Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Цель исследования: выделить и проследить основные проблемы семей в Российской Федерации, а так же их рассмотреть перспективы
Задачи исследования:
1. Рассмотреть семью как социальный институт и как малую группу
2. Рассмотреть семью как основной фактор, влияющий на становление личности
Введение.........................................................................................................
Глава 1. Основные аспекты семьи...............................................................
1.1. Семья как социальный институт и как малая группа.........................
1.2. Семья как основной фактор, влияющий на становление личности..
Глава 2. Проблемы и перспективы семьи...................................................
2.2. Социальные проблемы семьи...............................................................
2.3. Перспективы развития семьи...............................................................
Заключение....................................................................................................
Список литературы.......................................................................................
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Условия успешности семейного воспитания.
Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.
Вся система воспитания детей в семье строится на следующих принципах:
1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.
2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.
3. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.
4. Наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.
Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов.
6. Традиции в семье. Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.
7. Учет особенностей пола ребенка. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т.е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей. [8]
Глава 2. Проблемы и перспективы семьи
2.2. Социальные проблемы семьи.
Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. В настоящее время семейная проблематика становится все более и более значимой. Невозможно не отметить тот факт, что современное общество постоянно изменяется, движется, развивается. В связи с этим трансформируются и отдельные социальные институты, в том числе и семья.
Каковы же реальные проблемы современной российской семьи? Стоит отметить главные из них: изменение структуры современной семьи, которое не во всем ведёт к позитивным последствиям, и эволюция её функций.
Российская семья сегодня имеет иную структуру, чем семья более ранних времен. Новая структура является результатом изменения половых и социальных ролей внутри семьи, сложившейся гибкости семейных взаимоотношений, за которой стоит демократизм, и межпоколенных конфликтов, которым присуща современная окраска, и частичной потери привязанности между членами семьи. На уровне института семьи новая структура свидетельствует о формировании новой модели семьи, идеальным типом которой является нуклеарная семья, обладающая вышеназванными признаками. Однако стоит отметить, ввиду продолжающейся трансформации семьи как социального института, нуклеарная семья не является «окончательным решением». Наряду с ней все чаще встречаются такие семейные союзы как конкубинат, однополые семьи, семьи, основанные на новых формах брака: гостевом или бизнес- и т.п. браках. Таким образом, сама трансформация института семьи является определённого рода проблемой, т.к. ускорение социальной жизни семьи не дает четкого определения ее структуры.
Современное состояние семьи как социального института предполагает и изменение ее функций. Можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции в реализации функций. Так, например, изменения в выполнении семьей репродуктивной функции реальны, однако стоит заметить двойственность данной проблемы. С одной стороны, происходи трансформация общества, что требует изменения структуры семьи, следствием чего становится эмансипация женщин, рост личностного начала. Ребенок становится запланированным, качество его воспитания и образования определяется качеством жизни семье, в которой он родился. Постиндустриальная эпоха как раз и формирует личность, которая планирует свою жизнь. И в этой тенденции нет ничего отрицательного, т.к. супруги не просто рожают детей, а активным образом просматривают свои и их будущие возможности. С другой стороны, наблюдается бедственное положение российского общества: оно реально падает в демографическую яму. Экспертные опросы показывают, что репродуктивная функция претерпевает самые бурные изменения и по полноте реализации она занимает самое последнее место среди других функций.
Если мы будем смотреть на другие функции, которые выполняет семья, то можем заметить тенденции различной направленности. Так, например, экзистенциальная функция(содержание детей), в среднем, повышается в своей значимости из-за того, что ценность отдельной жизни становится все более высокой, а рекреационная(комплекс оздоровительных мероприятий) функция, например, утрачивает свое значение. Ее «как бы можно опустить, заменить более необходимыми заботами», чем и пользуются члены современных семей.
К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой. [9]
Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:
- Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей.
- Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. (В советский период эта причина занимала 4-е место среди социальных причин)
- Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.
- Низкий уровень культуры семейно-брачных отношений
- Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнюю очередь)
Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины тесно взаимосвязаны.
Таким образом, подводя итоги, следует заметить, что проблемы современной семьи налицо. Проблемы говорят о возможности (а некоторые исследователи уже открыто заявляют об этом как о реальности) кризиса института российской семьи. Однако не стоит забывать, что изменения в институте семьи сегодня, его трансформация - это именно изменения, обусловленные реалиями современной жизни, сегодняшнего существования и функционирования человека, а не крах семейной сферы. Семья как социальный институт никогда не сможет кануть в лету. Это подтверждается тем, что человек – существо социальное, а семья удовлетворяет многие социальные и не только социальные потребности индивида. Сегодня мы видим зарождение и развитие новых форм семейного общежития. И это как раз доказывает то, что члены общества не готовы жить поодиночке. Семья эволюционирует, развивается, приобретая различные формы, но никак не уходит с социальной арены. Это и есть её перспективы. В большинстве своем люди живут вместе. А где вместе, там семья. Какая она – это уже вопрос времени.[10]
2.3. Перспективы развития семьи.
В рамках научной полемики о стоянии современной семьи выделяются два концептуально противоположных подхода - парадигма «институционального кризиса семьи» и «прогрессистская» теория.
Среди социологов прогрессистского толка (А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, С.И. Голод и др.) происходящие изменения рассматриваются как процессы, связанные с демократической революцией общественных отношений.
В противовес модернистской позиции сторонники кризисного подхода (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б. Синельников и др.) считают, что семья находится в глубоком упадке, который необходимо оценивать как ценностно-институциональный кризис. «Кризисники» возводят проблему в разряд глобальных цивилизационных, считают ее, при недостаточных усилиях по разрешению, способной привести к катастрофическим последствиям. Сторонники кризисной парадигмы предельно строги к дефиниции семьи. Защищая традиционную семью и традиционное в семье, они настаивают на неправомерности считать равноценными полноценную семью и ее осколочные формы. «Кризисники» отрицают расширенные трактовки семьи, полагая, что это приводит к нивелированию специфики этого социального и к «забвению» его социальной сущности. Предложение «прогрессистов» понимать под семьей группу людей, «любящих и заботящихся друг от друге», встречает отпор: в таком случае под определение попадут различные осколочные формы семьи, внебрачные сожительства и даже однополые пары, которые принципиально не способны к реализации всего спектра семейных функций и взаимосвязей. Размывание границ недопустимо для встревоженных кризисом, поскольку, на их взгляд, это приводит к разобщению институциональных характеристик семьи, затрудняет диагностику изменений и определение перспектив развития.
Как тенденцию, подчеркивающую «сужение» объекта, отмечают рост в последние десятилетия числа семей, состоящих только из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). В неполной семье, возникающей вследствие развода, детей воспитывает один из супругов (обычно, мать). Материнская (внебрачная) семья отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: в начале тысячелетия каждый четвертый ребенок в России появился у незамужней мамы.[11]
Говоря о будущем семьи, по мнению ряда ученых[], современная российская семья находится в процессе модернизации, суть которого в переносе “центра тяжести” в системе взаимодействий “социум-семья-индивид” с общества на индивида. На первый план выходит удовлетворение индивидуально-личностных потребностей отдельных представителей семейной общности в обход решения общесемейных задач и выполнения всей совокупности семейных функций.
Информация о работе Современная российская семья: проблемы и перспективы