Структура занятости населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:16, реферат

Описание

Цель нашей работы – рассмотреть систему занятости населения.
Задачи:
Дать характеристику занятости на российском рынке рабочей силы
Проанализировать структуру занятости
Объект исследования – отношения на рынке труда.
Предмет исследования – структура занятости населения.

Содержание

Введение.
Занятость на российском рынке рабочей силы
Структура государственной занятости.
Частная структура занятости.
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Структура Занятости населения.docx

— 37.20 Кб (Скачать документ)

План.

Введение.

  1. Занятость на российском рынке рабочей силы
  2. Структура государственной занятости.
  3. Частная структура занятости.

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственное регулирование  проблем занятости и безработицы  в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального  развития России, а также его органы на местах – центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство  разрабатывает и реализует общую  государственную политику в области  труда, развития трудовых отношений  на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов  полагают, что проблема безработицы  и других диспропорций на рынке труда  может быть смягчена только с помощью  комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей  недели, создания эффективной системы  переподготовки кадров.

Цель нашей работы –  рассмотреть систему занятости  населения.

Задачи:

Дать характеристику занятости на российском рынке рабочей силы

Проанализировать структуру  занятости 

Объект исследования –  отношения на рынке труда.

Предмет исследования –  структура занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Занятость на  российском рынке рабочей силы

 

Современный рынок рабочей силы в развитых странах характеризуется  нарастающим дефицитом квалифицированных  работников, не только соответствующих  как уровню, так и, что не менее  важно, специфике конкретного производства, но и активно его развивающих (режим обратной связи). В то же время  крупный бизнес имеет наиболее оптимальные  условия для подготовки, повышения  квалификации, перемещения персонала.

Рынок труда и рабочей  силы – важная сфера экономической  жизни любой развитой страны, а  поддержание занятости – важнейшая  цель экономической политики России, но проблемы рынка труда и безработицы  в России актуальны и на сегодняшний  день. В России безработными считаются  трудоспособные граждане, не имеющие  работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости. Но принятая система учета безработицы в  нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского  рынка труда, поскольку большинство  безработных не регистрируется на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных  посреднических структур.

Сегодняшняя экономика России, которая интенсивно живет в режиме технологического обновления, предъявляет  новые требования к рабочей силе. На рынке труда складываются уже  другие отношения между работодателями и наемными работниками.

Итак, из кого же сегодня  состоит та часть экономически активного  населения, которое действительно  остается востребованной на рынке труда? Прежде всего, из тех, кто, будучи не занятым, ищет рабочее место, затем тех, кто  хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другую или дополнительное рабочее место, и, наконец, занятых, но рискующих потерять рабочее место. Суммарно они и  формируют предложение труда. Спрос же на труд предъявляют владельцы рабочих мест. Он складывается из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену.

Современный рынок рабочей  силы России делится на 2 сегмента: первый охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих  и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей  силы, имеющие высокий уровень  квалификации, надежные гарантии занятости. Второй – охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные  рабочие, низшие категории служащих.

В России велика незанятость  среди высококвалифицированных  кадров, имеющих высшее и среднее  специальное образование, т. к. наблюдается перевес вакансий, требующих ручного мало – неквалифицированного труда. Так, стабильное сокращение занятости наблюдается в наукоемких и технически сложных производствах обрабатывающих отраслей, продукция которых не является конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, интересно отметить еще один вид безработицы в России – добровольная безработица, когда люди, по каким-то причинам просто не желают работать.

В современный рынок рабочей  силы мощным потоком вливаются «непрофессионалы». Почти 37% безработных имеют всего  лишь базовое образование, около 9% –  среднее. Свыше 13% контингента службы занятости не имеют профессии. А  значит, в условиях конкуренции на рынке труда их шансы на трудоустройство  призрачны. Ведь нанимателям нужны, напомним, «носители» рабочей квалификации.

Самые востребованные обладатели рабочих специальностей тоже не очень-то «клюют» на заявки нанимателей. Ведь, как правило, предлагаемый им заработок  гораздо ниже желаемого. Хорошо оплачиваемое рабочее место обычно не попадает в банк вакансий, хотя законодательством  о занятости предусмотрены санкции  за неуведомление центра занятости населения о наличии свободного рабочего места. Так, если в течение 2 недель со дня образования вакансии наниматель не сообщает о ней в госслужбу занятости, ему грозит штраф – 10 минимальных заработных плат.

По сравнению со странами Запада, России пока что не грозит технологическая  безработица, которая особенно заметна  в странах, где научно-технический  прогресс сочетается с высоким уровнем  доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление. Например, роботизация автомобильной  промышленности США создала реальную угрозу массовой технологической безработицы. Технологические нововведения делают ненадежными даже рабочие места, сосредоточенные в новейших отраслях экономики. Например, в развитых странах  ожидается безработица среди  специалистов вычислительных центров, где эксплуатируются устаревшие компьютеры, которые вытесняются  персональными компьютерами, объединенными  в интегрированные системы связи. Компьютерные технологии радикально меняют само понятие «рабочее место». Например, распространение персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, ведет к увеличению надомной занятости. Очевидно, что в этом случае заметно снижаются издержки, связанные  с созданием одного рабочего места, повышается эффективность программ борьбы с вынужденной безработицей. Не исключено, что информатизация будет  способствовать технологической трансформации  экономики, поможет уравнять количество высвобождаемых и вновь образуемых рабочих мест.

