Субкультура молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Каждый из нас хотя бы один раз гулял по улицам и видел странных людей, не похожих на нас, как бы «не стандартных». Одни из них ходили с цветными волосами и были похожи на героев мультсериалов, другие словно сама тьма – все в черном, третьи с большим количеством металла на лице, кожаных куртках, тяжеленных ботинках и странными замысловатыми прическами. Сегодня таких странных людей становится все больше и больше. Они называют себя неформалами.ое

Работа состоит из  1 файл

собственно курсовая.docx

— 41.02 Кб (Скачать документ)

Введение

    Каждый из нас  хотя бы один раз гулял по  улицам и видел странных людей,  не похожих на нас, как бы  «не стандартных». Одни из них ходили с цветными волосами и были похожи на героев мультсериалов, другие словно сама тьма – все в черном, третьи с большим количеством металла на лице, кожаных куртках, тяжеленных ботинках и странными замысловатыми прическами. Сегодня таких странных людей становится все больше и больше. Они называют себя неформалами.

   Кто же такие  неформалы? Для кого-то это  люди, выделяющиеся из толпы, просто  не такие как все, но почему  мы наделяем их этим термином, потому, что они носят Не ту одежду, слушают Не ту музыку, читают Не те книги?! Бред. «Неформальность» определяется поступками, идеями, взглядами на жизнь, а не просто цветом волос и одежды.

    Я считаю, что  тема, связанная с субкультурами  в современном обществе – это  весьма интересная, а также актуальная  тема, так как сейчас разделение  на группы в среде современной  молодежи получило небывалое  ранее распространение. Я бы хотела рассказать подробнее об этом, так как не все люди правильно понимают «неформалов», и порой то, что кажется с первого взгляда неприемлемым в современном мире, вполне логично и не носит никакой дикости в своем проявлении.

   В своей курсовой работе я хочу подробнее рассмотреть некоторые самые распространенные молодежные течения, осветить их суть и расставить точки над i в сфере различия «неформалов» и «позеров».

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Понятие культуры, субкультуры, контркультуры

 

Понятие субкультуры

   Если говорить на научном языке, то субкультура - это часть культуры, отличная от нее системой ценностей, манерами поведения и жизненными стилями, присущими малой социальной группе, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные нормы, ценности и атрибуты, как правило, отличаются от таковых в доминирующей культуре, хотя и связаны с ними.

    Субкультуру также часто определяют, как общность людей с отличными от общепринятых взглядами на жизнь и неформальным поведением. Иногда эти взгляды неприемлемы обществом и потому скрыты от широкой публики.

    Субкультуры могут  различаться как по возрасту  и полу, так и по этнической  и классовой принадлежности. Главными  чертами, определяющими субкультуру, могут быть черты абсолютно разного характера: религиозного, политического, сексуального, музыкального и любых других. Допускается также и их комбинирование.

    Молодежные субкультуры  не имеют избирательности в  культурном поведении, их стереотипы  основаны на мировоззрении той  группы, к которой они себя  относят. Часто случается так,  что не пытаясь вникнуть в идеологию субкультуры молодежь слепо копирует ее участников, таких людей в среде неформальных отношений называют «позерами». Именно им я посвящу 4 главу моей курсовой работы.

    Вообще, субкультуры возникают, как оппозиция к существующей культуре. Она словно противовес, не дает массовой культуре полностью овладеть нашим сознанием.  Участники  данных групп часто пытаются как-то выделиться из толпы, показать принадлежность к той или иной субкультуре. Знаки отличия могут быть разные: от стиля одежды и поведения, до отдельных, выделяющихся на общем фоне, знаков.

    Если же субкультуре  присуще постоянное противостояние  доминирующей культуре, то ее  обычно называют контркультурой. Хотя, по моему мнению, эту самую контркультуру ввели высшие инстанции, чтобы запретить законное противостояние им же самим.

