Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Цель исследования: выделить и проследить основные проблемы семей в Российской Федерации, а так же их рассмотреть перспективы
Задачи исследования:
1. Рассмотреть семью как социальный институт и как малую группу
2. Рассмотреть семью как основной фактор, влияющий на становление личности
Введение.........................................................................................................
Глава 1. Основные аспекты семьи...............................................................
1.1. Семья как социальный институт и как малая группа.........................
1.2. Семья как основной фактор, влияющий на становление личности..
Глава 2. Проблемы и перспективы семьи...................................................
2.2. Социальные проблемы семьи...............................................................
2.3. Перспективы развития семьи...............................................................
Заключение....................................................................................................
Список литературы.......................................................................................
На протяжении всей своей истории институт семьи служил в большей степени обществу, чем индивиду. И только в наши дни семья как малая группа становится структурой, жизненно необходимой для отдельной личности. Иерархия соподчиненности внутри взаимосвязи “общество-семья-индивид” приобрела противоположный вид, и теперь это взаимосвязь “индивид-семья-общество”. В данной перемене – корень модернизации института семьи в России. Эта перемена проявляется, прежде всего, в отсутствии на сегодня единого исторического типа семьи и наличии возможности выбора. Существует два ключевых варианта: традиционный, восточный (власть мужа, святость супружества, многодетность, непопулярность развода) и модернизационный и сверхмодернизационный – западный (супружеское партнерство, малодетность, разнообразие вариантов и типов семейных структур). При этом быстрые, кардинальные изменения испытывает западный вариант, демонстрируя, например, новые формы брака: бигамию, групповой брак, партнерство вне брака и т.п.
В этом контексте перемена проявляется в разрыве между брачными и семейными отношениями (пробные браки, семейные группы кровнородственного типа, неполные семьи и т.д.).
Если посмотреть на процесс модернизации с точки зрения выполнения российской семьей своих функций, то здесь очевидны существенные изменения. Реформы 90-х гг. ХХ в. то ослабляли, то усиливали процесс утраты российской семьей своей экономической независимости. Семья оказалась на грани финансовой несостоятельности и потребности в переходе на полное (для отдельных категорий семей) или частичное (для основной их части) государственное обеспечение. Именно в таком положении (об этом мы говорили чуть раньше подробно) находятся семьи инвалидов, пенсионеров, многодетные семьи, семьи безработных и студентов, мигрантов и вынужденных переселенцев, неполные семьи и т.д.
На фоне неэффективности осуществления семьей своей экономической функции, исполнение ею всех других социальных функций становится необязательным. Среди них усиливается, пожалуй, роль лишь одной – функции эмоциональной поддержки как психотерапевтической, релаксационной, позволяющей индивиду снять стресс, освободиться от того перенапряжения нравственных и физических сил, которое является следствием интенсификации общественного труда. Приходится констатировать, что семья, приспособившись к ухудшившимся жизненным условиям и перейдя на режим экономии материальных и духовных ресурсов, была вынуждена до минимума свернуть свою структуру и сократить немалую часть своих функций.
К условиям кардинальных общественных перемен адаптировалась не столько семейная группа, сколько отдельная личность, разделив свое “Я” на семейное и внесемейное и выбрав для себя ту модель брачности и родительства, которая для нее удобнее в изменившихся социальных условиях.
Можно даже сказать, что в процессе социальных трансформаций личность в определенной степени вступила в противоречие с институтом семьи так же, впрочем, как и институт семьи с обществом, которое на практике игнорирует социальную сферу. Такое положение сохранится до тех пор, пока со стороны государства и общества не будет реально признан приоритет интересов семьи над иными социальными интересами, а личность не почувствует больших преимуществ в семейном образе жизни по сравнению с несемейным. В современном российском обществе институт семьи занимает подчиненное положение, зависит от других социальных институтов. И более всего от института государства. Эта зависимость усложняется в силу того, что государство, как основной проводник социальной и семейной политики, заняло выжидательную позицию по отношению к семье, рассчитывая на ее самостоятельный выход из критического положения.
