Совершенствование работы ЖКХ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:01, реферат

Описание

Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Содержание

Введение
История ЖКХ
Место показателей развития жилищно-коммунального хозяйства в системе показателей качества жизни
Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Город Екатеринбург».
Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Ход жилищно-коммунальной реформы г. Екатеринбурга

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование организации управления ЖКХ на территории МО.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Совершенствование организации  управления ЖКХ на территории МО

 

Содержание

Введение

  1. История ЖКХ
  2. Место показателей  развития жилищно-коммунального хозяйства в системе показателей качества жизни
  3. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Город Екатеринбург».
      1. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства
      1. Ход жилищно-коммунальной реформы г. Екатеринбурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

ЖКХ города - это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

 

 

 

 

 

 

История Жилищно-коммунального  хозяйства

Возникновение жилищно-коммунального  хозяйства непосредственно связанно с возникновением городов. Их рост требовал не только постройки нового жилья, но и его обслуживания. Со временем количество и виды услуг, которые требовались населению и были необходимы для благоустройства города, увеличивались. Сегодня уже трудно представить существование города без его жилищно-коммунального хозяйства.

Городское население, проживающее  в благоустроенных домах, уже  не может существовать без отопления, холодной воды, канализации и т.д. Прекращение оказания коммунальных услуг на долгое время может привести не только к социальной, но и к экологической катастрофе.

В соответствии со статьей 40 п. 1 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на жилье.

С вступлением нашей  страны в эпоху рыночных отношений  главной целью деятельности большинства  вновь создаваемых предприятий  стало являться получение прибыли. Уже действующие предприятия  также рассматривались только в плане возможности получения быстрой отдачи на вложенный капитал. В последнее время ситуация стала немного исправляться, но и сейчас предприятия, которые не могут приносить прибыль или получение прибыли возможно только в долгосрочный период, практически не интересуют инвесторов. К таким предприятиям относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство  России имеет очень давнюю историю. Механизм управления жилищно-коммунальным хозяйством в истории нашей страны менялся от жестко централизованного до децентрализованного, и сегодня этот процесс продолжается. Огромный вклад в исследования развития коммунального хозяйства внесли отечественные ученые: Ф.Г. Тагизаде, Л.Н, Чернышов, А.А. Аболин, Л.А. Велихов, Р.И. Орлова и другие.

Первые упоминания о  государственном контроле за состоянием безопасности и жилых строений, и  дворовых территорий можно найти  в Наказе Царя Алексея Михайловича  «О градском благочинии» от апреля 1649 года, где в частности посадским  людям предписывалось «...для чинения порядку и сбережения от огня ... объезжать улицы и переулки вдень и в ночь без перестани... Сверх того надобно на дворе дворник, который бы ведал кого впускать или кто куда пойдет и всякое бы дворовое дело и починки и прочие дела ведал...» и следил за установлением режима работы печного отопления в избах и банях. Эта дата и считается днем основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства. Впоследствии функции «общественного благочиния» были переданы в 1971 году российской полиции, затем в 1802 году Министерству внутренних дел и государственных имуществ России (МВД). На определенном этапе деконцентрации власти началась постепенная передача компетенции, прав и имуществ властям городов. В канун 1917 года города России управлялись разными способами: городское общественное самоуправление -- менее чем в 50% городов (то есть в наиболее развитых городах) и МВД - в небольших городах со слаборазвитой промышленностью и предпринимательством. В 1917 году полицию ликвидировали и начался период централизации управления местным хозяйством. Уже в январе 1919 года была признана целесообразность возвращения местным органам хозяйственных функций и в конце того же года был принят официальный курс на децентрализацию «по вертикали» и «по горизонтали».

В 1931 году был создан аппарат  для централизованного управления коммунальным хозяйством России - Народный комиссариат коммунального хозяйства  РСФСР. В 1946 году Наркомат коммунального  хозяйства был преобразован в  Министерство коммунального хозяйства, а затем в 1971 году в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.

В 1990 году ликвидируется  Минжилкомхоз РСФСР и образовывается Комитет жилищно-коммунального хозяйства  при Совмине РСФСР. В 1991 году Госкомитет РСФСР по жилищно-коммунальному  хозяйству, преобразованный в 1992 году в Комитет ЖКХ в структуре Минстроя РСФСР, в 1993 году вновь преобразуется в самостоятельный федеральный орган Комитет по муниципальному хозяйству Российской Федерации (Роскоммунхоз). В 1994 году на базе Госстроя России и Роскоммунхоза образуется Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в составе которого появляются структурные подразделения, ведающие вопросами жилищно-коммунального хозяйства.

 В настоящее время,  жилищно-коммунальным хозяйством  России занимается Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. На сегодня коммунальное хозяйство в Российской Федерации - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимосвязанные, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Их деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребности населения в коммунальных услугах [17, с. 13]. Кроме современного определения коммунального хозяйства, которое дал Чернышов Л.Н., существуют определения, данные советскими экономистами в середине XX века, которые до сих пор не потеряли своей актуальности. Рассмотрим эти определения.