    В ходе развития любой субкультуры существует такой этап, который с легкостью может разрушить всю индивидуальность. Это тот этап, во время которого массовая культура начинает перенимать отдельные черты субкультуры, происходит некая адаптация, ведь со временем все однотипное надоедает, а где же тогда искать что-то новое, в какой области? Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что данный вопрос в первую очередь интересовал, интересует и будет интересовать людей, которые имеют отношение к  коммерческой деятельности. Конечно же, на помощь тут приходит субкультура. Сначала, она выступает в роли фаворита, то есть чем больше продукция заимствует у субкультуры, тем товар становится престижнее, круче среди определенного круга людей. Потом происходит внедрение данного товара в толпу посредством рекламы или СМИ. Появляется мода на данную продукцию и в этот момент исчезает индивидуальность представителей субкультур: – Когда все индивидуальны – никто не индивидуален. Достаточно многие поклонники субкультур стараются хотя бы на один шаг обойти доминирующую культуру. В свою очередь, этот процесс помогает создать постоянный поток стилей, которые можно адаптировать для целей бизнеса и выпустить в большой мир.

     Если говорить  о способах вхождения в субкультуру,  то их два: осознанное и неосознанное. Как это выражается? Очень просто  – есть, допустим, люди, которые слушают  определенный жанр в музыке, например  рок и относят себя к субкультуре  рокеров – это и есть осознанный  способ вхождения. Однако, многие поклонники рок музыки не признают своей принадлежности к субкультуре рокеров, несмотря на то, что слушают этот жанр. То есть они придерживаются на бессознательном уровне тех же взглядов, что и относящие себя к данной субкультуре люди. Таким образом, происходит бессознательное неосознанное вхождение в субкультуру.

    Далее встает  вопрос о типологии субкультур. Я считаю удобной типологию, представленную В.Соколовым и Ю.Осокиным: субкультуры типологизируются в соответствии с типами общностей их носителей. В частности, выделяются половозрастные:

Детская, молодежная, субкультура  матерей, парковые собрания пенсионеров;

Социально-профессиональные:

 рабочие и интеллигенция (можно конкретизировать, назвав, например, такие профессионально-корпоративные субкультуры, как компьютерную, медицинскую, археологическую, а также армейскую, нищенскую и криминально-тюремную);

А также досуговые, религиозные и этнические.

Можно прибавить сюда еще  территориальные.

    В основу типологии положен в данном случае принцип консолидации соответствующих общностей – он же определяет и источник символики (характерные особенности той или иной общности – ее облика, темперамента, социальных интересов, языка и проч. – становятся основой “языка” формирующейся в этой среде субкультуры).

   

Истоки и причины возникновения

 

    Само понятие “субкультура” сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в городском обществе. Прежде под “культурою” понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит. Все, что за ее пределами – область бытового – лишалось статуса “культуры”.

    Хотя появление термина “субкультура” в научной литературе возводят к 30-м годам ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960-70-х гг., в связи с началом исследований молодежных движений. Изначально на первый план выступает приставка “суб-” (т.е. “под-”), обозначающая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие “дневную поверхность” господствующей культуры. Это понятие использовалось в ряду таких культур, как subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье). Просматривается и привычное восприятие неинституционных культурных явлений как низовых – в противоположность “высокой” официальной культуре. В том же контексте (в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие “контркультура”, определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие “субкультура” первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или внекультурные. Со временем, однако, оно получило иной смысл.

    Эстетика, этика, идеология молодежных сообществ получила признание как особая “молодежная культура”. Обнаружилось существование и других культур (напр., детской), отличающихся от официальной, но вполне реальных, со своими нормативными и символическими характеристиками. Это придало новую жизнь понятию “субкультуры”, впрочем, в несколько измененном значении. Теперь оно прочитывается как обозначение “подсистемы” культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества.

В таком прочтении концепция  “субкультуры” оказалась чрезвычайно  плодотворной как в научно-эвристическом (программа описания различных сегментов  и вариаций культуры), так и в  практически-прикладном отношении. С  этим последним связан ряд ее модификаций, среди которых в последнее  десятилетие наиболее актуальна, пожалуй, концепция “жизненных стилей” (life styles) , под которыми понимаются особенности идеологии, социальной психологии, потребительского поведения, языка и символики, в целом образа жизни, - характерные для различных социальных групп. Изучение “жизненных стилей” ориентировано в первую очередь на моделирование потребительского поведения их представителей. Впрочем, идеологические аспекты стилей жизни находятся в поле интересов политиков и особенно их имиджмейкеров. Еще более очевиден социальный заказчик изучения общественных движений, на практике делающего упор на организационных аспектах этих движений, средствах и возможностях мобилизации ресурсов, мониторинге властных устремлений и проч.