В последние годы значительно  возросла мобильность рабочей силы на российском рынке труда, что связано  с рыночными преобразованиями в  экономике.

Пропорции распределения  занятых изменились в пользу тех  отраслей, деловая активность в которых  возросла в связи с рыночными  преобразованиями: это отрасли торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования финансов, страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все больше и больше становится похожей на страны с развитой рыночной экономикой, как Венгрия, Польша, Республика Корея. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

2. Структура государственной занятости.

 

Стремление обеспечить практически  стопроцентную занятость трудоспособного  населения в ущерб экономической  эффективности производства привело  к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей  силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в «скрытой» форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

        Анализ  состояния в трудовой сфере  и современного рынка труда  свидетельствует, что развитие  сферы занятости отстает от  экономического реформирования. Поэтому  рынок труда продолжает находиться  на начальной стадии своего  развития, проявлением чего является  высокий уровень скрытой безработицы,  деформированная связь между  трудовым вкладом работника и его доходами, сохранением масштабов невыплат заработной платы и т.д.

Общий анализ рынка труда  показал, что процессы движения рабочей  силы во многом повторяются: активация  найма рабочей силы сменяется  ростом ее выбытия с практически  идентичной цикличностью по периодам. Таким образом, несмотря на сохраняющиеся  довольно значительные масштабы движения рабочей силы, рынок труда с  его занятыми, официальными и неофициальными безработными сохраняется почти  неизменным и фактически не продвигается вперед к новой, более эффективной структуре занятости. Однако относительное снижение оборота перемещение рабочей силы в последнее время свидетельствует о постепенном отходе от прежних стереотипов поведения на рынке труда и росте понимания необходимости легализации занятых и безработных из «теневого» сектора экономики.

Сейчас высвобождение  происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим  причинам, в связи с не своевременной  выдачей зарплаты, в том числе  не связанной с деятельностью  самого предприятия (в связи с  необеспеченностью предприятий  сырьем, комплектующими изделиями).

Ограниченность возможностей органов труда и занятости  проявилась в оценке перспектив включения  в круг их работы проведения мероприятий  по выявлению и регистрации скрытой  безработицы. Опрошенные сделали особый упор на то, что это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном  планах, вступит в противоречие с  действующими нормами Закона о занятости  населения и связанно с психологическим  настроем части граждан этой категории.

Государственную структуру  занятости образует та часть населения  страны, которая занята различного рода трудом в органах государственной  власти и также в государственном  секторе экономики. Эти составляющие существуют в любом обществе и  во всех странах, но их соотношение, устройство и масштабы различны.

С переходом России к рыночной экономике советская государственно-частная  структура занятости преобразуется  таким образом, что стремительно уменьшается занятость в государственных  структурах и резко возрастает занятость  в частном секторе, особенно в  коммерческих структурах, применяющих  наемный труд.

Государство с помощью  инструментов макроэкономического  регулирования призвано создать  всем гражданам благоприятные условия  в реализации своей способности к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать социально-экономические издержки безработицы. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики доходов и др. Вместе с тем государственное регулирование в сфере занятости активно влияет на социально-экономические преобразования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации развития экономики и социальной нестабильности в обществе. Представляется, что содействие обеспечению эффективной занятости населения должно стать приоритетной задачей экономической политики государства, что требует обновления и изменения некоторых методологических подходов к регулированию социально-трудовой сферы.

Исходя из этих задач определены следующие функции регулирования:

Ориентирующая, состоящая  в научно обоснованном выборе приоритетных целей, определении основных направлений  развития занятости населения;

Социальная, которая заключается  в определении общественных и  личных потребностей граждан в различных  видах общественно полезной деятельности и возможностей их удовлетворения;

Упреждающая, назначение которой  состоит в предвидении и описании возможных негативных последствий  в сфере занятости и принятии тех или иных управленческих решений.

Государственное регулирование  занятости населения можно определить как совокупность принципов, методов  и инструментов воздействия государства  на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей  силы, направленных на повышение эффективности  ее функционирования и удержание  безработицы в пределах социально  допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление занятостью населения приобретает качественно новое содержание.

Система государственного регулирования  представляет собой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных  форм и методов воздействия государства  на процессы занятости населения.

Центральное место в системе  государственного регулирования принадлежит  экономическим методам, которые  реализуются через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюджетное  финансирование, государственные ограничения (лицензии, квоты, госзаказы) и др. Экономический  механизм регулирования занятости  населения основан на формировании материальной базы обеспечения государственных  гарантий в сфере трудовых отношений. Для создания благоприятных экономических  условий, без которых невозможно решение проблемы повышения эффективности  занятости, государство должно проводить  соответствующую налоговую и  денежно-кредитную политику, обеспечивающую стабильность экономической среды, активизацию структурной перестройки  производства

Информация о работе Структура занятости населения в РФ