Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:12, контрольная работа
Общество представляет собой сложно организованный объект. Этот объект включает в себя множество структурных элементов, систем и под¬систем. Подсистемы различаются по своим масштабам и функциям. Общество в самом широком аспекте своего проявления определяется таким понятием, как макрообъ¬ект. Но в структуре общества могут выделяться его отдель¬ные подсистемы, или сферы, имеющие свое социальное проявление, например, экономика, политика, духовная жизнь с их собственными подсистемами, и тогда социаль-ный объект подразделяется на структуры среднего уров¬ня, или мезосистемы, требующие своего специфического изучения.
1. Структура социологического знания
2. Социальные институты: структура, типы, функции
3. Опрос, как метод сбора социальной информации, виды опросов
Возьмем для примера такой институт как армия. Его основной функцией является защита Отечества, поэтому весь комплекс действий армейских служб направлен на ее выполнение. Статусно-ролевая характеристика воинов определяется чинами и званиями. Физически утилитарные признаки выражаются в зданиях штабов и казарм, складах, аэродромах, полигонах. Символы и символические действия выражаются в штандартах, знаменах, военной форме, в парадных маршах. Идеология же выступает как целая система воспитания воинских качеств, это история и теория военных операций, или как говорит Суворов наука побеждать. Подобным образом можно характеризовать любой социальный институт. А с этой характеристикой связано более глубокое понимание самого социального института.
Социальные
институты способны выполнять свое
предназначение за счет упорядочения,
стандартизации и формализации общественной
деятельности. Возникнув, определенная
потребность реализуется в
Процесс институционализации включает в себя ряд этапов. Предпосылкой появления социальных институтов является формирование определенных общественных потребностей. Когда-то люди не добывали уголь и медь, в этом просто не было потребности. Но с появлением паровых котлов и двигателей внутреннего сгорания такая потребность появилась, что и привело к созданию новых отраслей хозяйства, то есть новых организаций и институтов.
На ранних этапах развития общества институционализация носила стихийный характер, регулировалась в основном традицией. Но постепенно (через религию, мораль, право, государство, развитие научных знаний) социальные институты стали приобретать характер рационально организованных систем. В ходе общественной практики люди производят отбор из разных вариантов деятельности, сохраняют наиболее оптимальные образцы или стереотипы поведения. Постепенно эти образцы превращаются в социальные обычаи и нормы, затем государственные правовые системы, приобретая форму соответствующих учреждений.
Таким образом, социальных институт представляет собой своеобразную духовно- организационную плазму, объединяющие людей в устойчивые системы и организации. Они реализуются в деятельности специальных учреждений с соответствующим набором специалистов. Деятельность этих специалистов, их должности связаны с определенными правилами, символами и атрибутами. Системы этих правил, символов и атрибутики налагают свой отпечаток на характер личности, определяют его внутренний мир и даже внешний облик. По крайней мере легко выделить из общей массы служителей культа, работников силовых структур, прокуратуры, таможенной службы, артистов, педагогов, врачей и т.д. при выполнении ими своих служебных функций, т.е. своих институциональных обязанностей.
Можно выделить основные типы социальных институтов следующим образом:
3. Опрос, как метод сбора социальной информации, виды опросов
Одним из наиболее важных средств социологического исследования является опросный метод. В зависимости от цели и задач исследования в социологии используются различные виды опросов:
Анкетный опрос – это наиболее популярный метод сбора первичной социологической информации, предусматривающий письменное обращений (в виде анкеты, опросного листа) к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме.
Его основными элементами являются:
Интервью. Наряду с анкетным опросом в социологии используется интервью. Это такой способ опроса, в котором исследователь получает интересующую информацию непосредственно взаимодействуя с респондентом и самостоятельно фиксируя ответы.
В отличие от анкетного опроса, где достоверность информации зависит в основном от качества опросника и правильного его заполнения, в интервью эта достоверность распределяется эффективностью взаимодействия интервьюера и опрашиваемого.
Процедура социологического интервью включает:
Место проведения интервью может быть самым обычным: квартира, служебное помещение, магазин, парк и т.д. выбор его определяется спецификой предмета исследования. По производственным вопросам лучше всего опрашивать в служебном помещении. Что касается бытовых вопросов, наиболее подходит квартира. Желательно с глазу на глаз, т.к. присутствие третьего лица может повлиять на искренность ответов.
При проведении группового интервью отвечающих необходимо размещать так, чтобы они не мешали друг другу и не обменивались мнениями.
Экспертный опрос. Наряду с массовым изучением общественного мнения в социологии широко используется и опрос наиболее компетентной части специалистов или опрос экспертов.
Экспертный опрос – это такой вид исследования, при котором опрашиваются специалисты по данной проблеме. Специфика этого метода состоит в том, что в отличие от массового опроса он не является анонимным, т.к. ориентирован на активное сотрудничество сторон опроса. Исследователь здесь вступает в непосредственный контакт с опрашиваемым.
Социометрический опрос применяется при изучении внутригрупповых и межгрупповых отношений в различных сферах общественной жизни и имеет большой социальных смысл. Исследования этих отношений одна из основных задач социальной психологию. Однако социометрический опрос занимает определенное место и в социологии. Теоретика методологической основой такого изучения является социометрия. Его основоположник Я. Морено, американский исследователь. Я. Морено трактовал структуру общества в виде иерархии групповых отношений. Группа характеризуется им с точки зрения внешних и внутренних связей и отношений. Это метод, определяющий межличностные отношения в малых группах.
Социологическое
тестирование имеет различные варианты.
Эта методика широко используется в сфере
образовательной, медицинской, практической,
научной деятельности. Понятие теста (от
английского test – проба, опыт) означает
стандартизированное изучение социального
объекта с целью получения информации
о его внутренних признаках (психических,
интеллектуальных, волевых, социальных).
Этот метод используется для определения
самооценки отдельных индивидов и их отношение
к групповым и социальным явлениям. Изучая
тесты каждого человека в группе можно
установить общие признаки группы, т.е.
выявить характерные особенности возрастных,
профессиональных, социальных групп и
общностей.
Список использованных источников
Интернет-источники
Официальный сайт Института социологии РАН http://www.isras.ru/