Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:45, дипломная работа
Цель исследования: изучить организацию социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста и внести предложения по усовершенствованию данной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
Задачи исследования:
-изучить соответствующую литературу
-изучить граждан пожилого и старческого возраста как объекта социальной работы
-рассмотреть опыт работы УСЗН и ЦСО Строгино
-внести предложения по усовершенствованию работы
-сделать соответствующие выводы.
Введение…………………………………………………………………….3-7
Глава1.Теоретический анализ, сущность и содержание социальной
работы с гражданами пожилого возраста и старческого возраста…………………………………………………………………….8-36
1.1.Граждане пожилого и престарелого возраста как объект
социальной работы……………………………………………………….8-22
1.2. Нормативно правовые документы в работе с гражданами
пожилого и старческого возраста……………………………………….22-34
Выводы по главе …………………………………………………………34-36
Глава 2.Исследование практики организации социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста на примере УСЗН
района Строгино и ЦСО Строгино…………………………………..37-64
2.1. Предназначение и решаемые задачи УСЗН района Строгино
и ЦСО Строгино…………………………………………………………37-54
2.2. Особенности социальной работы, реализованной на
практике УСЗН Строгино и ЦСО Строгино……………………………54-61
Выводы по главе ………………………………………………………….62-64
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию социальной работы
с гражданами пожилого и старческого возраста……………………64-72
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста……………….…………64-68
3.2.Рекомендации в социальной работе по надомному обслуживанию.69-71
Выводы по главе …………………………………………………………..71-72
Заключение………..……………………………………………………...73-76
Список литературы……………
Социальные проблемы пожилых людей - это специфические проблемы, возникающие в связи с выходом на пенсию и процессом старения. Назовем лишь некоторые из них: проблемы пенсионного обеспечения ("пенсионной малообеспеченности"), проблемы неудовлетворительного состояния здоровья и получения качественной медицинской помощи, проблемы одиночества и семейного благополучия, проблемы адаптации к новым условиям жизни и др19.
Проблемы создания рабочих мест для пожилых людей, социального обеспечения растущей массы неработающих пенсионеров, развития инфраструктуры бытовых услуг для пожилых людей, дифференциации мер социальной поддержки пенсионеров, технологизации социальной работы с семьёй пенсионера, инноваций в работе с пожилыми людьми, качества социального обслуживания, компетентности специалиста по социальной работе с пожилыми людьми и т. д. − это проблемы уже другой категории.
Проблемы социального обслуживания включают в себя и проблемы технологических инноваций, и проблемы участия негосударственных организаций в оказании поддержки людям старшего возраста, и проблемы профессионализма социальных работников, обслуживающих пенсионеров, и проблемы использования зарубежного опыта удовлетворения специфических потребностей людей старшего возраста20.
Часто разговор о новых технологиях социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми ограничивается технологиями, связанными с организацией групп взаимопомощи, и программами различных ассоциаций, с деятельностью добровольцев по активизации образа жизни пожилых людей.
Говоря о сотрудничестве органов государственной власти и общественных объединений в деле социального обслуживания граждан старшего поколения, следует учитывать реальный жизненный уровень этой категории, а также состояние нормативно-правовой базы, уровень развития социальной инфраструктуры.
Современные западные технологии можно применять в работе с пожилыми людьми в полустационарных или нестационарных учреждениях социального обслуживания. Однако стационары пока не располагают современной материально-технической базой, специальным оборудованием и профессиональными кадрами, в них пока сложно организовать социальную адаптацию и социальную реабилитацию, в особенности гериатрическую реабилитацию, направленную на сохранение, поддержание и восстановление функционирования пожилых и старых людей.
Стремление через инновационный опыт к дешевизне, минимизации расходов на социальное обслуживание часто сопровождается минимизацией численности специалистов: в штатном расписании могут быть не представлены психологи, специалисты социальной работы, гериатры, т. е. специалисты по поддержанию, восстановлению функционирования пожилых и старых людей.
Примерный перечень распространенных сложных ситуаций, создающих проблемы в жизни пожилого человека следующие:
1. Осознание
потребности в индивидуальной
помощи. Различия в возможностях
справляться в повседневном
2. Выявление
различных заболеваний
3. Инвалидность пожилых людей, отсталость в умственном развитии, ослабление зрения и слуха.
