Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:04, контрольная работа
В данной контрольной работе предпринята попытка ответить на вопросы:
Почему не всем удается сохранить семью?
Почему возникают конфликты?
Почему происходят ссоры и нарастает непонимание?
Введение……………………………………………………………………3стр
Конфликтология семейной жизни……………………………………....4стр
• Причины конфликтов в семье……………………….……………...5стр
• Способы снятия конфликта в семье………………………………..7стр
• Особенности темперамента и конфликты в семье…………..……12стр
Практическая часть……………………………………………………...17стр
Исследование……………………………………………………………...19стр
Заключение………………………………………………………………..36стр
Приложение……………………………………………………………….38стр
«+» — положительные (благоприятные), «-» — отрицательные (неблагоприятные)
Конечно, эти сочетания лишь приблизительные, так как на темперамент накладывает отпечаток воспитание. Поэтому не стоит делать выбор по данной таблице. Она приведена лишь для того, чтобы определить, в каких семьях по причине несоответствия темпераментов чаще могут возникать конфликты.
Практическая часть
Практическое исследование и обсуждение результатов
Особое значение в диагностике семейных конфликтов имеет вопрос о выборе методов получения информации о конкретной супружеской паре, т.к. от точности и полноты информации зависит постановка диагноза, выбор направления коррекционной работы и ее эффективности. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы.
В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из клиентов в отдельности при помощи методик, определяющие их потенциальную психологическую совместимость друг с другом, с целью выяснения того, за чем конкретно по своим личностным качествам они могут оказаться совместимыми и несовместимыми друг с другом. А также информирование с взаимного согласия испытуемых о том, что в их психологии одинаково, совместно и что не одинаково и несовместимо.
Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Целью данного исследования является изучение факторов развития семейных конфликтов и их предупреждения и разрешения. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
Оценить конструктивность взаимодействий в супружеских отношениях;
Выявить степень ожидания и притязания в семейных парах и провести сравнительный анализ их представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены, что позволит выявить степень конфликтности в данной супружеской паре;
Определить характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях и общий уровень конфликтности в паре, и в каких сферах семейной жизни чаще возникают те или иные конфликтные ситуации;
Сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.
Опрошено четыре семейные пары, в возрасте от 22 до 30 лет, с относительно небольшим семейным стажем.
Использованные методики:
Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» разработанное А.П. Емельяновым (Приложение №1);
«Ролевые ожидания и притязания в браке» разработанной А.И. Волковой (Приложение №2);
Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Приложение №3).
Исследование
Тест: «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях»
Семейная пара №1 (рис. 2)
Рис. 2
Муж:
Сумма ∑ мужа = 59, Ср. ариф. = 4,0
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношениях с супругой, вам необходимо пересмотреть отдельные позиции вашего поведения.
Жена:
Сумма ∑жены =62, Ср. ариф. = 4,13
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношениях с супругом, вам необходимо пересмотреть отдельные позиции вашего поведения.
Семейная пара №2 (рис. 3)
Рис. 3
Муж:
Сумма ∑ мужа = 55, Ср. ариф. = 3,7
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругой достаточно высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.
Жена:
Сумма ∑жены =57, Ср. ариф. = -3,8
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругом достаточно высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.
Семейная пара №3 (рис. 4)
Рис. 4
Муж:
Сумма ∑ мужа = 56, Ср. ариф. = 3,7
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругой достаточно высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.
Жена:
Сумма ∑жены =64, Ср. ариф. = 4,26
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношениях с супругом, вам необходимо пересмотреть отдельные позиции вашего поведения
Семейная пара №4 (рис. 5)
Рис. 5
Муж:
Сумма ∑ мужа = 58, Ср. ариф. = 3,86
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругой достаточно высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.
Жена:
Сумма ∑жены =63, Ср. ариф. = 4,2
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношениях с супругом, вам необходимо пересмотреть отдельные позиции вашего поведения.
