Стратегический план исследования и программные требования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание

Социология не может существовать без эмпирической информации самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Исследователь в первую очередь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он черпает в социологическом опросе, при котором выясняются субъективные мнения людей.

Содержание

Введение
I. Проблема, объект и предмет, цели и задачи исследования
1.1 Постановка проблемы
1.2 Объект и предмет исследования
1.3 Определение цели и задач исследования.
II. Предварительный системный анализ объекта
исследования и выдвижение рабочих гипотез.
2.1 Уточнение интерпретаций основных понятий.
2.2 Выдвижение рабочих гипотез.
III. Стратегический план исследования и программные требования.
3.1. Планы исследования.
3.2 Программные требования к выборке.
3.3 Общие требования к программе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная СОЦИОЛОГИЯ готовая.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     По  степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы.

     По  содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. Описательные гипотезы это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относится и к классификационным характеристикам социального объекта. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки14.

     В рамках исследовательской программы  внимание социолога должно быть сосредоточено  прежде всего на разработке центральной, ориентирующей всю работу гипотезе и вытекающих из её содержания проверяемых  следствий.15

    III. Стратегический план исследования и программные требования.

    3.1. Планы исследования.

     Основная  предпосылка для выбора принципиального  плана — состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда — возможность для разработки гипотез. Г.В.Осипов выделяет три разновидности плана: поисковый, описательный и экспериментальный.

  1.     Поисковый план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана – формулировка проблемы. Поисковый план предполагает три основных этапа работы: изучение документов, опросы экспертов и осуществление наблюдений.
  • Прежде всего, рекомендуется просмотреть всю имеющуюся литературу по избранной теме. Составляется полная библиография.
  • Опрос экспертов – специалистов-ученых и специалистов-практиков – дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом социальном объекте и сформулировать несколько первичных гипотез.
  • Наблюдение – завершающий этап поиска. К этому моменту социолог уже располагает некоторой информацией об изучаемом объекте.

     Работа  по поисковому плану завершается  ясной и четкой формулировкой  проблемы и выдвижением гипотез. Поисковый план следует отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотажной исследование. Цель поискового плана, как уже отмечалось, формулировка проблемы и выдвижение гипотез. Цель пилотажного исследования – проверка методик, которую можно осуществлять при любом стратегическом плане.

  1. Описательный  план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и квалификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. При описательном плане недостаточно изучения литературы, неформализованного наблюдения интервью. В данном случае обычно применяется другой набор исследовательских средств: выборочное или монографическое обследование, опрос, статистический анализ полученных данных и др.
  2. Экспериментальный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана – установить причинно-следственные связи в объекте, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обуславливающие его функционирование или развитие.

     В реальной практике социологических  исследований редко бывает так, чтобы один из трех описанных типов стратегического плана существовал в чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все тир плана: начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а затем следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации экспериментального плана исследования16.

     В.А.Ядов выделяет еще одну разновидность  стратегического плана – план повторно-сравнительного исследования.

     4. План повторно-сравнительного исследования  в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.17

 3.2 Программные требования к выборке.

     Если  стоит задача выполнить обследование большой общественной значимости, в итоге которого должны быть сделаны заключения относительно генеральной совокупности в целом, следует, конечно, максимально реализовать все требования репрезентативной выборочной процедуры. Затраченные усилия будут не только оправданны, они просто необходимы, так как ошибки в выводах такого исследования недопустимы. Здесь ложная информация опаснее ее отсутствия.

