Стресс и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:25, контрольная работа

Описание

Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма- «общего адаптационного синдрома»- в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось, прежде всего, со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Содержание

Введение
1.Стресс и его виды в конфликтной ситуации
2.Каковы способы предупреждения и управления стрессом
3.Соотнесите понятия и их определения
Заключение

Работа состоит из  1 файл

деловое общение.docx

— 36.78 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.Стресс  и его виды в конфликтной  ситуации

2.Каковы  способы предупреждения и управления  стрессом

3.Соотнесите  понятия и их определения

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Предметом исследования данной контрольной работы является стресс и его природа.

     Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма- «общего адаптационного синдрома»- в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось, прежде всего, со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

     Стресс  многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении  не только нарушений психической  деятельности человека или ряда заболеваний  внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически  любое заболевание. В связи с  этим в настоящее время расширяется  потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его  предотвращения и преодоления.

     В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических  основ стресса и выяснение  механизмов его возникновения и  развития. Стресс вызывает изменения  физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки  нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных  сторон стресса, их адекватное использование  или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием  условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной  распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

 

      1.Стресс и его  виды в конфликтной  ситуации

     Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

     Каким бы ни был стресс, «хорошим» или  «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет  общие неспецифические черты[www.wikipedia.ru].

     Слово «стресс» в переводе с английского  означает «напряжение». В научный  оборот этот термин введен в 1936 г. Выдающимся канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр.

     По  классическому определению Г. Селье, стресс- это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

     Термин  «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно  всем приспособительным реакциям организма. На морозе, например, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д. Это реакции- специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию- это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подобное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок по-разному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но и работа обусловлена единым фактором- электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.

     В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы стресса:

  1. Реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
  2. Фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
  3. Фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

     Стресс- обязательный компонент жизни,- отмечал Селье. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье»)

     Таким образом, стресс- это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций, а дистресс- это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

     Однако  было бы ошибкой однозначно связывать  дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса).

     Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее- стараться не допустить переходы стресса в дистресс. Сам же по себе стресс- это вполне нормальная реакция.

     Быть  может, здесь подойдет аналогия с  температурой нашего тела. Когда человек  заболевает, температура тела повышается. Поскольку ощущения при этом далеки от приятных, большинство из нас тут же стремится ее сбить любыми медикаментами. Однако современная медицина рекомендует другое: до определенного порога (примерно до 38 градусов) температуру сбивать фармпрепаратами не стоит. Ведь ее повышение означает, что активизировалась иммунная система и организм пытается справиться с неполадками своими силами. Напичкав же организм жаропонижающими средствами, мы не столько поможем, сколько помешаем иммунной системе сделать свое дело, дав искусственный сигнал к свертыванию ее активности. Поэтому применение медикаментозных средств снижения температуры оправдано, только если она «зашкалила» за определенный предел. То есть когда очевидно, что организм сам не справляется с ситуацией и силы его на исходе. Примерно такая картина и со стрессами. 

    2.Способы предупреждения и управления стрессом 

     Понимание природы стресса говорит о  том, что стремление избежать стрессов вообще – неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это  практически невозможно. Гораздо  важнее то, что в фазе сопротивления  источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным  внешним воздействиям, чем в состоянии  полного покоя и расслабленности. Поэтому можно сказать с полной уверенностью следующее:

  • Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считающего, что стресс- это «аромат и вкус жизни»
  • Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс
  • Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их надо искать или специально создавать. Об этом позаботится сама жизнь
  • Помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуациями нужно «с умом», с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который в принципе поддается нейтрализации
  • Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий

     Значительную  часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При  этом в любом случае оказывается  затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель- подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешаться. Поэтому, чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

  • Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий- важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
  • Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
  • Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
  • Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
  • При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
  • Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
  • Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
  • Если возникла необходимость кого- то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
  • Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

     Выполнение  руководителями этих несложных в  принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень  стрессов в коллективе.

     Одновременно  в тех же целях шаг навстречу  начальникам предлагается сделать  и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов  минимизации стрессов.

  • Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров .
  • Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся- вы просо хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
  • Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
  • Если вы чувствуете, что объем получаемой вами работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий… если только вам позволят освободиться от части старых.
  • Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности определенности в сути поручаемых вам заданий.
  • Если возникает производственный «конфликт ролей», т.е. заведомая противоречивость предъявляемых требований не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или иного задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
  • При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
  • Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опята на собственных ошибках- ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).
  • Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально-одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Информация о работе Стресс и его виды