Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:23, реферат
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон".
Введение 1. Внутригрупповое взаимодействие как социальный процесс 2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов 3. Принципы управления конфликтами и способы выхода из конфликтов 4. Управление межличностным конфликтом
Заключение Список использованных источников и литературы
3. Принципы управления
Управление конфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципе сотрудничества и компромисса.
Принцип
компетентности. Данный принцип предполагает,
что вмешательство в
Принцип сотрудничества и компромисса. Данный принцип предполагает, что оппоненты стоят на позиции защиты собственных интересов и достижения своих целей, но при этом они используют соответствующие конструктивные стратегии — сотрудничество, компромисс, избежание конфронтации. В этом случае необходимо отказаться от желания внести радикальные изменения в развитие ситуации и сосредоточить все усилия на том, чтобы форма разрешения противоречия носила конструктивный характер, и противоборствующие стороны использовали мирные стратегии и тактики. Целью здесь становится не блокирование, подавление развития противоречия, а стремление разрешить его конструктивными, неконфликтными приемами.
Прогнозирование конфликта
означает обоснованное предположение
о его возможном будущем
Прогнозирование конфликта повышает эффективность по его предупреждению и урегулированию, так как осуществляется на ранних стадиях его возникновения.
Точный прогноз в отношении той или иной проблемной ситуации или противоречия, которые возникают в процессе взаимодействия людей, играют существенную роль при подавлении их развития, а это, в свою очередь, является основой их успешного разрешения. Чем более точен прогноз, тем больше он способствует эффективному, конструктивному разрешению возникшей конфликтной ситуации. Чем значительнее, серьезнее ошибка прогноза, т. е. чем менее точен прогноз, тем больше вероятность того, что эффективность разрешения противоречия будет низкой. При полном отсутствии прогноза развития ситуации вероятность разрешения противоречия существенно снижается, и в некоторых случаях противоречие вообще не разрешается, а обостряется еще больше.
Профилактика конфликта
предполагает существование объективных
и организационно-
1) создание благоприятных условий жизнедеятельности сотрудников организации.
2) справедливое
и гласное распределение
3) разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.
4) успокаивающая
материальная среда, которая
В основном факторы и условия разрешения конфликтов имеют психологическую основу, потому что в них отражаются особенности поведения и взаимодействия конфликтующих сторон. Выделяются следующие основные условия разрешения конфликта: прекращение конфликтного взаимодействия; поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях и интересах оппонентов; изменение эмоционального отношения к оппоненту; объективное обсуждение проблемы; учет статусов друг друга; выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта.
Прекращение конфликтного взаимодействия сторон означает, что должно быть изменено поведение обеих сторон.
Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновение в целях и интересах оппонентов — это процесс двусторонний, поэтому он предполагает анализ каждой стороной не только своих целей и интересов, но также и целей и интересов оппонента. Для разрешения конфликта важно сосредоточиться не на личностях, а на интересах и целях и найти точки соприкосновения.
Выбор стратегии выхода из конфликта оказывает решающее значение на его разрешение. Стратегия выхода из конфликта — основная линия поведения оппонентов на заключительном этапе конфликта.
Существуют пять основных стратегий поведения: соперничество, компромисс, сотрудничество, избежание, приспособление. На выбор конкретной стратегии влияют следующие факторы: личностные особенности оппонентов; уровень нанесенного оппоненту ущерба и уровень собственного ущерба; наличие необходимости для осуществления выбранной стратегии ресурсов; статус оппонента; возможные последствия от применения предполагаемой стратегии; значимость решаемой проблемы; длительность конфликта.
Соперничество. Эта стратегия предполагает навязывание оппоненту выгодного для себя решения. Применение данной стратегии возможно в тех случаях, когда предлагаемое решение носит явно конструктивный характер; результат выгоден всей группе или организации, а не только инициатору данного решения; исход борьбы имеет важное значение для инициатора проводимого решения; времени на убеждение оппонента недостаточно. Однако часто в результате применения данной стратегии одна из сторон не может реализовать собственные интересы.
Компромисс. Эта стратегия основана на стремлении конфликтующих сторон завершить противостояние через взаимные уступки. Оппоненты отказываются от части ранее отстаиваемых требований и выражают готовность признать частичную обоснованность требований противника. Данная стратегия эффективна тогда, когда обе стороны понимают, что их противник обладает такими же возможностями, как и он сам, а также в случае, если интересы сторон взаимоисключающи, стороны могут быть удовлетворены временным решением или же присутствует угроза потерять все.