4. Проблемы
наркозависимости и
5. Пожилые
люди с психическими травмами
прошлого: инцест, война и эвакуация,
сложные человеческие
6. Проблемы,
связанные с местом проживания:
например, одиночество пожилых людей
в сельской местности,
7. Понимание гендерной специфики старения и старости.
8. Пожилые
люди с разными стрессовыми
факторами: одиночество,
9. Пожилые люди, ухаживающие дома за взрослым больным ребенком, пожилые люди, ухаживающие друг за другом.
10.Проблемы
взаимоотношений с
11. Пожилые
люди, страдающие от семейных
проблем, стареющая семья,
12. Проблемы
пожилых мигрантов по
13. Экономические
проблемы пожилых людей:
14. Этот
перечень не исчерпывающий,
Специалисту в области социальной работы с пожилыми людьми важно знать:
• Особенности их психологии;
•
Владеть коммуникативными
•
Иметь личные качества и
В статье 1 Всеобщей декларации о правах человека говорится, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Это равенство не меняется с возрастом: пожилые мужчины и женщины имеют те же права, что и молодые24.
Права пожилых людей еще не включены как отдельно взятые права в международные конвенции по правам человека в области экономических, социальных, гражданских, культурных и политических прав. Примерами могут служить право на равную защиту перед законом, право на владение собственностью, право на образование, право на труд и права на участие в управлении государством.
Признавая важность всей совокупности проблем пожилых, Генеральная Ассамблея ООН в 1990 г. провозгласила 1 октября Международным днем пожилых людей. С 1991 г. во всем мире ежегодно отмечается этот день. В нашей стране этот день отмечается как День старшего поколения.
ООН тем самым не только признала фактический и потенциальный вклад пожилых людей в развитие, но и обратила внимание на новое демографическое явление: старение населения, «эпоху старения».
По решению ООН 1999 год был объявлен Международным годом пожилых людей.
Генеральная Ассамблея ООН в отношении пожилых людей высоко оценивает вклад, который вносят пожилые люди в жизнь своих сообществ. Всеобщая декларация прав человека ставит цель обеспечить осуществление универсальных норм в отношении конкретных групп населения, в частности сделать полноценной жизнь лиц пожилого возраста.
Был разработан ряд принципов, которые в случае их осуществления должны помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь. Эти принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Рассмотрим их более подробно25.
Принцип "независимость" подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.
Принцип "участие" отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать общественные движения или ассоциации лиц пожилого возраста.
Принцип "уход" затрагивает проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального состояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.
Принцип "реализация внутреннего потенциала" призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Принцип "достоинство" затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада в развитие общества.
Осуществление принципов ориентировано на то, чтобы помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни.
Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Это служит воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, о праве каждого на материальное обеспечение по случаю наступления старости.
Особое значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют, конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной медицинской, социальной, юридической и иной помощи, в том числе бесплатной.
Однако, изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; возникновением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы в действительности.
Конституция гарантирует много прав, и они полностью распространяются на пожилых людей и не содержат каких-либо ограничений, связанных с возрастом26.
Принципы ООН носят рекомендательный характер, но они могут и должны стать основополагающими для организации социальной работы с пожилыми людьми России, где доля граждан старших поколений в составе населения составляет 20,5% /в городах - 19,4%, сельской местности - 23,3%. На 100 человек трудоспособного возраста приходится почти 36 человек не трудоспособного возраста. Такой высокий процент пожилых в общей численности населения сохранится еще долгие годы, по расчетам до 2006. Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходиться один нетрудоспособный. Причем, среди нетрудоспособных не менее половины составят престарелые.
Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утверждена постановлением Правительства федеральная целевая программа "Старшее поколение", в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению социального обслуживания пожилых людей.
Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 4 августа 1995 года, Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10 декабря 1995 года, Федерального Закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года, Постановления Правительства РФ "О Федеральном перечне, гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" от 25 ноября 1995 года, Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" от 30 апреля 1996 года.
В соответствие с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров:
-социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания;
Информация о работе Совершенствования социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста