Совершенствование работы ЖКХ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:01, реферат

Описание

Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Содержание

Введение
История ЖКХ
Место показателей развития жилищно-коммунального хозяйства в системе показателей качества жизни
Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Город Екатеринбург».
Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Ход жилищно-коммунальной реформы г. Екатеринбурга

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование организации управления ЖКХ на территории МО.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

На решение этих задач направлены, в частности, усилия Минпромнауки России, инициировавшего проведение комплексных исследований проблем качества жизни. По заданию Минпромнауки России во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) в последние годы разработана концепция качества жизни населения и методология его оценки. В основе концепции качества жизни населения лежит тезис о том, что «жизнь - это главная ценность».

Отсюда  следует, что структура качества жизни базируется на трех компонентах:

  • удовлетворении потребностей населения: трудовых, социальных, семейно-духовных;
  • условиях жизни, включающих характеристики социальной среды, состояния природной и искусственной среды ("второй природы"), созданной человеком;
  • видах деятельности, осуществляемых человеком, и включающих, прежде всего, труд, быт, отдых и др.

Таким образом, «качество жизни» — чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.

Одной из важнейших народнохозяйственных проблем является повышение качества жизни населения, базовую характеристику которого составляют жилищные условия населения. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение количественно-качественных параметров жилья и качества его содержания и обслуживания.

Потребность в жилище относится к числу первичных  жизненных потребностей человека. Основная функция жилища — обеспечить человеку благоприятную среду обитания. По мере развития общества расширялись функции жилища.

Сегодня жилище — место  ведения домашнего хозяйства, общения, отдыха, семейного воспитания детей, нередко и место учебы, трудовой и досуговой деятельности членов домохозяйства, место потребления ими материальных и культурных благ, а также защиты человека от социальных и информационных перегрузок.

Жилище, включенное в  систему коммунального и бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека, определяющую качество жизни.

Показатели  жилищных условий населения и  уровня его обслуживания можно разделить  на несколько групп:

• наличие, состояние  и движение жилого фонда;

• жилищные условия населения;

• обслуживание и финансирование жилого фонда;

• развитие социальной инфраструктуры и ее функционирование;

• оценка населением жилищных условий и качества коммунального  обслуживания;

• развитие рынка жилья.

 


Рис. 1. Взаимосвязь показателей развития жилищно-коммунального хозяйства и качества жизни населения

 

Таким образом, развитие жилищно-коммунального хозяйства  является важнейшим индикатором качества жизни населения, что особенно четко проявляется в период реформирования жилищно-коммунальной сферы.

Анализ состояния жилищно-коммунального  хозяйства муниципального образования  «Город Екатеринбург»

Жилищно-коммунальное хозяйство г. Екатеринбурга – это совокупность объектов жизнеобеспечения города, инженерной инфраструктуры, предприятий и организаций, представляющих услуги тепло-, электро-, газо- водоснабжения, канализации, санитарной очистки и сервиса, органов управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Основными задачами функционирования жилищно-коммунального комплекса является надежное обеспечение в достаточном объеме населения города электрической и тепловой энергией, водой, газом, стабильное функционирование системы канализации, устойчивая работа жилищно-сервисных служб, специализированных предприятий.

Система водоснабжения города – это 3 гидроузла общей производительностью 660 тыс. куб. м в сутки, 266 водопроводных станций, протяженность водопровода – около 1725 км, из находящихся в эксплуатации около 70 процентов сетей амортизировано.

Система канализации: протяженность сетей – 1450 км, 40 насосных станций.

Согласно «Генеральному плану развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года», водохозяйственный баланс города к 2015 году с учетом роста численности населения, ввода новой жилой застройки, развития централизованных источников теплоснабжения, ввода новых объектов соцкультбыта и коммунально-бытовых предприятий планируется как положительный, с запасом в 22 млн. куб.м/год по мощности существующих источников.

В целом к 2015 году планируется снижение общего водопотребления с 232 млн.куб.м до 220 млн.куб.м в год, в том числе и за счет завышенного водопотребления в жилом фонде со 150 млн.куб.м до 132 млн.куб.м в год. Снижение должно произойти как за счет сокращения потерь воды в сетях, так и установки приборов поквартирного учета расхода холодной и горячей воды – экономии воды гражданами города. Одновременно предполагается уменьшение расхода подачи исходной воды на промышленные предприятия за счет увеличения водооборота и повторного использования технической воды. В то же время будет проходить увеличение водопотребления за счет строительства и ввода новых объектов соцкультбыта и коммунально-бытовых предприятий на 7 млн.куб.м от существующего. Планируется снижение общего забора воды с 327 до 307 млн.куб.м, в т.ч. из поверхностных источников с 301 до 279 млн.куб.м. В то же время планируется за счет строительства новых скважин увеличить забор воды из подземных источников с 26 млн.куб.м до 28 млн.куб.м.

Ключевым предприятием в системе водоснабжения и водоотведения города является ЕМУП «Водоканал». Качество подготавливаемой предприятием питьевой воды соответствует высоким требованиям качества и надежности. Однако техническое состояние разводящих сетей и потребительских сетей (в жилом секторе) не позволяет говорить о надлежащем качестве питьевой воды.