     Если  же задачи исследования более скромные, уровень надежности планируемых выводов с точки зрения их статистической точности можно смело понизить, то надо принять все меры к качественному представительству выборочной совокупности. Преувеличенное внимание к формально-статистическим критериям достоверности выводов (и тем более их абсолютизация) за счет качества исходной информации и качества анализа — свидетельство профессиональной неопытности социолога. Подчеркивая статистическую надежность данных, он вводит в заблуждение и себя, и, хуже того, тех, кто привык верить в убедительность математических расчетов. Нельзя забывать о реальной природе того, что кроется за цифрами и математическими формулами. Ведь сами исходные характеристики, получаемые исследователем путем опросов или другими способами, лишь условно переводятся в количественные показатели. Часто эти количественные сведения весьма приблизительно отражают существо социальных процессов. Поэтому усилия, направленные на строгость статистического обоснования результатов, приобретают смысл только при условии серьезного качественного анализа проблемы, содержательного ее изучения. Бывает и так, что непредставительные в статистическом смысле данные, многократно повторяемые на разных подвыборках, как раз свидетельствуют об определенной социальной тенденции лучше, чем статистически достоверный вывод, сделанный на одной единственной выборке.18

  3.3 Общие требования к программе

     Составление программы – необходимое условие успешности всей работы.

     Программа выполняет две важнейшие функции: научно-познавательную и научно-организационную. Первая состоит в обеспечении  теоретико-методической целостности  исследования, вторая обеспечивает эффективное  сотрудничество участников исследовательского коллектива, разделение труда между ними ради достижения общего научного и научно-практического результата.

     Вместе  с тем программа выполняет  и внешние функции: она фиксирует  место данного исследования в  общем процессе развития научного и научно-практического знания, является необходимым условием оптимального планирования научных исследований данного научного учреждения, научного сообщества в целом, в системе координации научных исследований в нашей стране. 

  Общие требования, предъявляемые к идеальной программе:

     Первое  требование — необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не «покрываются» эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале.

     Второе  требование — эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Кроме того, программа является документом, единым для всего научного коллектива, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа.

     Третье  требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи.  Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации.

    Четвертое требование — гибкость программы. Кажется, что оно  
противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене. 

     Например, в ходе пилотажа (пробы методик) обнаруживается, что эмпирическая интерпретация некоторого важного понятия неудовлетворительна. Изменение интерпретации требует пересмотра в каких-то частях концептуальной схемы и, конечно же, предполагает переформулировку соответствующих гипотез (связанных с употреблением понятия). Обычно на стадии предварительного целостного анализа объекта продолжается работа над уточнением понятий, а на стадии разработки гипотез вносятся исправления в системный анализ предмета19.

     Программа может быть опубликована как самостоятельный  научный труд. Причем не исключено, что по этой программе другие исследователи будут собирать и анализировать эмпирический материал, тем самым добиваясь совместными усилиями повышения его познавательной ценности и представительности. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Разработка  социологической теории и накопление фактического материала представляют собой органическое единство. Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как их воплотить в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для  дальнейшего развития самой теории.

    Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени  зависят от его теоретико-методологического  обоснования, научного уровня разработки его программы, удачного выбора системы  эмпирических показателей и рабочих гипотез. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает значительных материальных затрат.

    Нельзя  точно сказать, начинается ли исследование с программы или ею заканчивается. Программа – это начало одного и завершение другого этапа работы. Она всегда пополняется, уточняется, дорабатывается. Она – ноу-хау каждого конкретного ученого. И если хотите, способ зарабатывания денег. И чем лучше, оригинальнее составлена программа, чем надежнее в работе, тем большие деньги она приносит своему творцу. Вот почему хорошие программы в социологии, как говорится, на вес золота. 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.
  2. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М.: Тривола, 1998. – 228 с.
  3. Как провести социологическое исследование/ Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1985. – 223 с.
  4. Основы прикладной социологии: учебник для вузов / под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. – М.: Интерпракс, 1996. – 184 с.
  5. Рабочая книга социологи. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1983. – 477 с.
  6. Социология. Основы общей теории: Уч. пособие/ под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.
  7. Ядов В.А, Социологические исследования, программа, методы. – Самара: «Самарский университет», 1995. – 329с.

Информация о работе Стратегический план исследования и программные требования