В итоге, если в недалеком прошлом семья выступала в качестве посредника между обществом и индивидом, то в эпоху перехода к новым социальным отношениям соотношение сил между данными субъектами деятельности меняется. Сегодня посредническую миссию берет на себя индивид, и пока лишь его усилиями скрепляется семейная общность, сохраняется институт брачно-семейных отношений. В связи с этим актуальнейшей задачей, в реализации которой должны быть задействованы социальные работники, становится создание обществом через посредство государства благоприятных условий для сохранения устойчивости модернизировавшегося института семьи и повышения авторитета семейной общности в общественном сознании. Решению этих задач служит, в частности, формирование новых политических подходов и соответствующей законодательной базы государственной семейной политики, которая, в основном, отвечает принципам демократического федерального правового социального государства, провозглашенного новой Конституцией РФ. В основу новой концепции государственной семейной политики положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Европейской социальной Хартии.[12]
Заключение
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук — психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.
Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в боль шей степени, чем мужчины (соответственно — 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система — прокреативная этике в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей: желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.
Современная семья во многом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о ее шаткости, ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенка от ссор и взаимных обид. Нередко можно слышать, что сегодняшняя семья уже изжила себя и что ее следовало бы чем-то заменить.
Но, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает. Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным "убежищем" для взрослых. Усилия помочь семье в решении ее экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время более уместными, чем разговоры, осуждающие семью как изживший себя и устаревший институт.
Литература
1. А.И. Антонов, О. В. Дорохина, В.М Медков Социология семьи: учебник. - ИНФРА-М, 2010. - 636с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 375 с.
3. Гумплович Л. Основы педагогики / Пер. под ред. В.М.Гессена. - СПб.: Издание О.Н.Попова, 2005. — 360 с.
4. Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М.: Союз, 2005. — 335 с.
5. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога). — 3-е изд., доп. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 313 с
6. Кареев Н.И. Введение в изучение педагогики. — СПб.: , 2004. - С.127-128
7. Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.
8. ВидаВукс. Состояние и перспективы развития семьи. 12.10.2011 URL:[http://bugabooks.com/
9. Основные тенденции развития семьи Л.В. Попопва 2010г. URL:[http://www.sociograd.ru/
10. ПЕДСОВЕТ. [Электронный ресурс]03.10.2011. URL: http://pedsovet.org/forum/
11. Социальная статика [Электронный ресурс]07.10.2011. URL: http://www.vuzlib.net/beta3/
12. Социология семьи и брака [Электронный ресурс]08.10.2010. URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/
13. А. Чернега Пермский государственный университет 2010 г. URL: [www.psu.ru/psu/files/4802/
19
[1]Социальная статика [Электронный ресурс]03.10.2011. URL: http://www.vuzlib.net/beta3/
[2] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 375 с.
[3] Гумплович Л. Основы педагогики / Пер. под ред. В.М.Гессена. - СПб.: Издание О.Н.Попова, 2005. — 360 с.
[4] Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М.: Союз, 2005. — 335 с.
[5] Иванов В.Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога). — 3-е изд., доп. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 313 с.
[6] Социология семьи и брака [Электронный ресурс]03.10.2011. URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/
[7] Кареев Н.И. Введение в изучение педагогики. — СПб.: , 2004. - С.127-128
[8] ПЕДСОВЕТ. [Электронный ресурс]03.10.2011. URL: http://pedsovet.org/forum/
[9] Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.- с.13.
[10] А. Чернега Пермский государственный университет 2010 г. URL: [www.psu.ru/psu/files/4802/che
[11] Основные тенденции развития семьи Л.В. Попопва 2010г. URL:[http://www.sociograd.ru/
[12] ВидаВукс. Состояние и перспективы развития семьи. 12.10.2011 URL:[http://bugabooks.com/
Информация о работе Современная российская семья: проблемы и перспективы