Структура социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание

Общество представляет собой сложно организованный объект. Этот объект включает в себя множество структурных элементов, систем и под¬систем. Подсистемы различаются по своим масштабам и функциям. Общество в самом широком аспекте своего проявления определяется таким понятием, как макрообъ¬ект. Но в структуре общества могут выделяться его отдель¬ные подсистемы, или сферы, имеющие свое социальное проявление, например, экономика, политика, духовная жизнь с их собственными подсистемами, и тогда социаль-ный объект подразделяется на структуры среднего уров¬ня, или мезосистемы, требующие своего специфического изучения.

Содержание

1. Структура социологического знания
2. Социальные институты: структура, типы, функции
3. Опрос, как метод сбора социальной информации, виды опросов

Работа состоит из  1 файл

Социология Тарашкевич.docx

— 37.48 Кб (Скачать документ)

       Возьмем для примера такой институт как  армия. Его основной функцией является защита Отечества, поэтому весь комплекс действий армейских служб направлен на ее выполнение. Статусно-ролевая характеристика воинов определяется чинами и званиями. Физически утилитарные признаки выражаются в зданиях штабов и казарм, складах, аэродромах, полигонах. Символы и символические действия выражаются в штандартах, знаменах, военной форме, в парадных маршах. Идеология же выступает как целая система воспитания воинских качеств, это история и теория военных операций, или как говорит Суворов наука побеждать. Подобным образом можно характеризовать любой социальный институт. А  с этой характеристикой связано более глубокое понимание самого социального института.

       Социальные  институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочения, стандартизации и формализации общественной деятельности. Возникнув, определенная потребность реализуется в деятельности людей. Сама эта деятельность со временем приобретает все более четкие и организованные формы, актуализируется, начинает существовать как объективная реальность. Но все поколение людей, вступая в жизнь, включается в эту, реальность, вносит свои коррективы, совершенствует ее. Так возникает и развивается социальный институт. Процессы их формирования определяются в социологии понятием «институционализация».

       Процесс институционализации включает в  себя ряд этапов. Предпосылкой появления  социальных институтов является формирование определенных общественных  потребностей. Когда-то люди не добывали уголь и медь, в этом просто не было потребности. Но с появлением паровых котлов и двигателей внутреннего сгорания такая потребность появилась, что и привело к созданию новых отраслей хозяйства, то есть новых организаций и институтов.

       На  ранних этапах развития общества институционализация  носила стихийный характер, регулировалась в основном традицией. Но постепенно (через религию, мораль, право, государство, развитие научных знаний) социальные институты стали приобретать характер рационально организованных систем. В ходе общественной практики люди производят отбор из разных вариантов деятельности, сохраняют наиболее оптимальные образцы или стереотипы поведения. Постепенно эти образцы превращаются в социальные обычаи и нормы, затем государственные правовые системы, приобретая форму соответствующих учреждений.

       Таким образом, социальных институт представляет собой своеобразную духовно- организационную плазму, объединяющие людей в устойчивые системы и организации. Они реализуются в деятельности специальных учреждений с соответствующим набором специалистов. Деятельность этих специалистов, их должности связаны с определенными правилами, символами и атрибутами. Системы этих правил, символов и атрибутики налагают свой отпечаток на характер личности, определяют его внутренний мир и даже внешний облик. По крайней мере легко выделить из общей массы служителей культа, работников силовых структур, прокуратуры, таможенной службы, артистов, педагогов, врачей и т.д. при выполнении ими своих служебных функций, т.е. своих институциональных обязанностей.

       Можно выделить основные типы социальных институтов следующим образом:

  • Экономические (вся система производства, распределения, торговли и финансов, объекты инфраструктуры);
  • Политические (вся система государственные и политический органов и организаций);
  • Культурно-духовные (религия, наука, культура, народное творчество, искусство);
  • Семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи);
  • Здравоохранение (медицинские учреждения, учреждения рекреации, спорта и туризма);
  • Информации и коммуникации (средства массовой информации и коммуникации);
    • К общим функциям социальных институтов относятся:
  • Удовлетворение социальных потребностей субъектов путем выработки общих правил, профессионального действия);
  • Регулирование действий и взаимодействий социальных субъектов согласно общих правил (регулятивная);
  • Обеспечений устойчивости и стабильности общественной жизни;
  • Сплочение субъектов социального действия (интегративная).
    • По воздействию на социальные структуры функции подразделяются:
  • На явные;
  • Неявные (латентные);
  • Интегрирующие;
  • Дезинтегрирующие (в случае если интересы института вступают в противоречия с интересами общества.
    • Институционализация включает в себя следующие этапы:
  • Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместной целенаправленной деятельности;
  • Формирование общих целей и мотивов;
  • Пробное действие и отбор наиболее успешных из них в качестве общих правил;
  • Формирование традиционных форм деятельности;
  • Закрепление и канонизация общих правил, выработка общественных санкций для их поддержания.
 
