Современные модели интеграционных производственных организаций: состояние и динамика развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:30, реферат

Описание

Интеграция организаций – один из мощных организационных инструментов управления компанией. Его применение изучается в рамках многих экономических дисциплин, начиная с институциональной экономики, но, тем не менее, результативность объединения компаний на практике невелика. Большая часть сделок (по разным данным от 61% до 70%) не приносит желаемого экономического эффекта. Это связано с высокой степенью специфичности каждого акта интеграции и частым пренебрежением научными принципами интеграции в погоне за сиюминутными выгодами.

Работа состоит из  1 файл

КСР.docx

— 49.63 Кб (Скачать документ)

В мировой практике выделяются следующие виды картелей:

Денежный  картель — картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи цен).

Долевой картель:

квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;

территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.

Закупочный  картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и т.д. в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.

Калькуляционный картель — картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов.

Кондиционный  картель — картель, определяющий условия реализации товара.

Контингентированный картель — картель с установлением для его участников соответствующих квот (контингентов).

Кризисный картель — картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.

Патентный картель — картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

Производственный  картель — картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.

Региональный  картель — картель, определяющий области сбыта.

Ценовой картель — картель, устанавливающий для участников продажные цены товара.

Более полная версия картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска  для отдельных производителей и  скоординированного регулирования  производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей  или их наращивание).

Существует ряд  факторов, определяющих эффективность  деятельности картеля. Прежде всего, это  участие в рассматриваемой организационной  форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и  их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле  некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками  картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля  над ценой продукции.

Пример: картель  ОПЕК (организация стран-экспортёров  нефти, соглашение между государственными нефтяными компаниями. «Семь сестёр» - нефтяной картель семи западных нефтяных компаний.

Синдикат

Синдикат — объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.

Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний являются:

  • сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;
  • это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников;
  • централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката;
  • сохранение участниками синдиката порой и собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом;
  • осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также и закупок сырья для участников синдиката.

Форма синдиката  наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

В современных  условиях синдикат как форма монополистических  объединений одноотраслевого профиля  утрачивает свое значение, уступая  место более сложным и гибким формам. (в Российской истории можно  привести достаточно старые примеры  Продамет, Продвагон, Продуголь).

Пул

Пул (англ. pool букв. общий котел) — форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции.

В качестве особенностей пулов можно назвать:

  • эта организационная форма интеграции является одной из форм монополистических объединений компаний, разновидностью картелей;
  • объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер;
  • в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли.

В мировой практике можно встретить следующие виды пулов:

Биржевой  пул — объединение финансовых средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице в курсах.

“Конкретный”  пул — объединение инвесторов, направляющее свои инвестиции на конкретный объект.

Патентный пул — соглашение более чем двух компаний о взаимном использовании патента. Участники патентного пула получают доход в размере квоты, назначаемой при вступлении в пул, от прибыли, которую дает использование патента.

Торговый  пул — объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита.

Трест

Трест — объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.

Особенностями трестов являются:

  • это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний;
  • при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате;
  • трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;
  • в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;
  • все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в  одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени  обработки сырья, либо играющих вспомогательную  роль одна по отношению к другой. И в случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты.

Ассоциация

Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.

В качестве особенностей ассоциаций можно назвать:

  • это самая “мягкая” форма интеграции компаний;
  • ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;
  • возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;
  • члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;
  • ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;
  • члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;
  • члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

В соответствии с российским законодательством  коммерческие организации в целях  координации их предпринимательской  деятельности, а также представления  и защиты общих имущественных  интересов могут по договору между  собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению  участников на ассоциацию (союз) возлагается  ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное  общество или товарищество либо может  создать для этой цели новое хозяйственное  общество и участвовать в нем.

Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти  из нее по окончании финансового  года. В этом случае они несут  субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим  взносам в течение двух лет  с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению  остающихся участников в случаях  и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом).

    Одной из новейших организационных форм является виртуальная организация ,представляющая собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной организации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство на «электронных» контактах.

    Главными  условиями эффективного управления виртуальной организацией становятся: доверие людей друг другу как мощный фактор развития бизнеса, компетенция участников и создание неформальных команд из квалифицированных специалистов, формирование общей миссии.

По мнению многих ведущих специалистов в области  управления, развитие сетевых связей между организациями может иметь своим последствием пересмотр традиционных границ предприятий, так как при высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается другая компания. 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Growing Through Acquisitions. The Successful Value Creation Record of Acquisitive Growth Strategies. Report. K.Cools, K.King, C.Neenan, M.Tsusaka. May 2004. The Boston Consulting Group.
  2. Подольский В. Слияния и поглощения как часть стратегии компании // Финансовый директор. – 2005. – № 7, 8. http://wwСw.fd.ru/article/14583.html.
  3. Менеджмент в России и за рубежом №6 / 1999
  4. Бекье М. Путеводитель по слиянию // Вестник McKinsey. – 2003. – № 2. 
  5. G. Rifkin Post-Merger Integration: How I.B.M. and Lotus work together. Strategy+business preprint, Third Quarter 1998. http://www.strategy-business.com/press/98305.html
  6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер 1999.

Информация о работе Современные модели интеграционных производственных организаций: состояние и динамика развития