Структура социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание

Общество представляет собой сложно организованный объект. Этот объект включает в себя множество структурных элементов, систем и под¬систем. Подсистемы различаются по своим масштабам и функциям. Общество в самом широком аспекте своего проявления определяется таким понятием, как макрообъ¬ект. Но в структуре общества могут выделяться его отдель¬ные подсистемы, или сферы, имеющие свое социальное проявление, например, экономика, политика, духовная жизнь с их собственными подсистемами, и тогда социаль-ный объект подразделяется на структуры среднего уров¬ня, или мезосистемы, требующие своего специфического изучения.

Содержание

1. Структура социологического знания
2. Социальные институты: структура, типы, функции
3. Опрос, как метод сбора социальной информации, виды опросов

Работа состоит из  1 файл

Социология Тарашкевич.docx

— 37.48 Кб (Скачать документ)

Содержание 

  1. Структура социологического знания
  2. Социальные институты: структура, типы, функции
  3. Опрос, как метод сбора социальной информации, виды опросов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Структура социологического знания
 

       Общество  представляет собой сложно организованный объект. Этот объект включает в себя множество структурных элементов, систем и подсистем. Подсистемы различаются по своим масштабам и функциям. Общество в самом широком аспекте своего проявления определяется таким понятием, как макрообъект. Но в структуре общества могут выделяться его отдельные подсистемы, или сферы, имеющие свое социальное проявление, например, экономика, политика, духовная жизнь с их собственными подсистемами, и тогда социальный объект подразделяется на структуры среднего уровня, или мезосистемы, требующие своего специфического изучения. Наконец, социологию могут интересовать и объекты более мелкого и частного проявления общественной жизни. К ним можно отнести работников отдельных предприятий, студентов конкретных вузов, учащихся школ или колледжей и др. В этом случае общество изучается на уровне микрообъекта. В зависимости от масштабов изучения общества социологическая наука подразделяется на макро-, мезо- и микросоциологию.

       Макросоциология изучает общество в целом, стремится дать ответы на самые общие вопросы его строения, функционирования и развития. В данном проявлении она достаточно тесно смыкается с социальной философией и имеет теоретический характер. Особое значение здесь имеет методологическая проблема - соотношение человека и общества. С момента зарождения философии исследователи стремились разрешить вопрос о том, что определяет что: природа человека природу общества или же природа общества природу человека? Первый подход получил название социологического номинализма, а второй - социологического реализма. Эмпирической базой макросоциологического исследования являются достижения социологических исследований более низкого уровня, а также достижения других общественных и естественных наук. О чем красноречиво говорят такие проявления теоретической социологии, как географический детерминизм, механицизм, натурализм, биологизм, органицизм, психологизм и т. д.

       Мезосоциология - это социологические исследования среднего уровня, нацеленные на изучение отдельных социальных подсистем (экономика, политика, религия, искусство, наука, спорт, здравоохранение и т. д.). Мезосоциологические исследование имеют свою теоретическую базу (связанную с общесоциологическими теориями), свою историю и свой арсенал эмпирических исследований. В этом случае социология подразделяется на ряд отраслевых социологических дисциплин. Например, таких как экономическая социология, политическая социология, индустриальная социология, социология города или села, социология религии, социология культуры, искусства, науки, спорта и др. В настоящее время список дисциплин достаточно большой и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению.

       Микросоциология - это социологическое исследование, нацеленное на изучение небольших человеческих групп и коллективов (учеников какой-то конкретной школы, студентов определенного вуза, факультета или группы, работников производственной бригады или цеха конкретного завода, членов спортивной команды или воинских подразделений и т. д.). Микросоциология, имея сугубо прикладной характер, не лишена и теоретического статуса, ибо на базе изучения таких микрообъектов создаются их общие теории, в частности, теория малых групп, групповой динамики, коммуникативных связей в группе, интеракции, обмена и другие. В рамках этих теорий раскрываются общие законы функционирования и развития групп, взаимодействия индивидов в рамках этих групп и т. д. Знание законов помогает уяснить общую природу социальных явлений и процессов в их микропроявлении, а также сделать более широкие социальные обобщения. Тем самым устанавливается логическая взаимосвязь всех уровней социологического исследования.

       Разновидности социологического исследования определяются структурными подразделениями самого социального объекта. Но социологические исследования различаются еще и по своей логико-практической основе. Исходя из данной точки зрения, социология как наука делится на фундаментальную и прикладную. В рамках фундаментальной науки вырабатываются наиболее общее теоретическое знание о структуре общества, законах его функционирования и развития. Здесь же осуществляется анализ категориального аппарата, акцентируется внимание на методологических особенностях социологического познания. В этом случае наука выступает в облике общей, академической, фундаментальной, или чисто теоретической социологии.

       Вместе  с тем социологическое исследование может быть направлено на изучение частных проблем какого-либо конкретного  коллектива, на выяснение особенностей его функционирования и развития. Тем самым социология приобретает  частный, прикладной характер.

       Иногда  прикладные исследования отождествляются с эмпирическими. Исторически так сложилось, что прикладные исследования, проводимые в США в начале XX в., чаще всего назывались эмпирическими. Отсюда и пошло отождествление эмпирической и прикладной социологии. Однако такое отождествление не вполне правомерно, так как прикладное исследование строится по достаточно сложной схеме. Оно включает в себя весь комплекс процедур научного исследования. В частности, осмысление проблем, сбор эмпирического материала, его логико-математическую обработку, выявление эмпирических зависимостей, построение на этой основе общих выводов и рекомендаций. Набор этих операций и не позволяет полностью связывать этот вид социологического исследования только с эмпирией. Здесь органически сочетаются процедуры эмпирического и теоретического исследования. Другое дело, что сама цель такого исследования имеет сугубо частный, прикладной характер.

