Субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание

Чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работу.

Содержание

Введение
1. Молодежь и молодежные субкультуры
1.1 Молодёжь как социально-психологическая группа
1.2 Молодёжная субкультура
1.3. Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи
2. Молодежные организации и молодежные проблемы
2.1. Типы и виды неформальных молодёжных группировок
2.1.1 Функции молодёжных организаций
2.1.2 Влияние неформальных организаций на личность подростка
2.1.3 Особенности психологии неформальности
2.2. Социальная служба в решении молодёжных проблем
2.3. Структура и задачи социальной работы для молодёжи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - молодежные субкультуры.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Противопоставление  образа  "мы"  и  "они"  традиционна,  достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы  и  дети". Однако  сегодня  у  молодого  поколения  нередко  выливается  в  полное отрицание  всех  "папиных"  ценностей,  включая  историю   собственного государства.  Эта  позиция  особенно  уязвима,  если   иметь   в   виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша"  мода,  "наша"  музыка, "наше"   общение,   а   есть   -   "папино",    которое    предлагается институциональными  средствами  гуманитарной  социализации.   И   здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной  субкультуры  –  это культурное отчуждение.

Именно  на этом уровне субкультура молодого  поколения приобретает заметные  контркультурные   элементы:   досуг,   особенно   юношеством, воспринимается   как   основная   сфера   жизнедеятельности,    и    от удовлетворенности им зависит общая  удовлетворенность  жизнью  молодого человека.  Общее  образование  для  школьника  и  профессиональное  для студента как бы отходят на другой план перед реализацией  экономических ("зарабатывать деньги")  и досуговых ("интересно провести  свободное время") потребностей.

Наряду  с коммуникативной (общение с друзьями)  досуг выполняет в основном  рекреативную  функцию  (около  одной  трети  старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -"ничего неделание"),  в  то время  как  познавательная,  креативная  и  эвристическая  функции   не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

Ценности  национальной культуры, как классической, так  и  народной, вытесняются    схематизированными    стереотипами-образцами    массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни"  в  его  примитивном  и  облегченном  воспроизведении.  Любимыми героями и в определенной степени образцами для  подражания  становятся, по данным опросов, героини так называемых "мыльных опер" (для  девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для  юношей).   Индивидуального поведения молодых людей проявляются в таких  чертах  социального  поведения,  как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной  самореализации.  Потребительство  проявляется  как  в социокультурном,  так  и  в  эвристических  аспектах.   Эти   тенденция присутствует  в  культурной  самореализации  учащейся   молодежи,   что косвенно  обусловлено  и   самим   потоком   преобладающей   культурной информации  (ценности  массовой  культуры),   способствующей   фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

Выбор тех  или  иных  культурных  ценностей  чаще  всего  связан  с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не  согласные  с ними легко попадают в  разряд  "отверженных"),  а  также  с  престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия  ценностей  обусловлены половой  принадлежностью,  уровнем  образования,   местожительством   и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде  студенческой  молодежи  до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Данные  исследований показывают, что досуговая  самореализация  молодежи осуществляется вне учреждений культуры. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых  людей  воспринимается   как   анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются  приобщением  к  православию,  между  тем  как  народные традиции,  безусловно,  не  ограничиваются  одними  лишь   религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в  формировании  положительных  чувств  в  отношении  к  истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято  называть  “любовью  к Отечеству”. Возникновение такой, а не иной, с указанными  особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом  причин,  среди  которых наиболее значимыми представляются следующие.

  1. Молодежь, живет в общем социальном  и  культурном  пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не  отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково  общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.
  2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как  со  стороны родителей, так и  педагогов,  всех  представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой  -  к  прагматизму  и  социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.
  3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные  агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный  вид  досуговой  самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура   просто   повторяет телевизионную субкультуру.

Молодежная  субкультура  есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать  на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в  содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в  принижении,  деформации  и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется  в  нарастании сцен  и  эпизодов  насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности   (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности  и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на  аудиторию эскалации сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями. 

1.3. Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи 

Нравственные  убеждения, нравственные идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи.

Характерные  черты  молодёжи – стремление   ко   всему   новому, необычному,  интерес  к  технике,  желание  быть  «на  ровной  ноге»  с взрослыми, стремление к активной деятельности.  Именно  в  подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным,  уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех  сторон  его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, –  в  подростковом  возрасте  начинается  систематическое усвоение основ наук.  Это требует изменения  привычных  форм  работы  и перестройки мышления, новой организации внимания, приёмов  запоминания. Изменяется и отношение  к  окружающему:  подросток  уже  не  ребёнок  и требует иного к себе отношения.

