Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». место личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:28, реферат

Описание

Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности: в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т. д. При этом труд и производство - не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть чтобы он имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.
Итак, в качестве задач данного теоретического исследования можно обозначить следующие:
Выявить различия и сходства между понятиями «человек», «индивид», «личность».
Осветить основные подходы к определению данных понятий.
Выделить место личности в системе социологического знания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» 5
Человек 5
Личность 8
Индивид 12
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» 14
Глава 2. Место личности в социологии 17
Заключение 18
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 51.29 Кб (Скачать документ)

Сопоставление концепции А.Ф.Лазурского с идеями В.М.Бехтерева позволяют  предположить, что последние стали  для А.Ф.Лазурского основополагающими  концептуальными положениями, получившими  теоретическую и эмпирическую развертку  в самой концепции личности. По мысли А.Ф.Лазурского, основная задача личности - это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т.п.)14. Мера активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях - низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А.Ф.Лазурского это единство двух психологических механизмов.15

С одной стороны, это эндопсихика - внутренний механизм человеческой психики, которая обнаруживает себя в таких  основных психических функциях как  внимание, память, воображение и  мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т.е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере16. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению, эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой  определяется отношением личности к  внешним объектам, среде. Экзопсихические  проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия.

Обе эти части связаны между  собой и влияют друг на друга.

Итак, личность – сложное многогранное понятие, представляющее собой совокупность различных психофизических особенностей человека.

 

1.3 Индивид

Понятие «индивид», с одной стороны, позволяет фиксировать прежде всего  «внешние» по отношению к его  психике, но определяющие в самой  абстрактной форме его суть социокультурные  параметры, а с другой - предполагает свою переинтерпретацию в терминах и на основе методологических и онтологических допущений той или иной концепции  или научной дисциплины17. Понятие «индивид» в той или иной мере предполагает как парное себе понятие «индивидуальность», которое выражает уникальное своеобразие человека, какого-либо существа или явления, отражает форму преодоления индивидом своей «атомарности», трансформирование общественного бытия в форму самореализации человека и самоактуализации личности18. Понятие «индивидуальность» использовалось древнегреческими атомистами (Левкипп, Демокрит) в ряду языковых средств для описания характеристик существования атомов. Новоевропейский индивидуализм провозгласил особую значимость индивидуальности как противовеса давлению традиционалистских общественных установлений. Г. Лейбниц и И. Гете трактовали «монаду» как некую «индивидуальность» в структуре бытия. Понятие «индивидуальность» также по-разному специфицируется в психологии и социологии. Абстракция «индивидуальность» в психологии в значительной мере совпадает с абстракцией «индивид», задавая ей дисциплинарное своеобразие. В психологии индивид трактуется как представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, собственной мерой активности и гибкости в реализации этих свойств в повседневной жизни19. Понятие «индивид» в психологии во многом совпадает с понятием «индивидуальность» в социологии, где последнее понимается как неповторимое сочетание природных (психофизиологических) и социальных свойств индивида. В гуманистически ориентированной социологии «индивидуальность» служит одним из понятий, способствующим преодолению редукции личности к деиндивидуализированным социальным качествам человека, введению его как активного (индивидуализированного) агента коммуникативных практик и субъекта различных культурных пространств и контекстов20. В классической социологии понятие «индивидуальности» необходимо для описания процессов индивидуализации как процесса и результата совмещения индивидуальных требований, ценностных императивов и нормативных предписаний, социальных ожиданий определенных действий и т.д., необходимых для эффективного выполнения социальных ролей, со спецификой стилевых особенностей деятельности, общения, поведения и мышления конкретных индивидов. Таким образом, в этом контексте понятие «индивидуальность» служит для персонификации осуществления социальных функций в процессе индивидуализации. Последний становится возможным именно благодаря способности индивидов выполнять однотипные действия с учетом специфики конкретных социальных и жизненных ситуаций и с учетом свойств самого индивида. Кроме того, понятие «индивидуальность» необходимо для описания динамики инновационных процессов и анализа ситуаций выбора и принятия решений.

