Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа
Социология не может существовать без эмпирической информации самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Исследователь в первую очередь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он черпает в социологическом опросе, при котором выясняются субъективные мнения людей.
Введение
I. Проблема, объект и предмет, цели и задачи исследования
1.1 Постановка проблемы
1.2 Объект и предмет исследования
1.3 Определение цели и задач исследования.
II. Предварительный системный анализ объекта
исследования и выдвижение рабочих гипотез.
2.1 Уточнение интерпретаций основных понятий.
2.2 Выдвижение рабочих гипотез.
III. Стратегический план исследования и программные требования.
3.1. Планы исследования.
3.2 Программные требования к выборке.
3.3 Общие требования к программе
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
I. Проблема, объект и предмет, цели и задачи исследования
1.1 Постановка проблемы
1.2 Объект и предмет исследования
1.3 Определение цели и задач исследования.
II. Предварительный системный анализ объекта
исследования и выдвижение рабочих гипотез.
2.1 Уточнение
интерпретаций основных
2.2 Выдвижение рабочих гипотез.
III. Стратегический план исследования и программные требования.
3.1. Планы исследования.
3.2 Программные требования к выборке.
3.3 Общие требования к программе
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Социология не может существовать без эмпирической информации самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Исследователь в первую очередь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он черпает в социологическом опросе, при котором выясняются субъективные мнения людей. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный результат – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.
Все
стадии работы социолога отражаются
в его главном документе –
программе социологического исследования.
Программа относится к типу стратегических
документов научного исследования, цель
которых представить общую
Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования.
Содержание
и структура программы
I. Проблема, объект и предмет, цели и задачи исследования
1.1 Постановка проблемы
Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.
В гносеологическом смысле проблемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.
Предметная сторона проблемы социологического исследования – это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов.2
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие.
Реальные жизненные противоречия создают социальную, проблемную ситуацию, для решения которой необходимы дальнейшее развитие социологического знания и соответствующие управленческие решения. Проблемная социальная ситуация более или менее точно отображается в научной проблеме, в которой фиксируется противоречие между знанием о потребностях общества и его организаций в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих действий3.
Невозможность решения социальной проблемы имеющимися средствами создает прецедент обращения к науке. Последняя располагает средствами изыскания возможностей для разрешения противоречий, возникающих в социальных системах. Сам факт такого обращения выступает как социальный заказ. Если не удается выполнить этот заказ на основе старых знаний, то появляется необходимость в научном поиске новых, еще неизвестных социальных закономерностей для получения дополнительных знаний, которые можно было бы использовать для решения социальных проблем.
1.2 Объект и предмет исследования
Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания4. Объект социологического исследования – деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется5.
Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т.е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социологической практики.6 Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, а главное – для решения какой социальной проблемы выбран7.
Итак,
формулировка проблемы и отсюда –
выделение объекта и предмета
исследования – первый шаг в разработке
программы.
1.3 Определение цели и задач исследования.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной. Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование8.
Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования. Чтобы избежать конфликта вместе с тем сохранить комплексный характер социологического исследования, в программе разрабатывается четкая система основных и неосновных задач. Основные задачи соответствуют цели исследования. Неосновные ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т.д. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения. Но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе9.
Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев
Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. Конкретный объект исследования определяется только после того, как выполнена эта предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.
Итак,
определение цели исследования позволяет
далее упорядочить процесс научного поиска
в виде последовательности решения основных,
частных, а также дополнительных задач.10
II. Предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочих гипотез.
2.1 Уточнение интерпретаций основных понятий.
Поиск
эмпирических значений понятий называют
его эмпирической интерпретацией, а
определение этого понятия
Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т.е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором – эмпирическое.
Прямой эмпирической интерпретации, через «понятия обозначения, подвергаются не все элементы теоретической система, а только определенные термины и предложения, которые выступают в качестве «представителей» системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интерпретацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей терминов и предложений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями11.
При разработке программы социологического исследования мы должны в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать, но и проверить гипотезы на базе фактических данных. Интерпретация понятий в определенных терминах означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном для нашей задачи отношении. А существенное отношение, в свою очередь, будет определяться проблемой и предметом исследования.12
В процессе интерпретации основных понятий мы наметили эмпирическую область, соответствующую выделенному ранее предмету исследования, который благодаря этому был расчленен на какие-то значимые в свете основной задачи элементы. Выделение ключевых понятий проблемы и их интерпретация в скрытом виде (имплицитно) опираются на некоторое более или менее систематическое представление о предмете в целом.
Последующий анализ должен «проявить» образ предмета, сделать его ясно выраженным (эксплицированным), более четким и определенным. Предмет должен быть подвергнут своего рода системному анализу.
В сущности, системному анализу подлежит объект исследования, а в процессе расчленения объекта на элементы мы преобразуем его в предмет целенаправленного изучения.
Предварительный системный анализ предмета исследования – это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т.е. такое её концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы исследования.
2.2 Выдвижение рабочих гипотез.
Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В социологическом исследовании гипотезы – научно обоснованные предложения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования.
Любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. Последние способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации13.
Исходные посылки социологических гипотез черпаются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в понятиях имеющихся социологической теории и смежных наук. Если знания, которыми мы располагаем, не позволяют объяснить данные наблюдений, возникают новые предположения — гипотезы.
Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не предопределяли направленность итоговых результатов его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.
Итак, гипотезы прежде всего, различаются по степени общности предположений как гипотезы-основания и гипотезы-следствия.
По значимости и характеру гипотезы подразделяются на основные и дополнительные.
Информация о работе Стратегический план исследования и программные требования