Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Учитывая курс государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну, и то, что автор работы относится к студенчеству, определяет его личный интерес к исследуемой теме.
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
1.1. Студенческая семья,как социальная категория.
1.2. Типы студенческих семей
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКИХ ПАР В УКРАИНЕ
2.1. Учеба и семья
2.2. Решение основных проблем студенческой семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Студенческая
семья
Курсовая работа
Студентки II курса
Специальности 6. 030101-
«Социальная работа»
Дневной формы обучения
Факультета философии и религиоведения
Дробот
А. Р.
Научный руководитель-
к.
п. н., доц. ,- Рабуш Г. В.
Донецк-2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Учитывая курс государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну, и то, что автор работы относится к студенчеству, определяет его личный интерес к исследуемой теме.
Студенческая семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований.
В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая, в которой оба супруга - студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста.
Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняющих реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы.
Объектом курсовой работы является исследование студенческой семьи, как широко распостранённого социального явления.
Предмет курсовой работы – студенческая семья, её понятие, виды и основные характеристики
Цель
данной работы – изучить студенческую
семью, определить ее проблемы и предложить
методы их решения.
Задачи:
Методологическая
основа работы. Положения современной
социологической науки, которые изложены
в монографиях и научных статьях отечественных
и зарубежных исследователей, а также
некоторые статистические данные социологических
опросов в рамках исследования студенческой
семьи. Процесс иследования и полученые
результаты обеспечиваются использованием
общелогических (анализ, синтез, обобщение
и т.д.) и частично научных методов (прблемно-хронологические,
социологические и т.д.).
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
1.1. Студенческая
семья, как особенная социальная категория.
Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обучаются более 2.5 млн. студентов, в том числе на дневных отделениях свыше 1.7 млн., 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Украины, свидетельствуют о том, что в последнее время доля семенных студентов возрастает.
Этот процесс соответствует общей тенденции омоложения брака, кинетика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в брак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответственно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы. Сказывается и тот фактор, что среди студентов растет число тех, кто пришел в вуз из армии, с предприятий, подготовительных отделений. [1,с.34]
Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: выделяются места в общежитии, выдаются денежные пособия, создаются по возможности условия для совмещения учебы и воспитания детей. Все это в определенной мере облегчает жизнь студенческих семей. Изменяется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.
Проводившееся в 2004 г. исследование проблем студенческой молодежи УАИСНИС им. Г. Алиева показало, что целесообразным создавать семью в студенческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что нецелесообразно - 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опрошенных. Ответы эти говорят о том, что треть студентов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи. [3,с.21]
Специфика
студенческого брака
Социолог Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими составляющими способствуют поддержанию высокого эмоционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке. [7,с.86]
В студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. [5,с.136] Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.
По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. [6,с.92] Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком. Социальное происхождение замужних студенток и женатых студентов разнообразно. Более трети выходцы из семей специалистов со средним и высшим образованием, чуть меньше - из семей рабочих. В ходе исследовании, проведенных УАИСНИС была выявлена схожесть социального происхождения у 57,2 % супругов. Видимо, однородность социальной среды воспитания юношей и девушек, обеспечивающая сходство интересов, привычек, социальных установок, способствует их эмоциональному сближению и созданию семьи. [3,с.25]
Вместе с тем следует заметить, что социальное происхождение все в меньшей степени играет роль при выборе брачного партнера. Распространение социально неоднородных семей (в нашем исследовании 42,8 % имеют разное социальное происхождение) свидетельствует о процессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака и семьи все больше утрачивает свой сословный, классовый характер. Вместе с тем встречается определенная «плановость», стремление (прежде всего родителей девушки, юноши) найти жениха или невесту в своем кругу. Эта тенденция наблюдается чаще всего у работников науки, культуры. Сохраняется она и в студенческой среде. [9,с.134] В частности, исследование 2004г. УАИСНИС показало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различный уровень образования юноши и девушки препятствием для заключения брака. [3,с.35]
Наше студенчество
Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д.)
Наглядно продемонстрирую вышеизложенное предположение на примере письма поступившего в редакцию молодёжного журнала «ЛИЦЕЙ» Одна из студенток написала: «На втором курсе института я объявила родителям, что выхожу замуж. Родители тут же схватили меня за руку, потащили в институт и вместе с ректором принялись убеждать, что в первую очередь нужно окончить институт, а потом выходить замуж. Мы вполне могли расписаться и без согласия родителей, но я боялась это сделать и решила, что они желают мне только добра, а потом придет время, и все у меня еще будет: семья, муж, дети. И мы расстались. Сейчас мне 28 лет. У меня есть квартира, я неплохо зарабатываю, но у меня нет семьи, детей, и я уже не надеюсь, что это будет». [22]
Сейчас, однако, все реже возникает вопрос - создавать семью в студенческие годы или нет. Опрос экспертов во всех вузах страны дал возможность установить, что большинство из них одобряют студенческие браки. [9,с 103] Многие из опрошенных обзавелись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей. [12,с 138]
Однако
эти аргументы, которые могут
быть выдвинуты и в качестве исследовательских
гипотез, нуждаются в дополнительных подтверждениях,
и в любом конкретном случае вопрос, заключать
брак в годы учебы или не заключать, оказывается
далеко не праздным не плинним.
1.2.
Типы студенческих семей
Далее представим материал по изучению студенческих семей, выявлению их типов, и особенностей каждого из них.
Исходным положением при изучении студенческих семей являлось предположение, что эти семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. [7,с.113] А именно прогрессивное развитие семьи характеризуется возрастающей ролью нравственно-психологической стороны семейной жизни, студенчество же в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества и для этого ему создаются (или должны создаваться) необходимые условия. [7,с.125] Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей. Забегая вперед, скажем, что, действительно, студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем успешности и стабильности. Хотя, конечно, не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем. [14,с.144]
Определимся в понятиях. Понятия «успешность» и «стабильность» брака некоторые исследователи (Т. А. Гурко, М. С. Мацковский) не разделяют, а используют как синонимы. [15,с.62] На мой взгляд, это разные понятия. Стабильность означает устойчивость, прочность. Успешность - нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей существования и функционирования (так считают Э. Тийт, В. Уколова) и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака - это субъективно-объективная оценка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие выполняемых семейных функций общественным интересам. [14,с.195] Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных функций, но и удовлетворенность супругов браком.
Чтобы выявить тенденции в развитии семьи, в своих предыдущих исследованиях определим типы семей, исходя из принципов организации семейной жизни. Почти все семьи можно отнести к тем или иным типам, условно названным нами как демократический, авторитарный, анархический. [11,с.194] Что они собой представляют? К демократическим можно отнести семьи, построенные на началах коллективизма, равноправия, уважительных отношений между членами семьи, отличающиеся эмоциональной теплотой и кооперацией в ведении домашних дел (таких около 40 %). Авторитарные семьи это те, в которых имеется один лидер - глава семьи, принимающий решения и руководящий, остальные ему подчиняются. Членов семьи связывает в основном только привычка (33 .%). Семьи анархического типа отличаются разобщенностью, каждый живет сам по себе. Эмоциональный настрой выражается чаще всего понятием «безразличие», а иногда и «неприязнь» (27 %). Анализ показал, что существует тесная зависимость между типом организации семейной жизни и результатами воспитания детей, а также целями, которые преследует семья. [11,с.197]