Таким образом. индивидуальность человека может рассматриваться как качество, формируемое на основе унаследованных задатков в процессе социализации, обучения и воспитания человека, но при этом одновременно предполагающее собственную трансформацию в ходе саморазвития, самоопределения и самопреодоления (т.е. в процессе самореализации) личности.

 

1.4Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»

Термин «человек» наделяет любого представителя людского рода всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще. При этом у отдельно взятого конкретного человека некоторые из этих характеристик могут и отсутствовать. Этот термин не несет информации о том, имеется ли в виду бескорыстный или жадный, смелый или трусливый, общительный или замкнутый, вспыльчивый или выдержанный человек. Произнося слово «человек», мы лишь выделяем себя из многочисленных групп других живых существ.

С понятием «личность» дело обстоит сложнее. В христианстве, например, личность понимается как особая сущность, как синоним нематериальной души. В далекие времена слово «личность» связывалось с маской («личиной»), позволявшей актеру играть ту или иную роль на сцене. В научной психологии понятие «личность» появилось в начале XX в. Г. Олпорт насчитал около 50 определений личности, сформулированных представителями различных психологических школ и научных течений.

Отсутствие единого мнения по обсуждаемому вопросу характерно и для современной  психологии, хотя в отечественной  психологии понятие личности наряду с такими понятиями, как «общение», «деятельность», «отражение», относится  к базовым. Это обусловлено прежде всего сложностью понятия «личность».

Современные разнообразные определения  личности все еще нельзя признать полными, охватывающими все ее стороны. Каждое определение, учитывая какую-либо одну, значимую сторону психики, оставляет  в стороне другие. Именно поэтому  каждое определение дает лишь приближенное представление о личности (ее модель). Однако каждая модель теоретически обоснована авторами и имеет право на существование. В большинстве случаев в понятие  «личность» включают достаточно устойчивые и значимые качества человека, приобретаемые  им в процессе деятельности и общения  среди себе подобных. Человек личностью  становиться, по не рождается. Природа создает человека, а личностью его делает общество. Понятие личности в психологии нейтрально в том смысле, что оно не несет в себе конкретной качественной оценки человека. Под личностью не следует понимать что-то сильное, активное, мужественное, выносливое и несгибаемое. Личность - это то, что принадлежит герою и преступнику, неудачнику и «везунчику», гению и бездарности. Это то, чего достигает человек в повседневном взаимодействии с окружающим миром.21 Человек сам формирует свою личность. Носителем личности является индивид. Это понятие рассматривает человека как единичное природное существо, как представителя человеческой общности, появившегося в результате исторического (филогенетического) и социального (онтогенетического) развития, как продукт синтеза врожденного и приобретенного.22 В повседневности под индивидом обычно понимают отдельного человека, обладающего свойствами, которые имеются у других людей, а также свойствами, которые у других отсутствуют.

В тех случаях, когда имеется  необходимость подчеркнуть неповторимость личности, своеобразие индивида, используют термин «индивидуальность».

Индивидуально-типические различия между  людьми - это различия в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, мотивационной  сферах, в свойствах нервной системы  и темперамента и т. д.23 Разнообразное сочетание таких различий теоретически может привести, очевидно, к бесчисленному появлению неповторимых личностей, индивидуальностей. Проблема индивидуальности человека широко обсуждалась и по-прежнему обсуждается в отечественных психологической, социологической и философской литературах.

Однако, как и по другим вопросам, единства взглядов на сущность этого  понятия до сих пор нет. Некоторые  ученые понимают под индивидуальностью  единичность, неповторимость, уникальность человека при его сравнении с  другими людьми. И.И. Резвицкий же (1973) утверждает, что сведение ее только к неповторимости, уникальности значительно  обедняет научный анализ феномена.24

По мнению исследователя, определение  индивидуальности через выделение  ее отдельных признаков (неповторимость, единичность и др.) - необходимое, но недостаточное условие, поскольку  они не дают возможности раскрыть ее внутреннюю структуру, выяснить общие  механизмы ее функционирования и  развития, определить место в общественной структуре. Единичное, согласно И. И. Резвицкому, есть лишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее - ее содержательная основа, сущность.