       Эмпирическое  социологическое исследование - это  лишь одна сторона изучения социального  объекта, связанная со сбором первичной  социологической информации с помощью специальных эмпирических методов. Такое исследование имеет место на всех вышеотмеченных уровнях социологического познания, ибо деятельность людей можно изучать как в масштабе всей страны (всего общества), так и в масштабе отдельной группы и отдельно взятого коллектива. В одном случае это делается для установления общих закономерностей общественного развития, для получения нового знания. В другом - для выработки конкретных рекомендаций, направленных на решение практических задач частного характера. На основе сказанного определяются и функции социологии. i

       Основные  функции социологии. В разных источниках количество этих функций определяется по-разному. На начальной стадии изучения социологии можно выделить лишь те из них, которые представляются наиболее важными. Таковыми являются: познавательная (гносеологическая), прогностическая, организационно-управленческая и воспитательно-идеологическая.

       Познавательная  функция связана с изучением социальной реальности, с накоплением нового знания об обществе, фактах и законах его строения, функционирования и изменения.

       Прогностическая функция - с выработкой научно обоснованных прогнозов об изменениях в рамках различных социальных структур, предсказанием тенденций их развития.

       Организационно-управленческая функция предполагает выработку рекомендаций, социальных проектов и социальных технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в рамках функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом).

       Воспитательно-идеологическая функция связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (или антирелигиозного) характера. Социология, как и любая другая общественная наука, не может не оценивать те события и явления, которые она изучает и идеальную типизацию которых предполагает. Здесь вполне правомерна пропаганда идей патриотизма, национальной культуры, идеалов демократизма, общекультурных ценностей, что и выражает сущность этой функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социальные  институты: структура, типы, функции
 

       Социальные  институты (от лат. institutum – устройство, установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации (т.е. организованности) совместной деятельности людей. Это комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих положение людей в разных сферах их деятельности.

       К институту можно отнести учреждения, например, детские сады, школы, вузы, а также систему обучения и воспитания, которые сложились в обществе, кроме того, систему традиций, норм и обрядов, которые консолидируют людей и определяют характер их поведения в различных ситуациях общественной жизни. Например институты бракосочетания регулируют вступление людей в брак и образования семьи. Другие институты регулируют другие стороны семейной жизни, например институт расторжения брака, наследования, усыновления и т.д. наконец, семья – это тоже институт таким образом семья одновременно выступает и как группа, и как организация, и как социальный институт. Как группа она характеризуется со стороны человеческого состава и демографических характеристик.

       Как организация – со стороны тех  связей, которые устанавливаются  со стороны семьи. А как социальный институт семья представляет собой  набор определенный традиций, моральных и правовых норм, статусно-ролевых характеристик, регулирующих поведение членов семьи, выполнение ими своих социальных функций, главной из которых является продолжение человеческого рода. Семья является одним из самых древних социальных институтов. По мнению Аристотеля эволюция этого института привела к возникновению более широких человеческих объединений, а затем и государства, как наиболее сложной общественной организации институциональной системы.

       На  этом основании можно считать, что  социальный институт – это сложная  система материальных и духовных образований, определяющая коллективную жизнедеятельность людей.

       Социальная  структура и социальная деятельность чрезвычайно разнообразны, поэтому социальных институтов бесконечное множество. Семья, религия, образование, искусство, наука, культура, армия, суд, прокуратура, тюрьма, производство, банки, деньги, кредит, рента, торговля, спот, здравоохранение – все это и многое другое может рассматриваться в качестве примера социального института. Иначе говоря, любая устоявшаяся социальная структура, так или иначе определяющая характер поведения людей, может быть определена как социальный институт

       Основные  социальные институты, имея собственную  структуру, включают в себя институты  более частого характера. Так, например:

  • Семья – институты брака, супружества, родства, усыновления, развода, раздела имущества, наследования, вступления в наследство, упоминание предков;
  • Система образования – институт дошкольного образования, школьного, высшего, и послевузовского образования.

       Все эти институты подчиняются высшему  звену управления – Министерству образования, которое само является частью системы управления как особого  социального института.

       Таким образом, все институты взаимосвязаны между собой и в совокупности представляют особую институциональную структуру общества. На этом основании еще раз можно отметить, что общество – предельно сложная суперструктура, состоящая из множества сфер, уровней, структур и подструктур в качестве которых выступают группы, общности, организации и социальные институты.

       Основным  предназначением социальных институтов является удовлетворение социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет  потребность в воспроизводстве  человеческого рода и социализации личности, потребность в средствах  существования удовлетворяется  институтами производства. Общественный порядок и безопасность членов общества удовлетворяется силовыми институтами. Духовные потребности удовлетворяются  институтами культуры, искусства, науки, философии и религии.

       На  этом основании выделяются основные признаки социального института:

    • Выполнение определенных социальных функций.
    • Система статусов и ролей, присущих институту.
    • Физически утилитарные признаки
    • Символы и символические действия.
    • Идеология института (идеология государства, образования и воспитания, умиротворения, борьбы, веры и т.д.).

Информация о работе Структура социологического знания