Такой подход имеет и большое
практическое значение, поскольку он
оспаривает сложившиеся представления
о том, что экономическая жизнь
не содержит в себе идеальных моментов
и что экономика – это комплекс
проблем, имеющих отношение только
к развитию производительных сил
и обусловленных ими производственных
отношений. Между тем и в сфере
экономики осуществляется воздействие
на сознание и поведение людей. В
этом отношении мы полностью разделяем
мнение советского экономиста А.И.Пашкова,
еще в 70-х годах возражавшего некоторым
ученым и практикам, выступившим
за очищение политэкономии от экономической
политики и идеологии.
Игнорирование человеческой
специфики экономических отношений
ведет к просчетам как в
теории, так и на практике. В теоретическом
отношении идентификация экономических
и социологических методов означает,
что экономические процессы предстают
как полностью независимые от
сознания и поведения людей, что
ведет к объективизму, а в конечном
счете и к отрицанию значения
сознательной деятельности людей, их созидательного
творчества и роли в историческом
прогрессе.
В практическом отношении
следствием этого становятся разрыв
между словом и делом, желание
все свести к взаимодействию средств
и предметов труда и людей
как элементов материального
производства без учета их воли,
желаний и устремлений.
Вместе с тем, исходя из
объективного состояния и проблем
развития экономической сферы, нельзя
преувеличивать роль и значение идеальных
моментов. При всей важности экономического
сознания его характеристика всегда нуждается
в сопоставлении со статистическими показателями
развития производства, условий труда,
социальной деятельности людей. Только
такой подход дает возможность социологии
делать научно обоснованные выводы.
Обращаясь к другой сфере
общества, к социальной жизни, следует
отметить, что она в течение
длительного времени в большинстве
случаев отождествлялась с общественной
жизнью. Когда в конце 50 – начале
60-х годов все настойчивее стала
звучать аргументация в пользу специального
изучения социальной сферы в отличие
от общественной жизни в целом, то
социологические аспекты ее функционирования
практически не затрагивались. Приведем,
к примеру, две точки зрения. Одна
из них, как наиболее распространенная,
характеризует социальные отношения
как отношения между группами,
классами, нациями, народностями, иногда
сюда включаются отношения в семье
и в трудовых коллективах.
Другая точка зрения рассматривает
социальные отношения как: 1) отношения
по обеспечению жизненными средствами,
2) отношения по воспроизводству
природных данных человека, 3) отношения
по приобщению к производству, 4) отношения
по приобщению к общению. Если игнорировать
факт, что в социальные отношения
автором включаются и такие, которые
входят в компетенцию экономических
отношений, то остается одно – все
они могут (и должны) подвергнуться
глубокому социологическому анализу.
Такая постановка вопроса
заслуживает всемерной поддержки
и развития. Тщательный анализ социальной
жизни подтверждает, что социологический
аспект в ней присутствует в более
сложном и полном виде. Сфера социальной
жизни в значительной степени
складывается вне воли и сознания
людей, т.е. материальные отношения
в них представлены в достаточно
большом объеме. В то же время
сознательное начало присуще ей в
той мере, в которой возникают
предпосылки для превращения
классов, социальных слоев и групп
в субъекты сознательной деятельности.
Последнее означает, что в области
социальных отношений гораздо сильнее,
чем в экономике, проявляется
сознательное начало, которое можно
измерить.
В политической жизни роль
социологии возрастает. Политика открывает
огромный пласт перехода от объективного
к субъективному, сознательному
развитию. Она не только обобщает классовые
интересы, но и концентрирует их.
В данном случае речь идет о сосредоточении
сил, воли, знаний и действий, т.е. о
методах и формах выражения политической
деятельности человека, классов и
социальных групп.
Социологический аспект политической
жизни обращен ко всему спектру
чувств, мнений, суждений и отношений
людей к процессам демократизации,
гласности, возможностям осуществления
своих прав и свобод. Социологические
отношения властных отношений, особенности
избирательной системы позволяют
представить пути становления демократии,
выявить болевые точки ее развития.
Важнейшее значение приобретают
проблемы политической реформы, механизмов
ее осуществления, устранения тех противоречий,
которые возникают в процессе
реализации ключевых идей правового
государства.
Огромный блок политической
социологии составляют международные
отношения, способы и направления
решения таких животрепещущих проблем,
как война и мир, региональные
конфликты, возможность сотрудничества
и перспективы безъядерного мира.