В целом для обеспечения качественного и бесперебойного обеспечения потребителей услугами водоснабжения и канализации необходимо продолжать реализацию мероприятий, связанных с:

- оптимизацией гидравлических режимов и системной организацией планово-предупредительных ремонтов;

- повышением качества питьевой воды посредством плановой санации и замены существующих сетей;

- комплексной реконструкцией насосных станций канализации на основе использования современных насосов. 

Являясь крупным потребителем энергетических ресурсов, город Екатеринбург не менее других городов России испытывает острую необходимость в срочной модернизации своего коммунального хозяйства в направлении повышения эффективности использования энергоресурсов, холодной и горячей воды.

Принятый в 2008 году «Генеральный план развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года» определяет одним из основных факторов обеспечения строительства нового жилья, объектов производственного назначения и социальной инфраструктуры снижение потребления населением (85% общего потребления) холодной воды на 30- 40% от уровня 2008 года.

В настоящее время расход тепловой энергии на отопление жилья составляет 0,24 Гкал/кв. м в год. В соответствии со Стратегическим планом развития города Екатеринбурга этот показатель к 2015 году должен быть снижен до 0.19 Гкал/кв. м в год.

В условиях роста тарифов на энергоносители актуальность проблемы экономного использования энергоресурсов в жилищной сфере городского хозяйства непрерывно повышается.

Снижение потребления энергоресурсов и воды в натуральных показателях позволит снизить стоимость работ по перекладке трубопроводов систем тепло и водоснабжения за счет использования существующей пропускной способности трубопроводов без перекладки на большие диаметры.

Сложившаяся в Екатеринбурге схема управления водоснабжением (в том числе горячим и холодным водоснабжением) и отоплением жилых зданий  формировалась без учета необходимости установки и использования подомовых и поквартирных приборов учета тепла, горячей и холодной воды.

В настоящее время учет поставляемых энергоресурсов на жилищный фонд города организован следующим образом:

- теплоснабжение осуществляется от 102 теплоисточников, которые в основном обеспечены установками коммерческого учета тепла (УКУТ);

- на границах балансовой принадлежности (например, ОАО «ТГК-9» и ЕМУП «Екатеринбургэнерго») установлены технологические узлы учета тепловой энергии в количестве 275 шт.;

- у потребителей тепловой энергии установлено порядка 1800 УКУТ;

- по холодному водоснабжению учет организован на домах порядка 95% жилого фонда;

- всего по данным ЕМУП «ЕРЦ» оплата за воду по показаниям поквартирных приборов учета производится владельцами 19 тыс. квартир, в которых установлено 4,5 тыс. приборов учета.

Холодное и горячее водоснабжение жилых зданий осуществляется различными организациями, экономические интересы которых не согласованы. Отсутствует системный подход к установке подомовых приборов учета на вводах отопления и горячего водоснабжения в существующих жилых домах. Имеет место необоснованное отнесение затрат по потерям воды в сетях горячего водоснабжения от ЦТП до зданий на организации, управляющие жилищным фондом.

Балансовая принадлежность приборов учета разным участникам процесса (поставщикам, потребителям, управляющим жилищным компаниям, предприятиям социальной сферы) отрицательно влияет на рабочее состояние, порядок эксплуатации, сбор и представление показаний приборов учета.

В то же время, как показывает опыт, при проведении организациями, управляющими жилищным фондом, мероприятий по сокращению нерациональных расходов воды в жилых помещениях и переходе на расчеты с жителями за фактическое водопотребление, исходя из показаний счетчиков, население платит меньше, чем при расчетах по утвержденным нормативным ставкам.

В соответствии с принятым 3 апреля 1996 года Федеральным законом «Об энергосбережении» № 28-ФЗ, начиная с 2000 года, отпуск всех видов энергии производится по приборам учета.

Общее потребление воды в городе Екатеринбурге (холодной и горячей) составляет 240 млн.куб.м в год, в том числе населением потребляется 170 млн. куб. м в год. Потери воды в системе водоснабжения (непроизводительные расходы и утечки) составляют 70 млн.куб.м  в год.

Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства

 

Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно - коммунального хозяйства путем:

- формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно - коммунального назначения;

- организации системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно - коммунальные услуги на основе договоров, а также применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств;

- привлечения на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно - коммунальных услуг.

Контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов жилищно - коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием государственного, муниципального и частного жилищных фондов, а также указанных объектов, за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения, могут осуществляться как органами местного самоуправления, так и органами государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации.

Необходимой предпосылкой развития конкуренции является демонополизация жилищно - коммунального хозяйства. К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции, относятся:

- управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;

- привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и другие);

- выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора, эксплуатация лифтового хозяйства и тому подобное);

- проектно - изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и тому подобное.

Органам местного самоуправления целесообразно ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно - правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе.

В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, следует применять дополнительные методы антимонопольного воздействия.

В связи с этим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления через службы заказчика и государственную жилищную инспекцию субъекта Российской Федерации рекомендуется:

Информация о работе Совершенствование работы ЖКХ в России