Сущность социологоических исследований при анализе рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:59, реферат

Описание

Введение
В современных условиях социологическое знание находит применение в самых широких сферах жизнедеятельности общества. Компетентные социологические исследования, достоверно раскрывающие многообразие и сущность различных социальных явлений, а также закономерности их изменений в объективной реальности, приобретают важное значение.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе.

Содержание

Введение……………………………………………………..2
1. Сущность социологического исследования…………...3
2. Виды социологических исследований………………….7
2.1 Разведывательное исследование
2.2 Описательное исследование
2.3Аналитическое социологическое исследование
2.4 Точечное исследование
2.5 Повторный сбор
3. Методы социологических исследований……………..13
3.1 Социологический опрос
3.2 Социологическое наблюдение
3.3 Анализ документов
4. Социологические исследования рынка,
маркетинговые исследования …………………………….19
Заключение………………………………………………...29
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Сущность социолог исследований.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………..2

 1. Сущность социологического исследования…………...3

2. Виды социологических исследований………………….7

    2.1 Разведывательное исследование

    2.2 Описательное исследование

    2.3Аналитическое социологическое исследование

    2.4 Точечное исследование

    2.5 Повторный сбор

 3. Методы социологических исследований……………..13

   3.1 Социологический опрос

   3.2 Социологическое наблюдение

   3.3 Анализ документов

4. Социологические  исследования рынка, 

маркетинговые исследования …………………………….19

 Заключение………………………………………………...29

 Список  использованной литературы…………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

        В современных условиях социологическое знание находит применение в самых широких сферах жизнедеятельности общества. Компетентные социологические исследования, достоверно раскрывающие многообразие и сущность различных социальных явлений, а также закономерности их изменений в объективной реальности, приобретают важное значение.

       Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе.

        Социологические исследования занимают ведущее место в практике анализа социальной действительности. Их результаты дают возможность получить самую разнообразную информацию, которая свидетельствует о процессах, явлениях, происходящих во внутриколлективной жизни, обществе в целом, позволяют углублять количественный и качественный состав получаемых данных.

     В качестве инициатора социологического исследования выступают социальный заказ в виде обострения социальных противоречий, наблюдаемых социологом и вызывающих его интерес, или совокупность проблем, задач, целей, поставленных субъектом управления различных уровней, общественными организациями, СМИ перед социологами-исследователями, практиками, консультантами. 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность социологического  исследования

       В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

       В широком смысле социологическое исследование это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Иными словами, социологическое исследование это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их «ядро»), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

      Таким образом, в наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

      Социологические исследования в зависимости от задач, которые они решают, и методов, которыми они пользуются, могут быть подразделены на несколько типов: теоретические и эмпирические (теоретическая и прикладная социология), фундаментальные и прикладные. Выделение в социологии двух типов исследования – теоретических и эмпирических – условно, так как эмпирические исследования могут быть как фундаментальными, так и прикладными. И если теоретические социологические исследования ставят целью развитие и совершенствование научных представлений об изучаемом предмете, то прикладные посвящены решению конкретной социальной проблемы.

       Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук. Результаты эмпирических социологических исследований необходимы для более эффективного управления предприятием (организация управления трудовым коллективом, маркетинга и т.д.), отраслью, страной.

       Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений.

         Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметом анализа становятся:

     поведение индивидов, социальных групп;

     продукты человеческой деятельности;

     вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.

      Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;

 надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;

репрезентативной, информации.

    Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также специальные социологические технологии.

      Что же понимается под методологией, методикой и техникой социологического исследования?

       Методология исследования (от греч. methodos – путь исследования, познания и logos – слово, понятие, учение) – это стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области3. Методология включает методы, методику и технику социологического исследования, подчиняя их общим эвристическим и прагматическим целям познавательного процесса на конкретном этапе развития науки.

       Метод в социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности.

     Методика социологического исследования – это система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. Таким образом, если методология – область общей стратегии, то методика – тактика исследования.

   Техника социологического анализа (греч. techne – искусство, мастерство) – совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных.

      Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. После ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь переводит практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и обоснованность, а также необходимость изучения, т.е. удовлетворения потребности в знании путем разрешения данного противоречия социальной действительности. Однако далеко не каждое социологическое исследование является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная экспертиза. 
 
 
 
 
 
 

2. Виды социологических исследований

       Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует. Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

 2.1 Разведывательное исследование  

      Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

      Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем. Его целью является:

  1. получение дополнительной информации о предмете и объекте исследования;
  2. уточнение и корректировка гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании;
  3. выявление трудностей, которые могут встретиться при его проведении.

        Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

       Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. Для этого используют один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (анкетный опрос или опрос-интервью), позволяющий осуществить ее в короткие сроки. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получение отдельных сведений об актуальных событиях и фактах (зондаж общественного мнения), выяснение степени эффективности только что проведенных мероприятий (например, собрания, туристические поездки, экскурсии, походы и т.д.).

        С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

2.2 Описательное исследование

      Описательное исследование более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, т.е. устанавливает: есть ли связь между характеристиками изучаемого явления.7 Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

      Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Информация о работе Сущность социологоических исследований при анализе рынка