К проблемам политической
социологии относятся деятельность
политических организаций и объединений,
формы и методы их работы в новых
общественных условиях, способность
оперативно откликаться на то или
иное развитие событий. И наконец, объектом
социологии в сфере политики является
политическое сознание, анализ его
реального состояния, функционирование
политической культуры как одной
из существенных предпосылок достижения
прогрессивных целей.
Четвертой по счету, но не по
значению является сфера духовной жизни
общества – активной деятельности
по освоению имеющихся культурных ценностей,
созданию новых, распределению и
потреблению накопленных.
Социологические исследования
выявили острую необходимость комплексного
развития духовной жизни. Они показали
ущербность подхода, заключающегося в
том, что долгое время по тем или
иным объективным и субъективным
причинам на первый план выдвигались
отдельные направления культуры,
образования, науки.
Духовная жизнь общества
обычно анализируется с двух основных
позиций. Во-первых, как категория, рядоположенная
с экономикой, социальной и политической
жизнью. При этом в духовной жизни
выделяются проблемы образования, культуры,
науки, а ее взаимодействие с другими
сферами общественной жизни рассматривается
как производное от социально-экономического
развития. Согласно этой точке зрения,
духовная жизнь не лишена активного
начала: она играет самостоятельную
роль и может влиять на все без
исключения общественные процессы.
Во-вторых, духовная жизнь
предстает не только как часть, но
и как сторона общественного
развития, сторона исторического
процесса. При изучении любого общественного
явления мы неизбежно выходим
на уровень освоения теорий, концепций,
взглядов, отношений людей, которые
по своему содержанию и характеру
являются духовными образованиями.
Этот подход позволяет более эффективно
и предметно исследовать «действительный
процесс» во всем его противоречивом
развитии. Однако этот подход не лишен
серьезных издержек. И если он имеет
определенное оправдание на уровне философского
осмысления, то на уровне социологического
знания он мало плодотворен и имеет
очень серьезные ограничения
как методологического, так и
методического характера. Такой
подход в известном смысле включает
в себя все общественные процессы,
все общество, в результате социолог,
работающий на эмпирическом уровне, сталкивается
с трудноразрешимыми задачами.
Особое значение для анализа
проблем духовной жизни приобретает
соотношение материального и
идеального в ее развитии. В этом
случае следует иметь в виду, что
в системе образования, художественной
культуре идеальное является ведущим,
хотя присутствуют и материальные аспекты:
степень развитости материальной базы,
достигнутый предшествующими поколениями
уровень знаний и т.д. Таким образом,
духовная жизнь общества представляет
собой процесс производства, распространения,
формирования и реализации духовных
ценностей. Этот процесс является сложным,
многоплановым и неоднозначным,
поэтому так важно определить
основные его составляющие. К таким
структурным элементам следует
отнести процесс социализации личности,
систему образования, массовую информацию,
культурно-просветительную деятельность,
литературу, искусство, науку.
Сквозным для всех подсистем
духовной жизни является тот факт,
что сознание и поведение человека
выступают объектами главного интереса
конкретных исследований, когда многообразие
духовного мира порождает возможность
различных подходов и способов решения
возникающих общественных проблем.
В заключение несколько слов
о социологии управления. Она связана
с использованием особого класса
задач – механизма регулирования
социальных процессов – и поэтому
может рассматриваться самостоятельно,
на уровне выявления неких общих
характеристик, независимо от конкретных
обстоятельств, а может применяться
в рамках каждой из сфер общественной
жизни и составляющих их элементов,
что требует выявления и анализа
специфических особенностей управления
в каждой конкретной области сознания
и поведения людей.
- Структура социологии
- В истории социальных учений многие социологи и философы обращались к вопросу структуры социологии. Различные подходы к определению структуры социологического знания можно найти в творчестве О. Конта, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и многих других. Например, П. Сорокин определял структуру социологии в следующем виде:
- Общее учение об обществе: определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, истории социологии, характеристика современных социологических направлений и учений о методах социологии;
- Социальная механика - изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях;
- Социальная генетика:
- учение о происхождении и развитии общества и общественных институтов: языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.;
- учение об основных исторических тенденциях, проявляющихся с поступательным ходом истории в развитии общества и общественных институтов;
- Социальная политика: формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека.1[1]
- Известный российский социолог Г.В. Осипов2[2] предлагает следующую структуру социологии:
- Социальная структура и социальные процессы;
- Специальные отрасли социологического знания;
- Междисциплинарные исследования;
- Социологические исследования: методы, методики, математика и статистика.
