Супружеские конфликты и их причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:04, контрольная работа

Описание

В данной контрольной работе предпринята попытка ответить на вопросы:
Почему не всем удается сохранить семью?
Почему возникают конфликты?
Почему происходят ссоры и нарастает непонимание?

Содержание

Введение……………………………………………………………………3стр
Конфликтология семейной жизни……………………………………....4стр
• Причины конфликтов в семье……………………….……………...5стр
• Способы снятия конфликта в семье………………………………..7стр
• Особенности темперамента и конфликты в семье…………..……12стр
Практическая часть……………………………………………………...17стр
Исследование……………………………………………………………...19стр
Заключение………………………………………………………………..36стр
Приложение……………………………………………………………….38стр

Работа состоит из  1 файл

МИНОБР НАУКИ РОССИ1.docлор.doc

— 643.00 Кб (Скачать документ)

                    Проявление стремления к автономии: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2

                    Нарушение ролевых ожиданий: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2

                    Рассогласование норм поведения: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2

                    Проявление доминирования одним из супругов: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = 1

                    Проявление ревности: Сумма ∑ мужа = 1, Сумма ∑жены = 1

                    Расхождения в отношении к деньгам: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2

У данной супружеской пары во многих ситуациях возникновения конфликта хорошая степень согласия, уровень конфликта снижен. Конфликтогенных сфер у пары не выявлено. В ситуациях возникновения конфликта каждый берет на себя вину.

Семейная пара №3

Конфликтогенные сферы супружеских отношений:

                    Проблемы отношений с родственниками и друзьями: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2

                    Вопросы, связанные с воспитанием детей: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2

                    Проявление стремления к автономии: Сумма ∑ мужа = -2, Сумма ∑жены = -2

                    Нарушение ролевых ожиданий: Сумма ∑ мужа = -2, Сумма ∑жены = -2

                    Рассогласование норм поведения: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = 1

                    Проявление доминирования одним из супругов: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = -2

                    Проявление ревности: Сумма ∑ мужа = -2, Сумма ∑жены = 1

                    Расхождения в отношении к деньгам: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2

Данная супружеская пара во многих ситуациях возникновения конфликта средняя степень согласия, уровень конфликта высокий. Конфликтогенным сферами для мужа являются: проявление ревности; для супруги проявление доминирования одним из супругов. Для обоих конфликтогенным ситуациями являются – стремление к автономности и нарушение ролевых ожиданий. В ситуациях возникновения конфликта жена принимает вину на себя, муж считает, что повод для конфликта дала супруга.

Семейная пара №4

Конфликтогенные сферы супружеских отношений:

                    Проблемы отношений с родственниками и друзьями: Сумма ∑ мужа = -2, Сумма ∑жены = +2

                    Вопросы, связанные с воспитанием детей: Сумма ∑ мужа = 1, Сумма ∑жены = -2

                    Проявление стремления к автономии: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2

                    Нарушение ролевых ожиданий: Сумма ∑ мужа = -2, Сумма ∑жены = -2

                    Рассогласование норм поведения: Сумма ∑ мужа = 1, Сумма ∑жены = -2

                    Проявление доминирования одним из супругов: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2

                    Проявление ревности: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2

                    Расхождения в отношении к деньгам: Сумма ∑ мужа = -2, Сумма ∑жены = -2

В целом у представленной супружеской пары во многих ситуациях возникновения конфликта средняя степень согласия, уровень конфликта средний. Конфликтогенным сферами для мужа являются: отношения с родственниками; для жены вопросы, связанные с воспитанием детей и рассогласование норм поведения. Также конфликтогенными ситуациями для пары являются вопросы в сфере ролевых ожиданий и расхождения в отношении к деньгам. В ситуациях возникновения конфликта муж принимает вину на себя, жена считает, что повод для конфликта дал супруг.


Заключение

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – предупреждение и разрешение семейных конфликтов, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается в вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы разрешения и предотвращение семейных конфликтов. В одном из разделов теоретической части работы для осмысления исследуемой проблемы были освещены причины возникновения семейных конфликтов и её сущность. Здесь же описываются основные этапы развития, динами и предотвращения семейных конфликтов.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методики данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработке всех используемых методик. В результате чего мы имеем полную картину о семейных отношениях в изучаемых супружеских парах.