 

3. Опрос, как метод  сбора социальной  информации, виды  опросов

       Одним из наиболее важных средств социологического исследования является опросный метод. В зависимости от цели и задач  исследования в социологии используются различные виды опросов:

    • анкетный опрос,
    • интервью,
    • экспертный опрос,
    • социометрический опрос,
    • социологическое тестирование.

       Анкетный  опрос – это наиболее популярный метод сбора первичной социологической информации, предусматривающий письменное обращений (в виде анкеты, опросного листа) к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме.

       Его основными элементами являются:

  • специалист-разработчик опросного инструментария;
  • анкета (инструментарий);
  • анкетер;
  • ситуация спроса (способ его проведения;
  • респондент (опрашиваемый).

       Интервью. Наряду с анкетным опросом в социологии используется интервью. Это такой способ опроса, в котором исследователь получает интересующую информацию непосредственно взаимодействуя с респондентом и самостоятельно фиксируя ответы.

       В отличие от анкетного опроса, где  достоверность информации зависит  в основном от качества опросника  и правильного его заполнения, в интервью эта достоверность  распределяется эффективностью взаимодействия интервьюера и опрашиваемого.

       Процедура социологического интервью включает:

  • выбор объекта;
  • определение места и времени интервью;
  • фиксацию ответов опрашиваемых;
  • окончательное оформление материалов собеседования, их обобщение и анализ.

       Место проведения интервью может быть самым  обычным: квартира, служебное помещение, магазин, парк и т.д. выбор его  определяется спецификой предмета исследования. По производственным вопросам лучше  всего опрашивать в служебном  помещении. Что касается бытовых вопросов, наиболее подходит квартира. Желательно с глазу на глаз, т.к. присутствие третьего лица может повлиять на искренность ответов.

       При проведении группового интервью отвечающих необходимо размещать так, чтобы  они не мешали друг другу и не обменивались мнениями.

       Экспертный опрос. Наряду с массовым изучением общественного мнения в социологии широко используется и опрос наиболее компетентной части специалистов или опрос экспертов.

       Экспертный  опрос – это такой вид исследования, при котором опрашиваются специалисты по данной проблеме. Специфика этого метода состоит в том, что в отличие от массового опроса он не является анонимным, т.к. ориентирован на активное сотрудничество сторон опроса. Исследователь здесь вступает в непосредственный контакт с опрашиваемым.

       Социометрический  опрос применяется при изучении внутригрупповых и межгрупповых отношений в различных сферах общественной жизни и имеет большой социальных смысл. Исследования этих отношений одна из основных задач социальной психологию. Однако социометрический опрос занимает определенное место и в социологии. Теоретика методологической основой такого изучения является социометрия. Его основоположник Я. Морено, американский исследователь. Я. Морено трактовал структуру общества в виде иерархии групповых отношений. Группа характеризуется им с точки зрения внешних и внутренних связей и отношений. Это метод, определяющий межличностные отношения в малых группах.

       Социологическое тестирование имеет различные варианты. Эта методика широко используется в сфере образовательной, медицинской, практической, научной деятельности. Понятие теста (от английского test – проба, опыт) означает стандартизированное изучение социального объекта с целью получения информации о его внутренних признаках (психических, интеллектуальных, волевых, социальных). Этот метод используется для определения самооценки отдельных индивидов и их отношение к групповым и социальным явлениям. Изучая тесты каждого человека в группе можно установить общие признаки группы, т.е. выявить характерные особенности возрастных, профессиональных, социальных групп и общностей.  
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Добреньков В.И., Кравченко С.А. Социология. – М.: 2006.
  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. – СПб.: 2003.
  3. Зборовский Г.Е. История социологии. – М.: 2003.
  4. Рабочая книга социолога. - М.: 2005.
  5. Социология. - С.-Пб.:2003.
  6. Социология. - М.: 2005.
  7. Социология. (Под ред. Ак. РАН  Г.В.Осипова)– М., 2000.
  8. Социология (Под ред. Проф.В.Н.Лавриненко) – М.: 2003.
  9. Социология. Учебное пособие для вузов. - С.-Пб.: 2003.
 

Интернет-источники

  1. www.osp.mesi.ru  (сайт учебного процесса МЭСИ)
  2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru
  3. Русский гуманитарный интернет-университет: www.soc.lib.ru   
  4. Официальный сайт ИСПИ РАН http://www.ispr.ru/

Официальный сайт Института социологии РАН http://www.isras.ru/

Информация о работе Структура социологического знания