Подростковый  возраст,  особенно  с  13-15  лет  – это возраст формирования  нравственных  убеждений,  принципов,  которыми  подросток начинает  руководствоваться  в  своём  поведении.   В   этом   возрасте появляется   интерес   к   мировоззренческим   вопросам,   таким,   как возникновение жизни на  Земле,  происхождение  человека,  смысл  жизни. Формированию у  подростка  правильного  отношения  к  действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно   в   этом   возрасте   закладываются   основы    сознательного, принципиального поведения  в обществе, которые дают о себе  знать  и  в будущем.  Нравственные убеждения подростка  складываются  под  влиянием окружающей действительности. Они  могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются  под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы,  неблаговидных поступков.

В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали  исследования,  идеалы  у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка   младшего  возраста  в качестве идеала выступает образ  какого-либо  конкретного  человека,  в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств.  С  возрастом  у молодого человека наблюдается заметное «движение»  от  образов  близких людей к образам   лиц,  с  которыми  он  непосредственно  не  общается. Старшие подростки  начинают  предъявлять  более  высокие  требования  к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что  окружающие, даже  очень  любимые  и  уважаемые  ими,  в  большинстве  своем   самые обыкновенные  люди,  хорошие  и  достойные  уважения,  но  не  являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому   в  13-14  летнем возрасте особенное развитие  приобретают  поиски  идеала  за  пределами близких родственных отношений.

В развитии познания молодёжи окружающей действительности  наступает такой  момент,  когда  объектом  познания   становится   человек,   его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на  познание  и  оценку  морально-психологических  качеств  окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям  у  подростков  начинают формироваться и развиваться самосознание,  потребность  в  осознании  и оценке своих личностных качеств.

Формирование  самосознания – один из важнейших  моментов  в  развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания  накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой   деятельности,    на    формирование    его    отношения    к действительности. Потребность самосознания  возникает  из  потребностей жизни и деятельности.  Под  влиянием  растущих  требований  со  стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить свои  возможности, осознать, какие же особенности  его  личности  помогают  им,  наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых ему требований.

Большую роль  в  развитии  самосознания  молодого  человека  играют суждения других. Усложнение требований, которые предъявляются подростку в процессе его деятельности,  развитие  его  самосознания,  общий  рост сознательного  отношения  к  действительности  приводит  к  качественно новому этапу в его  развитии.  У  подростка  появляется  и  приобретает довольно заметное значение стремление  к  самовоспитанию  –  стремление сознательно  воздействовать  на  себя,   формировать   такие   качества личности, которые он рассматривает как положительные, и преодолевать  у себя отрицательные черты, бороться со своими недостатками. В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются  черты характера.  Одной  из  наиболее  характерных  особенностей   подростка, связанные с ростом его самосознания, является стремление показать  свою «взрослость». Молодой  человек  отстаивает  свои  взгляды  и  суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с  его  мнением.  Он   считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права.

Переоценивая  возможность своих возрастных  способностей,  подростки приходят к убеждению, что они  ничем не отличаются от  взрослых  людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и  известной  «независимости», отсюда – болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых,  недооценивающих  их  права  и  интересы.  Следует   отметить характерную  для  подросткового   возраста   повышенную   возбудимость, некоторую неудовлетворенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения.

Значительное  развитие  в подростковом возрасте приобретают  волевые черты характера.  Под  влиянием  повышенных  требований,  предъявляемых подростку,  у  него  развивается  способность  длительно   преследовать сознательно  поставленные  цели,  уметь  преодолевать   препятствия   и трудности на этом пути.

Анализируя  всё выше сказанное можно обобщить  и  выявить  следующие возрастные особенности характерные для  подросткового периода:

  1. Потребность в энергетической разрядке;
  2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала;
  3. Отсутствие эмоциональной адаптации;
  4. Подверженность эмоциональному заражению;
  5. Критичность;
  6. Бескомпромиссность;
  7. Потребность в автономии;
  8. Отвращение к опеке;
  9. Значимость независимости как таковой;
  10. Резкие колебания характера и уровня самооценки;
  11. Интерес к качествам личности;
  12. Потребность быть;
  13. Потребность что-то значить;
  14. Потребность в популярности;
  15. Гипертрофия потребности в информации

У подростков появляется желание изучать свое «Я»,  понять,  на  что они способны. В этот период они стремятся себя  утвердить,  особенно  в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью  и  обращаются  к  ней.  Но  зато  возрастает  роль  и  значение референтных групп, появляются новые образы для  подражания.  Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие  поддержки  среди  взрослых,  стараются найти  идеал  или  образец  для  подражания.  Зачастую  таким  образцом становится или некий собирательный  образ,  или  старший  товарищ,  или взрослый, которого устраивает роль «учителя».  Этим  иногда  пользуются представители разных сект, асоциальных группировок. 

Информация о работе Субкультура