- Другой подход к структурированию социологического знания, лежащий в основе взглядов другого известного российского социолога Ядова В.А, более применим к практическим задачам социологии. В нем выделяется общая социология, специальные социологические теории, прикладная социология - методика и технология социологического исследования. Общая социология сосредоточена на изучении социальной сферы жизни общества, социального явления или процесса в целом, на применении на практике полученных знаний. Прикладная социология - на изучении отдельных сторон социальной сферы общественной жизни, социального явления или процесса, на применении на практике полученных знаний. Методика и технология социологического исследования - изучение и применение на практике методов, методики и технологии конкретного социологического исследования (рис. 2).
-
- Рис. 2. Структура социологии
- Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку. Традиционно в качестве ее составных частей выделяют теоретическую макросоциологию, базирующуюся на определенной социально-философской концепции; социологические теории среднего уровня, основанные на прикладных теориях, изучающих ту или иную подсистему общественной жизни; микросоциологию, основанную на эмпирическом знании.
- Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять процессы и явление, имеющие место в нем. Они изучают общество в целом и его системы социальных организаций, институтов, отношений, например, формационная теория К. Маркса, социологизм Э.Дюркгейма, социокультурная теория П. Сорокина, органицизм Г. Спенсера, понимающая социология М. Вебера и т.п.
- Микросоциологические теории сосредоточены на изучении сферы конкретной деятельности людей, общностей, сферы непосредственного взаимодействия (отношения социальной коммуникации, сфера повседневной реальности, социальное поведение, социальная мотивация и т.п.), например символический интеракционизм Дж. Г. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля, теории обмена Дж. Хоманса, социометрия Дж. Морено и т.п.
- Теории среднего уровня или специальные социологические теории связаны с изучением той или иной подсистемы общества, пониманием ее внутренних и внешних связей и зависимостей, например, социология экономики, социология политики, социология культуры, социология искусства, социология труда, социология досуга, социология образования, социология молодежи, социология медицины, военная социология и т.п.
- Социологическое знание обязательно включает мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии (или ее отрасли); знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знания о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.
- Структура социологического знания теорий всех уровней может быть представлена следующим образом:
- методология науки:
- а) Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в целом); частнонаучный (относится к отдельным разделам социологии);
- б) Разделы методологии: мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах: учение о социологическом знании; знания о социологическом исследовании; история социологии и др.;
- Знания о предмете:
- а) Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания;
- б) Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания;
- Методы:
- а) По масштабу применения: общенаучные (например, диалектический и системный методы, индукция и дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.п.);
- б) По уровню знания: теоретические, эмпирические;
- в) По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа;
- Исследования:
- а) Типы и уровни исследования:
- по уровню знания: теоретические и эмпирические;
- по ориентации исследования: фундаментальные и прикладные;
- по технологии сбора информации: сплошные и выборочные;
- по предмету исследования: социологические и междисциплинарные (социально - экономические, социально - политические, социально - психологические и т.д.);
- б) Стадии исследования: методологическая, эмпирическая, теоретическая;
- в) Направления исследований (по объекту и предмету исследования):
- социальные группы; социальные институты; социальные организации; социология труда, социология образования, социология управления, военная социология и т.д.
- Знания о предмете представляют собой специально построенные классификации или систематизации, типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные об обществе в целом, его сферах, институтах, организациях, о системе общественных отношений и процессе их воспроизводства и т.д.
- Методы в социологии это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя организацию познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила деятельности, совокупность приемов и способов действия, порядок действий. Приемы и способы в исследовании выстраиваются в определенной последовательности. Последовательность приемов и способов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.
- Реализация метода в целом называется методикой. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов); методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях. В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его место и роли в исследовании, от связи с другими методами.
- Реализация метода на уровне операций, доведенных до совершенства, называется техникой социологического исследования. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (например, техника сбора данных), с данными исследования (например, техника обработки данных), с инструментами исследования (например, техника составления анкеты).
- Деление социологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнями познания. Деление на фундаментальную и прикладную - с ориентацией на собственно научные или на практические (прикладные) задачи. Эти и другие структурные элементы социологического знания будут подробнее рассмотрены в последующих главах.
- назад оглавление вперед
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: 1992. С.30.
- 3[2] Социология: Словарь-справочник/ Под. ред. Осипова Г.В. - М.: 1991- 1991. Т. 1-4.
1[1] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация.
Общество.- М.: 1992. С.30.
2[2] Социология: Словарь-справочник/
Под. ред. Осипова Г.В. - М.: 1991- 1991. Т. 1-4.