Специфика организации молодёжного досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:50, контрольная работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Работа состоит из  1 файл

Специфика организации молодёжного досуга так себе.docx

— 24.61 Кб (Скачать документ)

Специфика организации молодёжного  досуга.

 

Введение.

 

Актуальность темы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту. 

Актуализация вопросов молодежного  досуга обусловлена и тем, что  молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

 

Молодёжь – это социальная группа, жизнедеятельность которой

характеризуется активным вступлением  в самостоятельную жизнь,

включённостью в новые  социальные отношения, формирование

мировоззрения, духовного  облика, становления характера.

Основные потребности  этой возрастной группы: общение, выбор

профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и  отдых,

участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного

решения проблем. Социализация молодежи в досуге есть не менее  сложный

процесс, чем учеба и  труд. Во временных коллективах досуг  является

существенным звеном социального  воспитания личности, стимулом его

творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического

развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний,

гуманизацию чувств и поступков.

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы

жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный

воспитательный потенциал.

Важно отметить то, что сами студенты ожидают от университета

активности в деле организации  досуга, они более или менее  четко

представляют себе то, что  хотели бы получить в стенах своего ВУЗа в

свободное время. В то же время, сопоставляя свои ожидания и  реально

существующее положение  дел, студенты крайне низко оценивают  роль

университета в организации  досуга, тем самым, показывая в  диссонансе

ожидаемого и получаемого, как широк простор развития досуговой функции

университета.

Следует отметить то, что  существующие в настоящее время  способы

организации досуга не исчерпывают  потребностей, которые предъявляют

студенты. Среди множества  примеров можно рассмотреть, например,

активно развивающийся в  университете Клуб Веселых и Находчивых имеет

более широкие возможности  вовлечения студентов в досуговую

деятельность, связанную  с университетом, но и возможности  КВН

объективно ограничены.

Следует учитывать то, что  потребности студентов очень  многообразны

и не все могут быть участниками  команды КВН или с интересом  участвовать

в некоторых театральных постановках. Для того чтобы удовлетворить потребности всех студентов в сфере

досуга необходимо создание универсальной зоны отдыха, не

узкопрофилированной на сценических видах искусства, но охватывающей

все сферы потребностей студентов, связанных со свободным временем.

Немаловажно и то, что  проблемой

досуга в университете озабочены, в основном, студенты старшего курса.

Большинство предложений  по совершенствованию культурно-досуговой

деятельности и работы Студенческого комитета было предложено именно

ими. Это, например, привлечения  в Студенческий комитет не просто

организаторов и исполнителей, а творческих и неординарных людей.

Среди предложенных вариантов  были также: организация

танцевальной студии, литературного  кружка, увеличение количества

мероприятий в ВУЗе и более  широкая информированность студентов  о

предстоящих мероприятиях.

Это свидетельствует о  том, что студенты возрастной категории 21-22

года больше осознают свои потребности и могут более  четко

сформулировать свои предложения, а также принять активное участие  в

реализации намеченных планов и помощи в совершенствовании  культурно-

досуговой деятельности.

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности  молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели  к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

 

Организация досуговой деятельности молодежи должна быть культурной и это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.

 

Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека.

 

Что такое досуг?

Говоря об организации  досуга, нельзя не рассмотреть само понятие досуг — это время  и пространство, находящееся за пределами  обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере  общественного производства, а также  от воспроизводства человеком своих  жизненных функций в рамках домашнего  хозяйства и социальных отношений.

 

Досуг молодежи локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования (основного и дополнительного), дом и улицу. При этом по мере взросления человек меняет свои досуговые приоритеты.

У подростков на первое место  выходят досуговые общности (компании - формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом.

У юношества, эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк - любое «культовое» для той или иной возрастной группы место; в то же время назад отодвигаются двор, школа, официальные культурно-досуговые учреждения и семья.

При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:

- отдых,

- развлечение,

- общение,

- саморазвитие.

Между тем, как показывают социологические исследования старшеклассников (Верб Л.Я.), школьники ориентированы  преимущественно на развлекательные  способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением  общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.

Вот почему так важно научить  детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование  личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность  что-то делать, чего-то достичь.

 

Можно вывести следующие  основные характеристики досуга молодёжи:

- досуг имеет ярко выраженные  физиологические, психологические  и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности  при выборе рода занятий и  степени активности;

- досуг предполагает не  регламентированную, а свободную  творческую деятельность;

- досуг формирует и  развивает личность;

-досуг способствует самовыражению,  самоутверждению и саморазвитию  личности через свободно выбранные  действия;

- досуг стимулирует творческую  инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения  потребностей личности;

- досуг способствует формированию  ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную  «Я - концепцию»;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное  удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию  личности;

Досуг развивается по своим  законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности  и доступности - то есть возможность  приобщения, вовлеченности всех  людей в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях:  от любительского объединения  до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень  достижений в любой индивидуальной  и коллективной деятельности. Принцип  индивидуального подхода - предполагает  учет индивидуальных запросов, интересов,  склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей  при обеспечении их досуга. Дифференцированный  подход обеспечивает комфортное  состояние каждого участника  досуговой акции.

3. Принцип систематичности  и целенаправленности - предполагает  осуществление этой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг  людей. Это процесс ограниченного  превращения человека в общественное  существо, в активную и творческую  личность, живущую полной жизнью  в согласии с самим собой  и обществом.

4. Принцип преемственности  - предполагает культурное взаимодействие  и взаимовлияние поколений. Реализация  принципов организации досуга  на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека.

 

В чем же специфика культурно-досуговой деятельности? Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.

Понятие культурно-досуговой деятельности могут употребляться в широком и узком смысле слова. В широком смысле в состав культурно-досуговой деятельности следует включать не только названные выше массовые, но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга - от совместных с родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные игры, чтение).

 

Раньше типичным для практики являлась организация культурно-досуговой деятельности на основе простого планирования массовых мероприятий (дел), без должного программного обеспечения данного вида деятельности. Такой подход является следствием недооценки образовательного потенциала культурно-досуговой деятельности. Между тем педагогически правильная ее организация может обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения, воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре общения и поведения. Без «обучающих» результатов культурно-досуговая деятельность не может быть сегодня признана в полной мере эффективной.

 

Полноценное использование  богатого социально-педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности предполагает переход от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.

 

 

После всего выше сказанного по логике вещей последует вопрос. А как вы на практике реализуете то, о чем говорили?

 

Реформирование структур управления досугом.

 

Реформирование прежних  структур управления досугом актуализирует  необходимость разработки новой  системы регулирования молодежного  досуга, адекватной современной социокультурной ситуации. В настоящее время регулирование досуга молодежи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества в организации культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, а с другой - социокультурным потребностям самой молодежи. И в связи с этим администрация школы решила пересмотреть подход к культурно-досуговой сфере. На помощь в этом вопросе пришло дополнительное образование, которое идет в школы. В штатном расписании многих сельских школ появились ставки педагогов дополнительного образования, которых раньше не было. Это позволит открыть в школе молодежный Клуб по интересам, основной целью которого станет социальная поддержка детей и подростков в культурно-досуговой сфере и личностном самоопределении.

Информация о работе Специфика организации молодёжного досуга