Приспособление. Это уступка в чем-либо, когда одна сторона вынужденно или добровольно отказывается от борьбы и сдает свои позиции. Принятие такой стратегии может быть основано на следующих мотивах: осознание своей неправоты; необходимость сохранения хороших отношений с противником; сильная зависимость от противника; незначительность, неактуальность проблемы или потеря ею своей значимости; сильный ущерб, полученный стороной в ходе противоборства; угроза возникновения еще более сильных негативных последствий; отсутствие возможности, вероятности получить иной исход конфликта; давление третьей стороны.
Избежание, или уход, от решения проблемы. Эта стратегия представляет собой попытку ухода от конфликта при минимальных затратах. Ее отличие от таковой же стратегии в ходе конфликта заключается том, что эту стратегию, как правило, выбирают в том случае, когда другие попытки с помощью активных стремлений реализовать свои цели и интересы не привели к желаемым результатам. При использовании данной стратегии конфликт не разрешается, а затухает. Применение стратегии избежания для разрешения конфликта целесообразно в тех случаях, когда недостаточно времени и сил для решения противоречия иными и способами; при стремлении выиграть время; когда существуют трудности в определении линии собственного поведения; а также при отсутствии желания решать данную проблему.
Сотрудничество. Эта
стратегия поведения в
При разрешении конфликта
в менеджменте используются четыре
структурных способа
Наилучшая альтернатива обсуждаемому решению (НАОС) — это метод ведения переговоров, целью которого является защита одной из сторон (или обеими сторонами) своих интересов и целей, когда предотвращается принятие нежелательной договоренности, но также снижается вероятность отказа одной из сторон от принятия того решения, которое бы ее устроило, т. е. НАОС дает возможность каждой из сторон пойти в процессе переговоров на определенные уступки, которые, однако, не выходят за рамки того предела уступок, которые каждая из сторон установила для себя возможным. В результате обе стороны достигают поставленных целей, полностью не отказываясь от них. Еще одним преимуществом данной стратегии является ее гибкость, т. е. для каждой из сторон остается поле для творческого подхода к принятию решения.
Этот метод строится на сравнении предложения другой стороны с тем решением, которое является наилучшим для вас. Сравнение должно осуществляться в совокупности. Сложностью этого метода является еще большая привлекательность тех альтернатив, которые предлагаются в случае неудачи в заключении соглашения. К тому же получение сразу всей совокупности предлагаемых вариантов представляет большую сложность.
Избежать всех опасностей и недочетов можно, если построить проверочную цепочку, которая дает возможность принятия pезервного решения, т. е. оставляет пространство для маневрирования. В том случае, если в ходе переговоров одна из сторон начинает сомневаться в выгодности для нее предлагаемого решения (НАОС), следует определить еще один вариант, который, с одной стороны, совсем не будет соответствовать идеальному решению, но с другой — будет лучше, чем сама альтернатива, т. е. НАОС. В этом случае важно не спешить, а спокойно и трезво оценить ситуацию.
Осознание сторонами необходимости переговоров возникает тогда, когда противоборство между ними не приносит желаемых результатов и выгоды. Переговоры могут вестись в процессе продолжения конфликтных взаимоотношений, но также и на основе сотрудничества. Целью переговоров является принятие совместных решений. Совместное решение является единым для обеих сторон, и обе они рассматривают его как наилучшую альтернативу в конкретной ситуации. Разрешение противоречия с помощью законодательных и иных нормативных актов дает возможность сторонам не вступать в переговорный процесс.
.2. Способы разрешения межличностных конфликтов
Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При этой стратегии поведения действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на предъявленные ему требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.
Принуждение (противоборство) — в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой.
Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы — одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».
Компромисс, сотрудничество - высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. В этом случае действия менеджера направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.
Встречаются и другие способы разрешения межличностных конфликтов:
координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи. Такое согласование между организационными единицами может производиться на разных уровнях управленческой пирамиды (вертикальная координация), на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов. Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями; интегративное решение проблемы. Разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон. Считается, что это одна из наиболее успешных стратегий поведения менеджера в конфликте, так как в этом случае он ближе всего подходит к разрешению условий, изначально породивших этот конфликт. Однако подход к конфликту по принципу решения проблемы часто очень трудно соблюдать. Это связано с тем, что во многом он зависит от профессионализма менеджера. Кроме того, в этом случае для разрешения конфликта требуется много времени. В таких условиях менеджер должен иметь хорошую технологию — модель для решения проблем;