Стратегия развития персонала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание

Доскональное и постоянно обновляемое знание о состоянии дел в бизнесе, которому посвятила себя организация, становится решающим элементом профессиональной компетенции специалиста по человеческим ресурсам. Без этого знания невозможно разработать и реализовать жизнеспособную кадровую стратегию, которая должна быть хорошо спланированным ответом на бизнес-стратегию организации.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

       5. Метод экспертных оценок можно использовать для установления удельного веса специалистов в конкретной группе специальностей.

       6. Метод сравнения - на основе анализа развития явлений и процессов в высокоразвитой системе осуществляются проектировки для менее развитой системы. Например, при сопоставлении уровней развития высшего образования по отдельным экономическим районам за основу (эталон) долгосрочной перспективы подготовки специалистов берут район или город с наибольшим по стране уровнем насыщенности специалистами. Определенный интерес может также представить сравнение уровней насыщенности специалистами в нашей стране и в высокоразвитых государствах мира. 
 

       3. Формирование стратегии управления  персоналом. 

       Стратегия управления персоналом — это разработанное  руководством организации приоритетное, качественно определенное направление  действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности. [3, с. 212]

       Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с  целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию. 
 

       Основными чертами стратегии управления персоналом являются:

  1. ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;
  2. связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.

       Составляющими стратегии управления персоналом являются:

  • условия и охрана труда, техника безопасности персонала;
  • формы и методы регулирования трудовых отношений;
  • методы разрешения производственных и социальных конфликтов;
  • установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;
  • политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установление режима работы и отдыха;
  • профориентация и адаптация персонала;
  • меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;
  • совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;
  • разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;
  • новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;
  • разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;
  • совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;
  • разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;
  • меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности;
  • разработка новых и использование существующих мер социального развития организации;
  • совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;

       мероприятия по совершенствованию всей системы  управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления и т.д.) и др.

       При формировании стратегии управления персоналом на предприятии рекомендуется  учитывать положения принятой его  руководством стратегии деятельности предприятия, что предполагает:

  1. определение целей управления персоналом, т.е. при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические аспекты (принятая стратегия управления персоналом), так и потребности и интересы работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.);
  2. формирование идеологии и принципов кадровой работы, т.е. идеология кадровой работы должна быть отражена в виде документа и реализовываться в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений предприятия, начиная с руководителя предприятия. Этот документ должен представлять собой набор этических, не подлежащих нарушению, норм в работе с кадрами предприятия. По мере развития предприятия и изменения внешних условий идеология кадровой работы предприятия может уточняться;
  3. определение условий для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов на предприятии. Обеспечение экономической эффективности в области управления персоналом означает использование персонала для достижения целей предпринимательской деятельности предприятия (например, увеличение объемов производства) при ограниченности соответствующих предприятию трудовых ресурсов. Социальная эффективность обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально - экономических ожиданий, потребностей и интересов работников предприятия.

       В каждом конкретном случае стратегия  управления персоналом может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации, целей и стратегии управления персоналом. 
 
 
 
 

    1. Согласование  стратегии управления персоналом со стратегией предприятия.
 

       Взаимосвязь стратегии организации и выбора стратегии управления персоналом можно показать на следующем примере.

       Стратегия организации, производящей продукцию  на определенном рынке товаров и  стремящейся увеличить свою долю на этом рынке, состоит в сокращении затрат на производство, а следовательно, в уменьшении цены на продукцию. При этом в области управления персоналом имеется несколько вариантов достижения возможной экономии. Один из них — проведение тщательного анализа потенциальных направлений экономии и выбор, например: рационализация трудового процесса, выявление и сокращение излишних, ненужных, повторяющихся трудовых операций. Это и будет стратегией в сфере персонала. Причем реализация этой стратегии может быть осуществлена также по нескольким вариантам. С одной стороны, проведение анализа и выявление излишних опера ций может проводиться специалистами в области организации и экономики труда, работающими на предприятии или привлеченными со стороны, а с другой, что является сегодня предпочтительней, — такой анализ могут провести сами заинтересованные работники, объединенные в проектные группы или кружки качества и являющиеся, по существу, экспертами по проблемам, имеющимся на их собственных рабочих местах. Решение подобных конкретных стратегических задач должно найти отражение в стратегическом плане.

       Стратегия управления персоналом как функциональная стратегия может разрабатываться  на двух уровнях:

  1. для организации в целом в соответствии с ее общей стратегией — как функциональная стратегия на корпоративном, общеорганизационном уровне;
  2. для отдельных сфер деятельности (бизнеса) многопрофильной, диверсифицированной компании — как функциональная стратегия каждой сферы бизнеса, соответствующая целям этой сферы (например, если крупная электротехническая компания занимается производством авиадвигателей, военной электроники, электрооборудования, пластиков, осветительных приборов, то стратегия управления персоналом разрабатывается для каждой сферы производства, так как они имеют различия в структуре персонала, требованиях к квалификации и профессиональной подготовке, методах обучения и по другим вопросам).

       В условиях стратегического управления происходят качественные изменения  в области работы с персоналом. Они заключаются в том, что  в рамках традиционных направлений кадровой работы все большее значение приобретают стратегические аспекты. Объединяясь со стратегическими технологиями, такие конкретные направления работы с персоналом, как планирование потребности в персонале, отбор, деловая оценка, обучение и другие, выступают в качестве составляющих стратегии управления персоналом, приобретают новое качество и единую целевую направленность, созвучие с целями и стратегическими задачами организации.