В заключение работы необходимо сделать следующие выводы:

1.                  Сделан анализ содержательных аспектов семейных отношений;

2.                  Определяется комплекс методик, направленных на диагностику семейных отношений;

3.                  Получили информацию о факторах, сопутствующих супружеским разногласиям;

4.                  Характер супружеских отношений зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены;

5.                  Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий супругов притязаниям друг друга.

Гипотеза исследования: о том, что конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов чаще всего возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру – подтвердилась.

 

 

 

 


Приложение 1

Классификация конфликтов

I. По субъектам:

Супружеские

Весь спектр семейных конфликтов

 

Между родителями и детьми

Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастной кризис

 

Между родственниками

Авторитетное вмешательство родителей

II. По источнику:

Ценностные

Наличие противоположных интересов, ценностей

 

Позиционные

Борьба за лидерство в семье, неудовлетворенные потребности в признании значимости «Я» одного из членов семьи

 

сексуальные

Психосексуальная несовместимость супругов

 

эмоциональные

Неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны членов семьи)

 

Хозяйственно-экономические

Противоположные взгляды на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, тяжелое материальное положение семьи.

III. По поведению конфликтующих сторон

Открытые (корректный разговор, взаимное оскорбление, битье посуды)

Индивидуально-психические особенности членов семьи; уровень воспитания, содержание и причина конфликта.

 

Скрытые (демонстративное молчание, резкие жесты, взгляды, говорящие о несогласии)

__________//____________


Приложение 2

Тест: «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях»

Инструкция:

Проанализируйте и оцените по пятибалльной шкале свое поведение во взаимодействии с супругом (супругой) по 15 позициям, представленным в следующей матрице:

Позиция

Оценка

1

Я уважаю себя и тем более супруга (супругу).

5 4 3 2 1

2

Я всегда помню, что он (она) самый близкий для меня человек, отец (мать) моих детей.

5 4 3 2 1

3

Я стараюсь не накапливать ошибки и обиды, а сразу реагирую на них.

5 4 3 2 1

4

Я никогда не делаю сексуальных упреков.

5 4 3 2 1

5

Я никогда не делаю замечания супругу (супруге) в присутствии других людей, в том числе в присутствии детей.

5 4 3 2 1

6

Я никогда не преувеличиваю собственные способности и достоинства.

5 4 3 2 1

7

Я не считаю себя всегда и во всем правым.

5 4 3 2 1

8

Я никогда не ревную и всегда доверяю супругу (супруге).

5 4 3 2 1

9

Я всегда внимателен, умею слушать и слышать супруга (супругу).

5 4 3 2 1

10

Я постоянно работаю над своими недостатками, забочусь о своей физической привлекательности.

5 4 3 2 1

11

Я никогда не говорю о недостатках супруга (супруги), а веду речь только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

5 4 3 2 1

12

Я всегда отношусь к увлечениям супруга (супруги) с интересом и уважением.

5 4 3 2 1

13

Я не пытаюсь, во что бы то ни стало установить истину в семейных отношениях, если есть возможность не делать этого.

5 4 3 2 1

14

Я стараюсь находить время для того, чтобы иногда отдохнуть, друг от друга, и предоставляю такую возможность супругу (супруге).

5 4 3 2 1

15

В конфликте я никогда не делаю ставку на победу и всегда готов уступить.

5 4 3 2 1



Оценка результатов:

1.                  Просуммируйте полученные баллы по всем 15 позициям и найдите среднее арифметическое от этой суммы.

2.                  Если полученный результат составляет от 4,5 до 5 баллов, то ваша готовность к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях высока и исключает конфликт.

3.                  Если полученный результат составляет от 4 до 4,5 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношениях с супругом (супругой), вам необходимо пересмотреть отдельные позиции вашего поведения.

4.                  Если полученный результат составляет от 3 до 3,5 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругом (супругой) достаточна высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.

5.                  Если результат меньше 3 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию низкий, а вероятность конфликта с супругом (супругой) очень высока. Вам необходимо очень серьезно пересмотреть большинство позиций вашего поведения, указанных в тесте, и активно работать над собой.


Приложение 3

Методика: «Ролевые ожидания и притязания в браке»

Методика «РОП» позволяет определить:

1.                  Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2.                  Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Оснащение:

                  Два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения (см. приложение).

                  Два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».

Порядок работы. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной инструкцией: «Уважаемый товарищ! На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем, это верно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если Вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании».

Информация о работе Супружеские конфликты и их причины