Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:49, контрольная работа
Формирование в течение последних двадцати лет в РФ института социальной работы сопровождалось развитием различных форм и моделей его взаимодействия со СМИ, среди которых самыми важными являются следующие: освещение в СМИ социальной проблематики и формирование общественного мнения; выполнение функций социальной работы конкретными лицами или СМИ в целом; осуществление контроля, анализа и мониторинга в сфере социальной работы, социальной политики и социальной защиты; реализация совместной проектной деятельности субъектов СМИ и социальной работы и др.
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы освещения социальной работы в СМИ. 1.1 СМИ и социальная работа в структуре современного российского общества. 1.2 Взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения со средствами массовой информации .
2 Современные возможности освещения социальной работы.
Заключение
Литература
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Российский
государственный социальный университет»
в г. Тольятти
Самарской области (филиал РГСУ в г.Тольятти)
Кафедра социальной
работы, педагогики
и социального права
Специальность
«Социальная работа»
Форма обучения
заочная
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Дисциплина: Технология социальной
работы
Тема: Способы взаимодействия
со СМИ в социальной работе
Тимофеева И.А.
Подпись
преподавателя_________________
Тольятти
2011
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы освещения социальной работы в СМИ. 1.1 СМИ и социальная работа в структуре современного российского общества. 1.2 Взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения со средствами массовой информации .
2 Современные возможности освещения социальной работы.
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе средства массовой информации играют значительную и со временем все возрастающую роль в формировании представлений людей о социальных явлениях и процессах, в том числе о социальных проблемах. Контакт членов общества с большей частью социальных проблем как правило опосредован массовой коммуникацией.
Формирование в течение последних двадцати лет в РФ института социальной работы сопровождалось развитием различных форм и моделей его взаимодействия со СМИ, среди которых самыми важными являются следующие: освещение в СМИ социальной проблематики и формирование общественного мнения; выполнение функций социальной работы конкретными лицами или СМИ в целом; осуществление контроля, анализа и мониторинга в сфере социальной работы, социальной политики и социальной защиты; реализация совместной проектной деятельности субъектов СМИ и социальной работы и др.
Взаимодействие журналистики и социальной работы не всегда складывается позитивно. Дисфункциональное воздействие журналистики проявляется в формировании стереотипов и предрассудков, нагнетании негативных эмоций, необъективном отражением действительности, ошибочностью в изложении фактов и других негативных последствиях. В целом это снижает степень влияния СМИ на процессы принятия политических решений и урегулирования групповых интересов, препятствуют гармонизации общества, достижению социальной справедливости.
Чтобы связь социальной работы и СМИ была успешной, социальным работникам надо много знать, причем не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управления страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи и в области информации, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы и журналистики. Нужно знать и уметь многое другое.
При
этом необходимо особо подчеркнуть,
что информация, предоставляемая
службами социальной защиты органам
СМИ, ориентирована на особую категорию
людей, нуждающихся в поддержке и часто
не знающих своих прав. Если здоровый человек
имеет собственные каналы для получения
информации и примерно представляет объем
своих социальных прав, то больные, инвалиды,
люди, перенесшие тяжелый стресс знают,
что социальная помощь им положена. Однако
ни своих прав, ни своих льгот они обычно
не знают, а получение информации по понятным
причинам для них затруднительно, что
может стать причиной непоправимого последствия.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СМИ
1.1
СМИ и социальная
работа в структуре
современного российского
общества
В начале 1990-х годов в СССР начались изменения социально-экономической системы устройства государства, повлекшие за собой изменение в структуре социальных взаимоотношений. Исчезли многие гарантии, доступные гражданам в советский период, разрушилась система патронажа, большая часть населения страны попала в список социально незащищенных групп. В наиболее уязвимом положении оказались дети, малообеспеченные, пожилые люди, беженцы и др.
В обществе происходит резкое имущественное расслоение, к которому многие слои населения еще не готовы. Массы людей обречены на нищенское существование. Социальная нестабильность вызывает в обществе тревогу за будущее, за жизнь детей, порождает психическое неблагополучие, озлобленность и агрессивность.
В стране уже долгое время смертность преобладает над рождаемостью, растет количество детских заболеваний, снижается продолжительность жизни. И это далеко не весь перечень тревожных симптомов, являющихся свидетельством социального нездоровья нации.