    Под «неформальными объединениями молодежи» – это термин,

утвердившийся в публикациях еще в первые годы перестройки, надо понимать  субкультуры, не включенные в «официальные», «формальные» структуры, но обладающие хорошо разработанной системой собственной символики (самоназванием, имиджем и т.д.). Это идеоцентрические группы, которые объединяются на основе общей деятельности, музыкальных направлений, знаковых фигур и т.д.

     Согласно данным на 2000 год, всего 1,7% молодых россиян считали себя участниками какой-либо неформальной группы или движения14 . Это по стране в целом, в Москве же процент неформалов выше. Проведенный нами пилотажный опрос позволяет сказать, что в московских студенческих группах неформалов примерно 25%. В студенческой среде их количество особенно велико, так что с учетом «нестуденческих» масс московской молодежи доля неформалов в возрастной категории от 16 до 23 лет составляет не более 10%.

    Хотя неформалов в обществе сравнительно немного, но яркостью и самобытностью они привлекают к себе пристальное внимание исследователей. Поэтому в работах о молодежи неформалам традиционно уделяется большое внимание.

    Если говорить  об истории каждой конкретной  субкультуры, то нельзя обобщенно  говорить момент общего зарождения, поэтому сейчас я постараюсь  рассмотреть каждую субкультуру  в отдельности вместе с ее  историей, индивидуальностью и принципами.

 

Глава 2

Разновидности молодежных субкультур

Эмо 

Субкультура эмо зародилась в далеких 80-х годах. Вообще, термин эмо изначально был связан с направлением в музыке. Есть мнение, что это ответвление панка популярного в то время в США. Эмо – так называли некоторые вашингтонские группы, играющие странную музыку. Основой их звучания был все тот же панк, но теперь добавился мелодичный вокал.

     Уже тогда появилась главная черта музыки эмо-стиля – изрядная эмоциональность вокала и лирики. Эмо, как и любой другой музыкальный стиль, изменялся, развивался и сильно разветвлялся. На этом этапе появились различные подвиды эмо-стиля: скримо (такое направление, где предпочтение оказывается резким музыкальным приемам и возгласам исполнителей), френч-эмокор и другие. Это была первая волна эмо.

    Вторую волну эмо культуроведы связывают с группой Sunny Day Real Estate. Они – родоначальники истинного эмо, наиболее яркие фигуры     90-х в эмо-движении. Многие группы старались делать что-то, похожее на Sunny Day Real Estate. Именно Sunny Day Real Estate способствовали популяризации эмо, после чего эмо стиль пробрался в мэйнстрим. Тут как раз количество подстилей эмо увеличилось, появились spazz-core, brutal emo и множество других ответвлений эмо.

    Третий раз эмо переживает изменения в наши дни. Увеличение популярности  эмо не могло не повлиять на звучание этого стиля. То, что мы обычно называем эмо сегодня, — это панк-рок с мелодичными мотивами и ярким вокалом. Вокал играет большую роль в эмо-музыке, без него эмо - не эмо.

     Современные эмо-группы далеки в музыкальном плане от изначальных. Это естественно: эмо эволюционирует и поэтому теряет свое первоначальное звучание, зато обретает новое, современное.

    Популярность эмо в России начала развиваться совсем недавно, но уже появились и даже полюбились российскому слушателю наши                 эмо-группы.

    Самые популярные, самые известные, самые любимые эмо-группы из России это Океан моей надежды, по, Kimono, 30 дней февраля, Souch a beatiful Day.... и другие.

    Эмо (emo) – это  особый образ жизни и мышления  человека. Эмо – эмоции, яркие  эмоции прежде всего, причем как позитивные, так и негативные. Эмо-люди живут эмоциями. Для эмо выражение своих чувств – не проявление слабости, а обычное состояние. Быть собой – вот что для эмо самое главное. тобы быть эмо, нужно в первую очередь быть искренним. Эмо-стиль предполагает неповторимость, исключительность восприятия, настоящее самовыражения, а не создание образа типичного эмо-боя или эмо-герл. Хотя все же существуют некоторые отличительные черты.

Информация о работе Субкультура молодежи