Современный руководитель: личность, стиль управленческого воздействия как факторы эффективного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание

Многие хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность непогрешимость выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..... 3
1. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными ...………………………………………………………………… 6
2. Понятия и структура стилей руководства ………………………………..... 14
3. Классификация стилей руководства ...………………………………………17
4. Эффективность стиля управления ………………………………………..... 22
5. Сущность и основные показатели эффективности управления ..………… 24
6. Заключение …………………………………………………………………... 27
Список использованной литературы …………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа социология управления.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Челябинский Институт

 

 

Факультет управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по социологии управления

 

«Современный руководитель: личность, стиль управленческого воздействия как факторы эффективного управления»

 

 

Запонова Генриетта Борисовна

 

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

Группа № 332

 

 

       Научный руководитель:

       Зырянова Валерия Михайловна

       кандидат философских наук,

       доцент

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение ………………………………………………………………………..... 3

1.  Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными ...………………………………………………………………… 6

2. Понятия и структура стилей руководства ………………………………..... 14

3. Классификация стилей руководства ...………………………………………17

4. Эффективность стиля управления ………………………………………..... 22

5. Сущность и основные показатели эффективности управления ..………… 24

6. Заключение …………………………………………………………………... 27

Список использованной литературы …………………………………………. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.

Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. ТЕЙЛОРА. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.

Вопрос выбора эффективного стиля руководства особенно остро стал в последние годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов застойные явления в общественном производстве самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами.

Командирский стиль руководства был ведущим стилем в управлении социалистическими предприятиями или коллективами, так как страна постоянно вела битву за план. А где битва, там и приказ, а где приказ, там и беспощадность к человеку, подчинённому. Командный стиль руководства требовал особых психологических и правовых установок.

Командир должен был уметь пользоваться властью и не имел права высказывать сомнения в безупречности своей линии поведения. Он решал, отдавая приказы, никто не должен был возражать. Такова была изначальная

«этическая» гамма нашего руководителя со времён революции.

Администрирование стало главным методом на годы и десятилетия.

Многие хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность непогрешимость выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.

Актуальность проблемы выбранной темы заключается в том, что в настоящее время создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

Целью контрольной работы является установление связи между личностью руководителя, стилем руководства и влияние этих факторов на  эффективность управления.

Объект исследования –  люди,  занимающие руководящие должности.

Предметом исследования являются теория и практика стиля руководства, личностные характеристики руководителя, влияющие на эффективность управления.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать личностные особенности руководителей и их  влияние  на восприятие работников;

2. Изучить теории стилей руководства;

3. Изучить влияние личности руководителя, стиля руководства  на эффективность управления.

Методологическая база исследования

В монографии Кричевского Р.А. «Если вы руководитель» элементы психологии менеджмента в повседневной работе автор подробно рассматривает характеристику личности менеджера, определяет критерии оценки эффективности управления (16).

Ли Якокка – один из самых известных в последнее время представителей делового мира США. Книга «Карьера менеджера» написана как автобиография с многочисленными интересными эпизодами и советами менеджерам. Его автобиография представляет собой бестселлер, в котором в живой и увлекательной форме шаг за шагом описывается восхождение одаренного и хваткого менеджера от студента-стажера до руководителя крупнейшего в мире автогиганта (24).

    Рефлексивно-ценностный подход (Ю.Д.Красовский, 1991)  изучает  личность руководителя через  формирование  у  него  рефлексивно-ценностной  концепции управления.   Способность   руководителя   к   интеграции   проявляется    в формировании, осмыслении  и  самокоррекции  его  собственной  управленческой концепции, которая  состоит  из  ряда  взаимопересекающихся  “концептуальных моделей” деятельности. Это своеобразная программа реализации  стратегических замыслов руководителя.

