Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 23:20, реферат

Описание

Тема моей работы актуальна потому, что студенчество - является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции. Актуальность выбранной темы, обуславливается также и тем, что студенчество играет важную роль, в общественно-политической жизни России.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы - рассмотреть актуальные проблемы российского студенчества.

Содержание

Содержание:
Введение ………………………………………………………………………3
1.Студенчество как социальная группа……………………………………...4
2.Социальное самочувствие современного российского студенчества….12
3.Дистанционное образование………………………………………………16
4.Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции……….....22
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

социология реферат.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 
 
 
 

КАФЕДРА

«социологии и социальных работ» 
 
 
 
 

Реферат на тему

     «Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции» 

Студентки 3 курса 3516 группы

юридического  факультета

Дадашевой Гюльшен Мюлкюмовны 
 
 
 
 
 

                                                                         

    Научный руководитель

                                                  К.соц.ст.преп. Белова О.А    

  
 
 
 

                  
 
 

Санкт-Петербург

2011 

Содержание: 

Введение  ………………………………………………………………………3 

1.Студенчество  как социальная группа……………………………………...4 

2.Социальное самочувствие современного российского студенчества….12 

3.Дистанционное образование………………………………………………16 

4.Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции……….....22 

Заключение…………………………………………………………………...24 

Список  литературы………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ: 

                  "Проблемы российского студенчества" - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.  

    Тема моей работы актуальна потому, что студенчество - является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции. Актуальность выбранной темы, обуславливается также и тем, что студенчество играет важную роль, в общественно-политической жизни России.  

   Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:

Цель  работы - рассмотреть  актуальные проблемы российского студенчества.

 

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 

1.Исследовать  актуальные проблемы  российского студенчества.  

2.На  основании теоретического  анализа изучения  проблемы,

систематизировать знания об актуальных проблемах российского  студенчества.  

3.Рассмотреть  сущность и специфику актуальных проблем российского студенчества.  

4.Систематизировать  и обобщить знания, существующие в  специальной литературе, научные подходы  к данной проблеме.  

   Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Название работы отображает её содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

1.Студенчество как социальная группа 

    Студенчество – учащиеся высших учебных заведений.Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-

демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью,

половозрастной  структурой, территориальным распределением и т.д.;

определенное  общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию

социализации  (студенческие годы), которую проходит значительная часть

молодежи  и которая характеризуется определенными социально-психологическими  особенностями.

     Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с  первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач.20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло  заметную роль в общественной жизни.

     Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах.

   В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги  происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.

     Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной   однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы.

      Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется

деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских,

спортивных  и бытовых студенческих организаций.

      Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства,

студенческий  статус является заведомо временным, а  общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

      Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного

определения понятия «студенчество», как нет  и единого мнения по вопросу о

характере и специфике труда студенчества.

     Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б.Рубина и Ю.Колесникова «Студент глазами социолога», заключается в следующем: «

Студенчество  – это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве»[1]

     Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции.

      «Студенчество, - пишут Б.Рубин и Ю.Колесников, - как социальная группа

функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность.

     Поэтому главной формой производства является обучающее-образовательная деятельность»[2].

     Другой исследователь, А.Н.Семашко, пишет, что «было бы неправильным

рассматривать студенчество как лишь состояние  к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам»[3].В

подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.

      В отличие от авторов книги «Студент глазами социолога» Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества.

     С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы не «множественность» происхождения не сглаживалось определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков.

      Представляют определенный интерес определения студенчества, данные А.С.Власенко и Т.В.Ищенко. А.С.Власенко пишет: «Студенчество – это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием»[4].

      Т.В.Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество – особая общественная группа общества,резерв интеллигенции  бъединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня –представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи»[5].

      Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции, не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

     Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой

специфическую социальную группу, характеризующуюся  особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в  избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

       Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

       Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав

Ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

      К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции