Студенческая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших задач работы с молодежью в современном обществе является создание условий для благоприятного существования молодой семьи, в нашем случае - студенческой. Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой; решать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 46.56 Кб (Скачать документ)

 
2.2 Формы и методы социальной работы с студенческой семьей

 

Поскольку студенческая семья, помимо своих институциональных и эмоционально-групповых связей, имеет также качества процесса ее целостность не статична, а динамична. Студенческая семья живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям, так и к внутренним изменениям, происходящим с ее членами или с взаимоотношениями между ними. Причем адаптивная и гомеостатическая активность молодой семьи зависит от типа ее структурообразующих связей.

Следует помнить также, что студенческая семья, как и любой другой тип семьи, - система по удовлетворению потребностей своих членов. Если существенные потребности всех или хотя бы некоторых ее членов долгое время или систематически не удовлетворяются, причем речь идет не только о физиологических, витальных потребностях, но и об эмоциональных - потребности в защите, признании, принадлежности и т.п., - наступает неизбежная дезорганизация семьи или хотя бы некоторых ее связей. Внешние факторы воздействия на семью оказывают лишь косвенное (за исключением ряда экстремальных ситуаций) влияние на ее стабильность по сравнению с внутренними причинами. Изменение в статусе, характере, способе взаимосвязи в одном элементе вызывает соответствующую трансформацию в других. Если профессионал (социальный работник, психолог и т.д.) хочет вызвать изменения в одном элементе, он иногда воздействует на другие элементы и систему в целом, причем сама методика этого воздействия должна быть системной.

Основным органом, улавливающим проблемы молодой семьи и доводящим  до нее различные виды поддержки, является система учреждений социального  обслуживания населения. В самом  общем смысле можно сказать, что  содержанием деятельности территориальных  социальных служб является оказание помощи молодой семье в осуществлении  ею своих функций и в устранении возникающих дисфункций. Причины, деформирующие  семейную жизнь, заключаются как  внутри семьи, так и во внешних  условиях.

Те трудности, которые  инициированы природными или социальными  катастрофами, могут быть устранены, минимизированы, или, во всяком случае, они принципиально устранимы. Но у семьи есть проблемный комплекс, с которым она существует десятки  лет, все Новейшее время, воспроизводя его коллизии в каждом новом поколении. Поэтому содержанием деятельности служб помощи молодой семье должно быть в идеале перманентное разрешение этих проблем вместе с самой семьей. Для рассмотрения сущности и локализации  этих проблем следует обратиться к концепции семейного цикла, которая, по нашему мнению, позволяет  несколько упорядочить многообразие встречающихся затруднений (15, с. 10).

Вся социальная работа с студенческим  семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи. Выделяют основные формы и методы социальной работы Служб с молодыми семьями.

Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.

Работа по обеспечению  занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.

Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников  отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение  в трудовом коллективе; повышение  квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным  и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования  ими.

Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности (18, с. 54).

Аналитико-прогностическая  работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.

Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;

Работа по снятию нервно-психических  и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.

Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.

Создание условий для  формирования среды общения и  досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.

Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением(18, с.53).

Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную  ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.

Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности  и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют  и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в  положении конкретной службы.

Выделим сложившиеся в  настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:

-денежные выплаты семьям  на детей и в связи с рождением,  содержанием и воспитанием детей;

- трудовые, налоговые, жилищные  и др. льготы;

- бесплатные натуральные  выдачи семье и детям ( лекарства, детское лекарство питание беременным женщинам и т.д.);

- социальное обслуживание  молодых семей (оказание конкретной  психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой  семьи:

- профилактическая работа  с группами социального риска  среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного  опыта по предотвращению асоциального  поведения подростков и молодежи;

- расширение деятельности  профильных лагерей, клубов, организация  досуга молодежи;

- принятие эффективных  мер для снижения уровня подростковой  и молодежной преступности;

-создание условий для  психолого-медико-педагогической реабилитации  детей и подростков, социальная  адаптация несовершеннолетних с  девиантным поведением;

- развитие учреждений  социального обслуживания молодежи;

- просвещение подростков  по вопросам репродуктивного  здоровья, безопасного материнства,  профилактики заболеваний, передающихся  половым путем. 

Совокупность приемов  и методов деятельности субъектов  и объектов социальной работы, рассматривающих  социальные проблемы клиентов, как  способ стимулирования развития их собственных  сил, конструктивной деятельности в  социуме по изменению неблагоприятной  жизненной ситуации служат достижению понимания клиентом зависимости  и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации  его участия в солидарных действиях  по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.

Наряду с этим, проблема дальнейшей разработки методов обусловлена  и необходимостью научно-исследовательских  изысканий со стороны специалистов по социальной работе с молодыми семьями, как в рамках общества, так и  в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи (17, с. 12).

В условиях продолжающегося  социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной  работы, медицинских, социально-бытовых  и других услуг продолжают нарастать  негативные тенденции в молодежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться  абсолютно здоровыми, а 45-50 % имеют  серьезные отклонения в физическом и психическом развитии; размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде; распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 % лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет (1, с. 7).

Таким образом сложившаяся  структура работы с молодой семьей в целом отвечает стоящим перед  обществом задачам по укреплению молодой семьи улучшению ее материального, нравственного и духовного состояния  оказанию ей социально-психологической  помощи и др.

 

3 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОЗДАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ                               СЕМЬИ

 

                                 3.1Эмоциональный климат

 
     Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов.

Установлена связь между  сохранением чувства любви в  браке и характеров использования  свободного времени: справедливое распределение  домашних обязанностей между супругами  позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение – необходимое условие  для полнокровной, внутренне богатой  и эмоционально насыщенной жизни.  
Специфика студенческого брака заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие духовности студенческого брака.

Социолог Д. М. Чечет справедливо  считает, что перспектива радостных  событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими составляющими  способствуют поддержанию высокого эмоционального, культурного и интеллектуального  тонуса жизни в браке5.  
В гомогенном студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака (5, с. 11).

 Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень “социального оптимизма” супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.  
     Знакомство почти 70% супругов было связано с совместной учебой, что, безусловно, обусловило общность их взглядов, жизненных планов, дало возможность узнать и понять личность будущего супруга.  
Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.  
Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания (11, с. 32).

Информация о работе Студенческая семья