       Стратегия управления персоналом может быть как подчиненной по отношению к стратегии организации в целом, так и совмещенной с ней, представляющей единое целое. Но и в том и в другом случае стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной или деловой стратегии (бизнес-стратегии). Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом (с ее составляющими) показана в табл. 1. 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 1

       Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления

       персоналом. [5, с.33]

Тип стратегии

организации

Стратегия управления

персоналом

Составляющие  стратегии

управления  персоналом

Предпринимательская стратегия

Принимают проекты

с высокой степенью

финансового риска,

минимальным количеством действий.

Ресурсное удовлетворение всех требований заказчика.

В центре внимания —

быстрое осуществление ближайших

мер, даже без  соответствующей проработки

Поиск и привлечение

работников-новаторов, инициативных,

контактных, с  долго-

временной ориентацией, готовых рисковать, не боящихся

ответственности

Важно, чтобы  ведущие

сотрудники не менялись

Отбор и расстановка  кадров:

поиск людей, способных  идти на

риск и доводить дело до конца

Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные,

по возможности  удовлетворяющие вкусам работника.

Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая.

Развитие личности: неформальное, ориентированное на наставника.

Планирование  перемещений:

в центре — интерес  сотрудников.

Подбор рабочего места, соответствующего интересам работника.

Стратегия динамического роста

Степень риска  меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего.

Политика организации

и процедуры  фиксируются письменно, поскольку  они здесь необходимы и для более

строгого контроля, и

как основа дальнейшего  развития организации.

Сотрудники  должны

быть организационно

закреплены, обладать гибкостью в из меняющихся условиях, быть проблемно-

ориентированными

и работать в  тесном

сотрудничестве

с другими.

Отбор и расстановка  кадров:

поиск гибких и  верных людей,

способных рисковать.

Вознаграждения: справедливые и беспристрастные.

Оценка: основывается на четко оговоренных критериях.

Развитие личности: акцент на

качественном  росте уровня

и области деятельности.

Планирование  перемещений:

учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебного продвижения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
Продолжение Таблицы 1.
Стратегия прибыльности

В центре внимания —

сохранение существующего уровня прибылей.

Усилия, требующие

финансовых затрат,

скромные, возможно

даже прекращение

найма. Управленческая

система хорошо развита, действует обширная

система различного

рода процедурных

правил

Ориентируется на

критерии количества

и эффективности

в области персонала;

сроки — кратковременные; результаты — при относительно низком уровне

риска и минимальном уровне организационной закрепленности работников

Отбор и расстановка  кадров:

чрезвычайно жесткие.

Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве

и внутриорганизационных  представлениях о справедливости.

Оценка: узкая, ориентированная

на результат, тщательно продуманная.

Развитие личности: акцент на

компетентность  в области поставленных задач, эксперты —

в узкой области

Ликвидационная

стратегия

Продажа активов, устранение возможностей

убытков, в будущем сокращение работников — насколько это

возможно. Почти  или

вовсе не уделяется

внимание попыткам

спасти предприятие,

поскольку ожидается

дальнейшее падение

прибылей

Ориентирована на

потребность в  работниках на короткое

время, узкой  ориентации, без большой

приверженности

организации

Набор работников — маловероятен из-за сокращения штатов.

Оплата: основана на заслугах,

медленно растущая, без дополнительных стимулов.

Оценка: строгая, формальная,

основана на управленческих

критериях.

Развитие, обучение: ограничены, основаны на служебной

необходимости.

Продвижения: те, кто имеют

требуемые навыки, имеют и возможность продвижения

Стратегия круговорота (циклическая)

Основное —  спасти

предприятие. Меры по

сокращению затрат и

персонала осуществляются с целью выжить

в ближайшее  время и

обрести стабильность

на длительную перс-

пективу. Моральное

состояние персонала —

довольно угнетенное

Сотрудники  должны

быть гибкими  в условиях изменений, ори-

ентироваться  на большие цели и дальние

перспективы

Требуются разносторонне  развитые работники.

Оплата: система  стимулов

и проверки заслуг.

Оценка: по результату.

Обучение: большие возможности, но тщательный отбор претендентов.

Продвижение: разнообразные

формы


 

       Процесс выработки и реализации стратегии  является непрерывным, что находит  отражение в тесной взаимосвязи  решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. Подобная конкретизация стратегии управления персоналом и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается в стратегическом плане — документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и  конкурентоспособности предприятия  – обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере.

       Мониторинг рынка труда - процесс систематического статистического исследования состояния рынка труда и действий органов службы занятости.

       Определение необходимого количества персонала, обладающего надлежащим образованием и нужной квалификацией, составляет основу успеха реализации стратегии фирмы.

       Стратегия управления персоналом — это разработанное  руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.

       Стратегия управления персоналом может быть как подчиненной по отношению к стратегии организации в целом, так и совмещенной с ней, представляющей единое целое. Но и в том и в другом случае стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной или деловой стратегии (бизнес-стратегии). 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы:

  1. Аллагулов Р.И., Аллагулова Н.Ю. Рынок труда;  основные  понятия,  концепции, взаимосвязи и показатели./ Экономика и управление.2000.
  2. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классическое концепции и новые подходы. 1996.
  3. Управление персоналом организации. Под ред. Кибанова А.Я. Инфра-М, 2005г.
  4. Рекомендации гражданам ищущим работу: Методические рекомендации о деятельности службы занятости населения и поиске работы. – 2009г.
  5. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управленияМ., 1993.

Информация о работе Стратегия развития персонала организации