Современные модели интеграционных производственных организаций: состояние и динамика развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:30, реферат

Описание

Интеграция организаций – один из мощных организационных инструментов управления компанией. Его применение изучается в рамках многих экономических дисциплин, начиная с институциональной экономики, но, тем не менее, результативность объединения компаний на практике невелика. Большая часть сделок (по разным данным от 61% до 70%) не приносит желаемого экономического эффекта. Это связано с высокой степенью специфичности каждого акта интеграции и частым пренебрежением научными принципами интеграции в погоне за сиюминутными выгодами.

Работа состоит из  1 файл

КСР.docx

— 49.63 Кб (Скачать документ)

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

     «ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА  ТЕХНОЛОГИЙ»

     БЕЛОРУССКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 
 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛИРУЕМАЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине: «Социология»

     на  тему: «Современные модели интеграционных производственных организаций: состояние и динамика развития» 
 
 
 
 
 
 
 

     Студент

     4 курса, 812 группы                                                                         А. М. Шилко 

     Руководитель:                                                                                  Е.П. Сапелкин 
 
 
 

Минск, 2011

      

         Интеграция организаций – один из мощных организационных инструментов управления компанией. Его применение изучается в рамках многих экономических дисциплин, начиная с институциональной экономики, но, тем не менее, результативность объединения компаний на практике невелика. Большая часть сделок (по разным данным от 61% до 70%) не приносит желаемого экономического эффекта. Это связано с высокой степенью специфичности каждого акта интеграции и частым пренебрежением научными принципами интеграции в погоне за сиюминутными выгодами.

         Поиск эффективных организационных  форм объединения компаний продолжается  по крайней мере на протяжении  последнего столетия. В мировой  практике сложились разнообразные  типы интеграции фирм, различающиеся  в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений  между их участниками, степени  самостоятельности входящих в  объединение предприятий. Это  стратегические альянсы, консорциумы,  картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные  холдинги, финансово-промышленные группы  и т.п.

Стремление найти  баланс между преимуществами централизации  и децентрализации управления и  ответственности при объединении  компаний приводит к выбору таких  организационных форм интеграции, которые  занимают как бы промежуточное место  между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством  в чисто рыночной среде.

Организационные формы объединения компаний, значительно  различающиеся по степени интеграции их участников, развиваются исторически  от концернов и семейных групп  в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. Примечательно, что вновь возникающие организационные  формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют  их. Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между  компаниями становится все более  сложным и весьма тонким, учитывая в добавок ко всему и возможность  кооперации интегрированных структур.

В данной работе я хотел бы  попытаться оценить  мировую практику организации и  функционирования различных форм интеграции компаний, рассмотреть их особенности, сравнить и проанализировать их преимущества и негативные стороны, рассмотреть, какие факторы влияют на выбор  той или иной формы интеграции компаний.

Безусловно, что  границы между всеми этими  формами достаточно расплывчаты. Разными  специалистами (как теоретиками, так  и практиками) они трактуются порой  неоднозначно. Так, например, существует два совершенно противоположных  мнения о соотношении стратегических альянсов и консорциумов. Одно мнение заключается в том, что консорциум не является стратегическим альянсом, но чаще преобладает точка зрения, что среди видов стратегических альянсов выделяются именно консорциумы.

Кроме того необходимо отметить, что несмотря на отсутствие в гражданском праве большинства  стран, как зарубежных, так и РБ, вышеперечисленных названий организационных  форм интеграции компаний для обозначения  конкретного юридического лица, все  эти формы объединения фактически имеют место. В каждом отдельном  случае интеграция компаний, которая  подпадает под сформулированные ниже определения и признаки, регистрируется в качестве юридического лица в той  организационно-правовой форме, которая предусмотрена гражданским законодательством данной страны (в РБ, как правило, в форме хозяйственных товариществ и обществ, ассоциаций и союзов).

Все организационные  формы интеграции компаний можно  условно разделить на “жесткие”  и “мягкие”. К жестким можно  отнести концерн, трест, а к мягким, прежде всего, ассоциацию, консорциум, стратегический альянс. “Мягкие” формы  особенно популярны для международных  объединений, они позволяют вести  совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной  самостоятельности. В рамках стратегических альянсов, консорциумов возникает возможность  мобилизации преимуществ мощной корпоративной структуры при  сохранении национальной обособленности ее членов. Ведь порой государственная  власть и общественное мнение стран  по ряду причин, прежде всего, политических, неблагосклонно относятся к таким  формам интеграции компаний, которые  приводят к утрате их самостоятельности  и независимости.

Концерн

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных  форм интеграции компаний является концерн.

Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Сформулируем  основные особенности концернов:

  • это достаточно жесткая форма интеграции компаний, самая жесткая из всех рассмотренных в данной статье, за исключением треста;
  • концерн обычно является объединением производственного характера;
  • входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;
  • в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;
  • головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;
  • деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;
  • в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

В зависимости  от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие  виды концернов:

Вертикальный  концерн — концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные).

Горизонтальный  концерн — концерн, объединяюший компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Деятельность  концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия  одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в  Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность, в России- Газпром, нефте и газодобывающая отрасль, Белнефтехим-РБ). Концерны действуют  в тех отраслях экономики, где  развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная  металлургия и сталелитейная  промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы участия в капитале можно  выделить два вида концернов:

концерн подчинения — концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний;

концерн координации — концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.

Например, General Motors объединяет 126 заводов  в США, 13 в Канаде, производственные и  сбытовые подразделения  в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через  собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс.фирм.

Конгломерат

Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.

К особенностям конгломератов можно отнести:

  • интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;
  • объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании;
  • конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их отделения пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;
  • в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании;
  • как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

У этой интеграционной формы в разных странах существуют свои особенности: так в США не предполагается абсолютно никакой  производственной общности между объединяемыми  компаниями, в странах же Западной Европы предприятия должны быть в  определенной степени взаимосвязаны  в процессе производства.

В качестве примеров конгломератов  можно привести, в  частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Компания Hanson, например, специализируется на приобретении технологически простых предприятий в стабильных секторах рынка. Hanson добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго контролирует работу управляющих, следя за тем, чтобы они укладывались в отведенный бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от когда-то убыточных предприятий.

Основными способами  образования конгломератов являются слияния и поглощения фирм различной  производственной и коммерческой ориентации.

Бум крупных  диверсифицированных компаний, т.е. конгломератов, пришелся на 60-е годы нашего столетия, хотя крупные конгломераты создавались еще в 20-е годы. Но тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики. В 60-е же годы их развитие происходило на чисто  коммерческой основе.

Основными мотивами конгломератных слияний и поглощений компаний были:

  • обеспечение более широкой экономической основы;
  • возможность “дешево купить и дорого продать”;
  • прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей;
  • стремление повысить имидж руководства компании;
  • стремление высшего управленческого персонала повысить свои доходы, учитывая применение в качестве средства долгосрочного поощрения опционов;
  • ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

В 70-е годы активная деятельность крупных компаний по их диверсификации продолжилась и она  была связана со стремлением приобретения активов в сферах электроники  и телекоммуникаций.

Но в 80-е годы прибыли конгломератов стали  неуклонно снижаться. Компании, входившие  в конгломераты, показывали худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях, а новые поглощения приносили лишь колоссальные убытки. По расчетам Майкла Портера, в первой половине 80-х годов поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74% случаев.

Информация о работе Современные модели интеграционных производственных организаций: состояние и динамика развития