Методика: «Ролевые ожидания и притязания в браке»
Данная методика, разработана А.Н. Волковой, входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой.
Методика «РОП» позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержи, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОПР).
Консультационное исследование семейных ценностей пары №1
Фамилия имя супружеской пары: Тимофеевы Елена и Дмитрий.
Возраст: жены – 22, мужа – 28
Семейный стаж: 1 год. Количество детей: один.
Обработка и подсчет результатов (см. приложение №4)
Семейные ценности | Интимно-сексуальная | Личностная идентификация | Хозяйственно-бытовая | Родительско-воспитательная | Социальная активность | Эмоциональная поддержка | Внешняя прив-сть |
ШСЦМ | 6 | 8 | 6,5 | 5,5 | 4,5 | 7 | 4 |
ШСЦЖ | 6 | 8 | 8 | 7,5 | 8 | 7,5 | 7 |
ССЦ | 0 | 0 | 1,5 | 2,0 | 3,5 | 0,5 | 3 |
Согласованность семейных ценностей супругов
Примечание: ШСЦМ и ШСЦМ – показатели по шкалам семейных ценностей мужа и жены соответственно, ССЦ - согласованность семейных ценностей супругов.
Примечание: ШСЦМ и ШСЦМ – показатели по шкалам семейных ценностей мужа и жены соответственно, ССЦ - согласованность семейных ценностей супругов.
2
Ролевая адекватность супружеской пары
Семейные ценности | Ролевые установки | РАМ | Ролевые установки | РАЖ | ||
| ПЖ | ОМ | ПЖ − Ом | ПМ | ОЖ | ПМ − ОЖ |
Хозяйственно-бытовая | 9 | 8 | 1 | 5 | 7 | 2 |
Родительско-воспитательная | 6 | 5 | 1 | 6 | 9 | 3 |
Социальная активность | 8 | 0 | 8 | 9 | 8 | 1 |
Эмоциональная поддержка | 6 | 9 | 3 | 5 | 9 | 4 |
Внешняя привлекательность | 6 | 3 | 3 | 5 | 8 | 3 |
|
|
| РАМ =16 |
|
| РАЖ=13 |
Примечание: РАМ – ролевая адекватность мужа, РАЖ – ролевая адекватность жены; ПЖ и ПМ – оценки ролевых притязаний мужа и жены соответственно; ОМ и ОЖ – оценки ролевых ожиданий мужа и жены соответственно.
Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок супружеской пары №1.
Индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены позволяют сделать следующее заключение.
Для данной супружеской пары характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы (допустимая величина разности - не более 3 баллов). Молодые супруги обоюдно считают наиболее значимой в семейной жизни общность интересов, потребностей, представлений, жизненных целей мужа и жены. Можно предположить, что молодожены ориентируются на так называемый «супружеский» тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров.
По мнению молодых супругов, в семейной жизни также важны родительские обязанности; внимательные, заботливые и теплые взаимоотношения; привлекательный и модный внешний облик (собственный и брачного партнера); стремление реализовать профессиональные интересы (что в большей степени выражено у молодой женщины); готовность решать бытовые проблемы семьи.
С точки зрения молодоженов, сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в семейной жизни. Это достаточно характерно для молодых супругов, так как понимание супругами ценности интимных отношений, как правило, формируется в процессе совместной жизни по мере достижения психосексуальной совместимости мужа и жены.
Анализируя специфику представлений супружеской пары о значимости семейных ценностей, консультант должен исходить из того, что установки мужа и жены относительно важнейших сфер жизнедеятельности семьи могут иметь идеальный характер, но не соответствовать реальному ролевому поведению супругов. Адекватность ролевого поведения мужа и жены зависит от соответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям супругов.
Степень ролевой адекватности мужа в различных сферах жизни не одинакова. Соответствие ролевых ожиданий мужа ролевым притязаниям жены наблюдается в хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной, эмоционально-