 

Глава 2. Место личности в социологии

Личность является одним из тех  феноменов, которые редко истолковываются  одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Социология выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества25. Это предполагает с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны – самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеет по сути один источник – общественную жизнь. 

 

Заключение

Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную  терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид— это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических  процессов и свойств, активностью  и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации26. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».

Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его  от других людей. Если индивидом человек  является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и  модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Личность — это целостность  социальных свойств человека, продукт  общественного развития и включения  индивида в систему социальных отношений.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью  становятся.

Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной  системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные  социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для  становления и развития социального  «Я».

Личность – это воплощение некоего  общественного характера, индивидуального  и , вместе с тем, типичного, социального. Личность, таким образом, может проявляться  как индивидуально выраженное явление.27

Таким образом, личностью можно  назвать лишь того человека, который  в своих действиях, поведении  и мышлении отличается самостоятельностью и самодостаточностью. Социальная роль, которую выполняет личность, формируется  и имеет значение только в обществе, в этом смысле личность всегда выражает себя в качестве представителя того или иного общества, исторической эпохи. Однако личность всегда неповторима, так как общественное, типичное она  всегда реализует в индивидуальной, присущей только ей форме. Кроме того, не надо забывать, что причины индивидуально  – неповторимых особенностей определяются набором генов, полученных от родителей, и в этом смысле каждая личность уникальна.

 

Список использованных источников.

    1. Аверин В.А.Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
    2. Абушенко В.Л.Личность // Новейший философский словарь / В.Л.Абушенко; Сост. А.А.Грицанов. - Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998. – 380 с.
    3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Вклад А.Ф.Лазурского в разработку проблем личности / Б.Г.Ананьев; отв. ред. А.В.Брушлинский.- М. : Наука, 2000 .- 352 с.
    4. Бехтерев В.  Психика и жизнь, 2 изд.- СПБ: Изд-во С-Петербургъ: Складъ изданiя у К. Л. Риикера, 1904. – 150 с.
    5. Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / А.В. Ботвинова. - М.: Изд-во «Научная книга», 2003. – 327 с.
    6. Дидро Д.Сочинения В 2 Т. М 1991 г М 1991 г. Т.2. –246 с.
    7. Карсавин Л. П. О личности. Религиозно-философские сочинения: В 2 т. М., 2002. – 168 с.
    8. Лазурский А. Ф. Программа исследования личности. — СПб., 1908. – 98 с.
    9. Психология личности: Учебное пособие / Авт.- сост. О.А.Ахвердова, И.В.Белашева, И.В.Боев, А.Н.Каргалева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - 592 с.
    10. Резвицкий И. И.Философские основы теории индивидуальности человека  - М.: Проспект, 1977. – 121 с.
    11. Философия. Учебное пособие / Авт.кол. под рук. Ю.В.Осичнюка. - Киев: Фіта, 2004. - 384 c.
    12. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др. - 3-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2001. - 400 с.
    13.   Большой энциклопедический словарь URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/323018  (дата обращения 21.11.2012)
    14. Энциклопедический словарь. 2009 URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/  (дата обращения 21.11.2012)

 

 

 

1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Вклад А.Ф.Лазурского в разработку проблем личности / Б.Г.Ананьев; отв. ред. А.В.Брушлинский.- М. : Наука, 2000 .- С. 297 – 305.

2 Человек и общество: Учебное пособие для учащихся / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др. - 3-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2001. – С. 178.

3 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Вклад А.Ф.Лазурского в разработку проблем личности / Б.Г.Ананьев; отв. ред. А.В.Брушлинский.- М. : Наука, 2000 .- С. 305..

4 Дидро Д.Сочинения В 2 Т. М 1991 г М 1991 г. Т.2. - С.21.

5 Большой энциклопедический словарь URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/323018 (дата обращения 21.11.2012)

Информация о работе Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». место личности в социологии