Повышенная
тревога, агрессивность, рост преступности
– все это свидетельство
За
прошедшие с начала перестройки
десятилетия РФ не только не избавилась
от существующих социальных проблем, но
и приобрела новые. В связи
с отсутствием целостной
Как показал опыт западных стран, процесс становления рыночной экономики должен сопровождаться внедрением механизма социального маневрирования, снижающего риски от негативных факторов капиталистических отношений и, в первую очередь, социального расслоения. Появление и постепенное развитие как в нашей стране, так и за рубежом социальной работы (устойчивой системы, обеспечивающей поддержку жизненных сил «слабых» общественных групп и отдельных индивидов) стало подтверждением этого тезиса. Институт «социальной работы» является базовым инструментом социальной политики государства, неотъемлемым компонентом системы социального обслуживания населения, который позволяет сохранять устойчивость положения господствующих политических и экономических классов. Он содействует достижению социальной справедливости, установлению сбалансированности интересов различных социальных групп, снятию социального напряжения, смягчению последствий социального неравенства.
О роли СМИ в формировании государственной политики пишет Ф.Д. Гумбатов. Относительно новый для нашей страны социальный институт формируется при активном участии уже существующих. Вовлеченными в процесс формирования социальной работы оказались и средства массовой информации, поскольку глубина и разносторонность модернизации социально-политической системы укрепили их роль во всех функциях. Проблема институционального взаимодействия СМИ и социальной работы, без должного решения которой модернизация общественной системы заметно затруднена, приобретает отчетливо политический оттенок. Социальная проблематика находится в тесной взаимосвязи с политическим устройством общества, его правовым оформлением, доминированием определенных социальных слоев, классов, идеологическим обеспечение политической воли, идеалами правящих элит.
СМИ являются средством, орудием массовой коммуникации. В системе социальной деятельности массовая коммуникация является не субъектом, но фактором управления, способствующим посредством информационного воздействия ориентации и адаптации людей в среде существования.
Т.В. Науменко также обращает внимание на то, что по отношению к институту государственной власти массовая коммуникация играет важную роль как в процессе достижения власти, так и в процессе ее удержания, способствуя этому посредством пропаганды ценностей социального субъекта, находящегося или стремящегося к власти. В условиях развитой демократии массовая коммуникация может выступать средством социального контроля над субъектом, осуществляющим власть. Этому способствует наличие гласности, предполагающей не возможность все высказать, а возможность все услышать. «Все» в данном случае носит относительный характер, под которым понимается возможность узнать любую информацию, касающуюся субъектов власти. Публичный характер государственной власти в демократических государствах предполагает публичную информацию о ее субъектах, информацию, которая может оказаться решающей для продолжения осуществления власти тем или иным субъектом политической деятельности. Такого рода гласность является нормой того или иного государственного устройства, а не проявлением воли журналистов или неких особенных властных полномочий массовой коммуникации. Власть, рассматриваемая как прерогатива государства и осуществляемая им на основании существующих и разрабатывающихся правовых норм, призвана регулировать деятельность всех социальных институтов общества, в том числе и деятельность института массовой коммуникации.
Регулированию
деятельности института массовой коммуникации
посвящен ряд нормативных документов
таких международных
Однако существует специальное законодательство, конкретизирующее основные положения Конституции РФ в виде конкретных законов и норм, регулирующих деятельность института массовой коммуникации. Таким образом регулируются отношения государства и СМК, СМК и социальных институтов, СМК и граждан, СМК и источников информации и т. д. Посредством принятия и реализации законодательных актов государство осуществляет контроль за деятельностью института массовой коммуникации.
В России такими законами являются Закон РФ «О средствах массовой информации» , Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Закон РФ «О государственной тайне», а также Федеральные законы РФ: «Об информации, информатизации и защите информации» , «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»], «О рекламе» , «Об экономической поддержке районных (городских) газет», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» и другие. Регулирующей деятельности средств массовой информации уделяется внимание и в других законах, посвященных регулированию других сфер социальной деятельности.
Однако деятельность института массовой коммуникации регулируется не только правовыми, но и этическими нормами, которые не имеют силы правового, законодательного акта, соответственно, за их нарушение не могут быть применены оговоренные законом санкции. Этические нормы представляют собой свод нравственных предписаний (в большинстве случаев предписаний, касающихся поведения журналистов), за несоблюдение которых предполагается моральная ответственность. В начале девяностых годов прошлого века различными журналистскими организациями на IV Консультативной встрече международных и региональных профессиональных журналистских организаций были приняты «Международные принципы профессиональной журналистской этики»
Информация о работе Способы взаимодействия со СМИ в социальной работе