Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа
Одной из важнейших задач работы с молодежью в современном обществе является создание условий для благоприятного существования молодой семьи, в нашем случае - студенческой. Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой; решать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.
2.2 Формы и методы социальной работы с
студенческой семьей
Поскольку студенческая семья, помимо своих институциональных и эмоционально-групповых связей, имеет также качества процесса ее целостность не статична, а динамична. Студенческая семья живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям, так и к внутренним изменениям, происходящим с ее членами или с взаимоотношениями между ними. Причем адаптивная и гомеостатическая активность молодой семьи зависит от типа ее структурообразующих связей.
Следует помнить также, что студенческая семья, как и любой другой тип семьи, - система по удовлетворению потребностей своих членов. Если существенные потребности всех или хотя бы некоторых ее членов долгое время или систематически не удовлетворяются, причем речь идет не только о физиологических, витальных потребностях, но и об эмоциональных - потребности в защите, признании, принадлежности и т.п., - наступает неизбежная дезорганизация семьи или хотя бы некоторых ее связей. Внешние факторы воздействия на семью оказывают лишь косвенное (за исключением ряда экстремальных ситуаций) влияние на ее стабильность по сравнению с внутренними причинами. Изменение в статусе, характере, способе взаимосвязи в одном элементе вызывает соответствующую трансформацию в других. Если профессионал (социальный работник, психолог и т.д.) хочет вызвать изменения в одном элементе, он иногда воздействует на другие элементы и систему в целом, причем сама методика этого воздействия должна быть системной.
Основным органом, улавливающим проблемы молодой семьи и доводящим до нее различные виды поддержки, является система учреждений социального обслуживания населения. В самом общем смысле можно сказать, что содержанием деятельности территориальных социальных служб является оказание помощи молодой семье в осуществлении ею своих функций и в устранении возникающих дисфункций. Причины, деформирующие семейную жизнь, заключаются как внутри семьи, так и во внешних условиях.
Те трудности, которые
инициированы природными или социальными
катастрофами, могут быть устранены,
минимизированы, или, во всяком случае,
они принципиально устранимы. Но
у семьи есть проблемный комплекс,
с которым она существует десятки
лет, все Новейшее время, воспроизводя
его коллизии в каждом новом поколении.
Поэтому содержанием
Вся социальная работа с студенческим семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи. Выделяют основные формы и методы социальной работы Служб с молодыми семьями.
Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.
Работа по обеспечению занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.
Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.
Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности (18, с. 54).
Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.
Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;
Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.
Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.
Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.
Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением(18, с.53).
Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.
Информирование и
Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.
Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:
-денежные выплаты семьям
на детей и в связи с
- трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
- бесплатные натуральные выдачи семье и детям ( лекарства, детское лекарство питание беременным женщинам и т.д.);
- социальное обслуживание
молодых семей (оказание
Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:
- профилактическая работа
с группами социального риска
среди молодежи и подростков,
обобщение и внедрение
- расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;
- принятие эффективных
мер для снижения уровня
-создание условий для
психолого-медико-
- развитие учреждений
социального обслуживания
- просвещение подростков
по вопросам репродуктивного
здоровья, безопасного материнства,
профилактики заболеваний,
Совокупность приемов и методов деятельности субъектов и объектов социальной работы, рассматривающих социальные проблемы клиентов, как способ стимулирования развития их собственных сил, конструктивной деятельности в социуме по изменению неблагоприятной жизненной ситуации служат достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.
Наряду с этим, проблема дальнейшей разработки методов обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов по социальной работе с молодыми семьями, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи (17, с. 12).
В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 % имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии; размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде; распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 % лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет (1, с. 7).
Таким образом сложившаяся
структура работы с молодой семьей
в целом отвечает стоящим перед
обществом задачам по укреплению
молодой семьи улучшению ее материального,
нравственного и духовного
3 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОЗДАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
3.1Эмоциональный климат
Эмоциональная сторона брака
имеет для молодых супругов первостепенное
значение. Удовлетворенность браком у
каждого из них связана с характером и
силой чувств. Ни материально-бытовые
условия, ни возможность продолжать учебу
без дополнительных трудностей, возникающих
с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность
браком так сильно, как характер и сила
чувств молодых супругов-студентов.
Установлена связь между
сохранением чувства любви в
браке и характеров использования
свободного времени: справедливое распределение
домашних обязанностей между супругами
позволяет увеличить время
Большое значение для сохранения
и укрепления чувств молодых супругов
имеет положительно окрашенное общение.
Общение – необходимое условие
для полнокровной, внутренне богатой
и эмоционально насыщенной жизни.
Специфика студенческого брака заключается
и в особенностях деятельности супругов
- учебе, временности их социального положения.
Окончание учебы, распределение на работу,
в перспективе любимая работа - это составляющие
духовности студенческого брака.
Социолог Д. М. Чечет справедливо
считает, что перспектива радостных
событий семейной жизни, создание «светлых
пятен» наряду с другими составляющими
способствуют поддержанию высокого
эмоционального, культурного и
В гомогенном студенческом браке ожидание
радостной долгожданной перспективы окончания
вуза имеет двойной эффект, так как изменение
социального статуса произойдет у обоих
супругов. Таким образом, схожесть перспективных
целей обусловливает главный момент специфики
студенческого брака (5, с. 11).
Любовь как эмоциональная
основа брачного союза преобладает над
другими мотивами. В браке любовь остается
для большинства супругов высшей ценностью.
Сохранение взаимной любви супругов в
браке считается одной из субъективных
характеристик успешного функционирования
семьи. На основе сильной, положительно
окрашенной эмоциональной связи супругов
осуществляется преодоление всех трудностей
сложного периода адаптации. Характер
и сила чувств определяют уровень “социального
оптимизма” супругов-студентов, а именно:
невосприимчивость к внешним неблагоприятным
для семьи условиям существования, в первую
очередь материально-бытовым.
Знакомство почти 70% супругов
было связано с совместной учебой, что,
безусловно, обусловило общность их взглядов,
жизненных планов, дало возможность узнать
и понять личность будущего супруга.
Студенческая семья создается в результате
активного поиска молодыми людьми близкого,
дорогого человека, необходимого для счастливой,
полноценной жизни. Характер будущего
супружества в значительной мере определяется
мотивом, причинами, которые обусловили
заключение брачного союза.
Было доказано, что преобладающим мотивом
заключения брака у студенческой молодежи
являются любовь и близкие к ней духовные,
этические и эстетические ценности и ожидания
(11, с. 32).