, теория Дарвина о происхождении человека, его истоках. Сегодня проблема сущности человека стоит крайне остро. Поскольку глобальные проблемы: расовые предрассудки, терроризм, наркомания, загрязнение окружающей среды, угроза атомной катастрофы, стремительный рост численности населения – являются следствием поведения людей. Вполне возможно, что качество жизни в будущем будет зависит от того, насколько глубоко нам удастся изучить и понять самих себя.

 Проблемы перспектив развития  человека, его личностных качеств  приобретают особую значимость  в период революционного обновления  общества. Для того, чтобы рассмотреть  поставленные вопросы необходимо  проанализировать понятие «человек»,  а также выявить различия между  «человеком» и «личностью».  Данные понятия не тождественны, хотя и являются однопорядковыми.

Большой энциклопедический словарь  определяет человека как общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности5. Это определение нельзя назвать точным, поскольку из него следует, что новорожденный человеком не является в силу отсутствия у него общественно-трудовой деятельности как фактора формирования сознательности.  Более точное определение дает психологический словарь: человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры6.

Таким образом, человек – это  уникальное и единственное в воем роде создание природы, обладающее характеристиками, несвойственными ни для одного другого существа на планете. Человек обладает уникальным набором психологических характеристик, изучение которых ведется вот уже сотни лет. Однако в полной мере познать сущность человека невозможно без изучения таких понятий как «личность» и «индивид».

 

1.2 Личность

Личность - понятие, выработанное для  отображения социальной природы  человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения  его как носителя индивидуального  начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и  предметной деятельности7.

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые  знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение  и связь с обществом и природой8. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более  широкий контекст в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.

Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются большей пестротой. Л.Хьелл и Д.Зиглер выделяют, по меньшей  мере, девять направлений в теории личности. Это - психодинамическое (3.Фрейд), пересмотренный А.Адлером и К.Юнгом  вариант этого направления, диспозиционное (Г.Олпорт, Р.Кеттел), бихевиористское (Б.Скиннер), социально-когнитивное (А.Бандура), когнитивное (Дж.Келли), гуманистическое (А.Маслоу), феноменологическое (К.Роджерс) и эго-психология, представленная именами Э.Эриксона, Э.Фромма и К.Хорни.

Б.Г.Ананьев, анализируя особенности  развития современной науки, еще  в 60-е годы прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека.

По его мнению, первая из этих особенностей заключается в превращении проблемы человека в общую проблему всей науки  в целом.

Вторая особенность заключается  во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной  специализации отдельных дисциплин. Третья же особенность развития науки  характеризуется тенденцией к объединению  различных наук, аспектов и методов  изучения человека9. Несколько позднее к аналогичным выводам приходит и Б.Ф.Ломов, подчеркивавший, что общей тенденцией развития научного знания стало возрастание роли проблемы человека и его развития. В 1941 году в книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм провозглашает примат психологического изучения человека, поскольку понять динамику общественного развития можно только на основе понимания динамики психических процессов.

Анализ этих концепций позволил выделить общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения. В большинстве определений10:

1. личность предстает в виде  некоей гипотетической структуры  или организации. Поведение человека  организуется и интегрируется  на уровне личности;

2. подчеркивается значение индивидуальных  различий между людьми;

3. личность характеризуется в  эволюционном процессе, как субъект  влияния внутренних и внешних  факторов, включая генетическую  и биологическую предрасположенность,  социальный опыт и динамичную  внешнюю среду;

4. именно личность «отвечает»  за устойчивость поведения. Именно  она обеспечивает человеку чувство  непрерывности во времени и  окружающей среде.

Взгляды А.Ф.Лазурского на природу  и структуру личности формировались  под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева, по мнению которого «личность представляет собой как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая - с социальной сферой»11.

Рассматривая характер взаимоотношений  между ними, В.М. Бехтерев отмечал, что  «социальная сфера, развиваясь на почве  органической, расширяет ее в зависимости  от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия  подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями»12.

В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем вообще всех следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции»13.

Информация о работе Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». место личности в социологии