Содержание  управленческой  концепции   индивидуально,   и   ее   элементами являются:  стратегические  замыслы;  экономические   показатели;   проблемы, возникающие  при  выполнении  показателей;  причины  возникновения  проблем; управленческие   средства   устранения   причин;   функциональные   единицы, реализующие эти средства; информация о состоянии деятельности (15).

Заслуживают внимания работа Омарова А.М. «Руководитель; размышления о стиле управления». В ней наиболее точно раскрывает понятие и сущность стиля руководства, рассматривается традиционная классификация стилей руководства (21).

 

 

 

 

   

 

 

 

1. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными.

    Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной  работе) причина отношения работников к  руководителям),  определяющая  его  характер или  отдельные  его  черты.  Такими   причинами   являются:   биографические характеристики   руководителей   (пол,   возраст),   социально-экономический статус, образование, личностные характеристики.

    Восприятие  –  субъективный  образ  предмета,  явления  или   процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему  анализаторов,  а также процесс формирования этого образа.

    Восприятие  человека  человеком  –  процесс  психологического  познания

людьми друг друга в условиях непосредственного общения.

    Качества   руководителя   -   это   обобщенные,   наиболее   устойчивые

характеристики,  которые  оказывает  решающее  влияние   на   управленческую деятельность.  Это  весьма  сложные  в  психологическом  плане  образования, зависящие  от  множества   факторов:   особенностей   характера,   структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности (4).

    В   свою   очередь,   талант    руководителя    определяется    многими психологическими  качествами,  которые  являются  профессионально   важными.

Многогранный характер управленческой деятельности  накладывает  своеобразный отпечаток и на личностные характеристики руководителя.

    На  основе  управленческой  деятельности  руководителя  можно  выделить

следующие профессионально важные качества.

    Организаторские   качества,   характеризующиеся   умением    подбирать,

расставлять кадры,  планировать  работу,  обеспечивать  четкий  контроль (5).

Организаторские качества - это  следствия  проявления  ряда  психологических свойств личности.

    Наиболее важными являются:

   1. Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

   2. Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.

   3. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

   4. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

   5. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.

   6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:

    Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;

    Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться

к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;

    Работоспособность - способность длительно выполнять  работу  с  высокой

эффективностью;

    Настойчивость - волевое  свойство  личности,  проявляющееся  в  упорном

стремлении достичь сознательно поставленной цели;

    Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь  на

собственные возможности без чужой помощи;

    Дисциплинированность  -  подчинение  установленному   порядку,   умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

    Инициативность - умение действовать  энергично,  способность  выдвигать

идеи и намечать пути их воплощения.

    Общей основой развития руководителя как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные  качества.  Интеллект  может  выступать или не выступать в качестве фактора успешности  руководителя  в  зависимости от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные  или  коммуникативные включены в его деятельность.

    Существенное   значение    имеют    для    деятельности    руководителя

коммуникативные качества:

- способность к кооперации и групповой работе;

- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

- социальная компетентность при реализации своих целей.

Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

а)  субординационное,  или  общение  при   взаимодействии   руководителя   и подчиненных.

б) служебно-товарищеское - это общение между руководителями-коллегами.

в)  дружеское  -  это  общение  на  основе   морально-психологических   норм

взаимоотношений.

    В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если руководитель обладает навыками общения, то  ему легко устанавливать деловые контакты.

    Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться  в  любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности  оказывать влияние на людей.

    Неотъемлемым   компонентом   культуры    речи    является    требование

информационной   насыщенности   сообщения.   Объем    высказывания    должен соответствовать  количеству  информации,  включённому  в  него.  Перекос   в сторону объёма  высказывания  порождает  многословие  и,  вследствие  этого, негативную  реакцию  со  стороны  собеседника.  Перекос  в  сторону   объёма информации ведёт  к  недостаточно  полному  её  пониманию  и  также  снижает эффективность коммуникаций. Эффективные коммуникации требуют лаконичности  и структурной простоты построения фраз.

Информация о работе Современный руководитель: личность, стиль управленческого воздействия как факторы эффективного управления