Коммунальное хозяйство  является частью городского хозяйства, именно той его частью, которая призвана удовлетворять материально-культурные и бытовые нужды населения; при этом далеко не вся область бытового обслуживания входит в состав коммунального хозяйства. Вне его остаются общественное питание (столовые, фабрики-кухни, хлебозаводы и т.д.), детские учреждения (ясли, детские сады и т.д.) и т.п. [3, с.6]. На коммунальном хозяйстве лежит обеспечение городского населения кровом и всеми современными удобствами, входящими в состав жилищного обслуживания [13, с.32]. В современной экономической литературе определение коммунального хозяйства встречается довольно редко. Так, к примеру, в экономических словарях отсутствует определение коммунального хозяйства, но есть определение коммунальных услуг. Рассмотрим основные определения. В большом экономическом словаре нет определения коммунального хозяйства, но есть определение коммунальных услуг.

Коммунальные услуги - услуги населению, относящиеся к  городскому хозяйству, связанные с  ними. В современном экономическом  словаре также отсутствует определение коммунального хозяйства, но дано определение коммунальных услуг.

Коммунальные услуги (от франц. commun - общинный) - услуги, оказываемые  населению и связанные с поддержанием и обеспечением бытовых условий  в местах домашнего пребывания людей (водоснабжение, теплоснабжение и др.).

Анализируя  рассмотренные определения коммунальных услуг и коммунального хозяйства, можно сделать следующие выводы:

  • Основным потребителем коммунальных услуг является население.
  • Услуги связаны с поддержанием и обеспечением бытовых условий в местах домашнего пребывания людей.
  • Коммунальные предприятия автономны, но в тоже время их деятельность взаимосвязана (т.е. предприятия пользуются продукцией и услугами друг друга). Так как деятельность коммунальных предприятий взаимосвязана, а их продукция и услуги используются при производстве в других отраслях, то потребителями коммунальных услуг, кроме населения, являются и предприятия.
  • Коммунальные услуги относятся к городскому хозяйству, следовательно, коммунальные услуги производятся и потребляются только в городе.

Основной  целью деятельности коммунальных предприятий является обеспечение благоустройства населенного пункта и оказания услуг потребителям на определенной территории. Классификация коммунального хозяйства имеет некоторые сложности.

Предложенная Веселовским Б.Б. классификация коммунального хозяйства включает в себя следующие основные отрасли:

  • жилищное хозяйство (жилой фонд, гостиницы и нежилой фонд);
  • санитарно-технические и гигиенические мероприятия (водоснабжение, канализация, очистка, банно-прачечное хозяйство, парикмахерские, кремация и т.д.);
  • энергетика (электростанции и сети, ТЭЦ, газовые заводы и их сети освещение улиц и площадей);
  • городской транспорт и дорожно-мостовое хозяйство (пассажирский транспорт, речной и грузовой транспорт, мостовые и тротуары, набережные и мосты, водостоки, гидротехнические сооружения);
  • земельное хозяйство и зеленое строительство (парки, сады, бульвары и т.д.);
  • подземное хозяйство, в котором увязывается сетевое хозяйство всех коммунальных сооружений.

Классификация жилищно-коммунального  хозяйства, данная Орловой Р.И., включает в себя следующее :

  • жилищное хозяйство (управление домами, жилищно-эксплуатационные конторы, ремонтно-строительные управления);
  • санитарно-технические предприятия (водопровод и канализация, бани и прачечные, службы по уборке территорий населенных мест и санитарной очистки домовладений);
  • энергетические предприятия (электростанции и электросети, газовое хозяйство, отопительные котельные с теплофикационными сетями);
  • транспортные предприятия (общественный городской пассажирский транспорт - трамвай, троллейбус, автобус, метро).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место показателей  развития жилищно-коммунального хозяйства  в системе показателей качества жизни

 

Категория качества жизни  впервые была введена в научный оборот в 60-х годах XX века в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Разработка категории качества жизни так или иначе нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом. В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами.

В настоящее время  в России существует несколько трактовок  понятия качества жизни и ряд  подходов к определению его структуры. Это и система индексов развития человеческого потенциала, принятая ООН, и совокупность социально-экономических показателей качества жизни, используемая Росстатом, и перечень показателей уровня жизни, соотносимых с системой потребительских бюджетов, разрабатываемых Всероссийским центром уровня жизни, и система показателей здоровья населения, используемая Минздравом России, разработки академических институтов РАН и многие другие.

Но каждый из этих подходов в отдельности не позволяет сформулировать необходимые и достаточные условия  для создания хорошо организованного  и четко управляемого механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения качества жизни всех слоев населения России. Необходимо обобщить разные позиции и на этой основе выработать единую точку зрения на качество жизни, его сущность и структуру, подготовить эффективный инструментарий оценки качества жизни на федеральном и региональном уровнях, разработать программу управления и формирования нового качества жизни на базе достижений научно-технического прогресса и использования приоритетных социальных технологий.

Информация о работе Совершенствование работы ЖКХ в России