Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:53, реферат
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Воспитатель: Спросите у пчелки: не видала ли она Колобка? (Предлагает еще нескольким детям расспросить пчелку, не видела ли она Колобка. Пчелка продолжает жужжать.) Давайте все вместе спросим!
Пчелка, пчелка, не спеши!
Пчелка, пчелка, не жужжи!
По полянкам ты летаешь,
Нектар с цветочков собираешь!
Знаешь, где наш Колобок?
У него румяный бок.
Воспитатель: Не слышит нас пчелка. Сердито жужжит. Хочешь, пчелка, мы с тобой поиграем?
Пчелка: Очень хочу!
Детки! В пчелок превращайтесь!
В путь за мной скорей пускайтесь!
Может быть, и найдете своего Колобка.
Дети наряжаются «пчелками».
Воспитатель: Теперь все вы – маленькие пчелки.
Пальчиковая игра:
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в домик постучать,
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). Дети заглядывают в «улей».
Раз, два, три, четыре, пять.
Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Раз, два, три, четыре, пять!
Стали пчёлки вылетать!
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими – пчёлки лета
Воспитатель: Молодцы, пчелки! Все научились летать! Давайте теперь пожужжим, как пчелки, и соберем язычком нектар с цветочка.
Игры с язычком.
Музыкальная игра «Мы устали».
Мы скакали, мы скакали,
Мы немножечко устали.
Впереди далекий путь,
Надо отдохнуть.
Где же можно сесть?
Где же место есть?
Поскорей занять,
Чтобы не стоять!
Воспитатель: Весело нам с тобой, пчелка, но Колобка мы так и не нашли. Послушайте, а кто там хнычет в уголочке?
Дети обнаруживают Колобка.
Воспитатель: Ой, какой же он грустный!
Колобок: Я потерялся!
Воспитатель: Не надо было убегать от ребятишек, хорошо, что мы с пчелкой нашли тебя, а то опять попал бы ты в беду!
Колобок: Я больше не буду убегать, буду слушаться бабушку и дедушку!
Воспитатель: Пчелке очень понравились детки, они послушные, Пчелка уверена, что детки не убегают, как Колобок от взрослых, и она дарит им цветочки со сладким нектаром!
Угощение детей карамелью на палочке оформленной виде цветка.
Конспект занятия театрализованной деятельностью "В гости к сказке"
Программное содержание:
Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться детей в пространстве группы, строить ролевой диалог.
Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью.
Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.
Развивать координацию движений, пластическую выразительность, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
Воспитывать у дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь.
Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Оборудование: Чудесный мешочек, шапочки – маски героев сказки «Теремок», магнитофон, фонограммы, герои сказки «Теремок» на кубиках, крупный строительный материал для теремка.
Предшествующая работа: Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и русских народных сказок, их драматизации, рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, занятия по театрализованной деятельности, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.
Ход занятия
Дети стоят полукругом перед воспитателем.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
– Ребята, давайте улыбнемся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение. Хотите отправиться в путешествие? Сейчас отправимся с вами в лес. Смотрите, дорожка, пойдемте по ней.
По дорожке дети шли,
Мешочек по пути нашли,
А мешок — то не простой,
Он волшебный — вот такой!
– Ребята, интересно, что в мешочке? Давайте посмотрим! Это загадки, послушайте и отгадайте их.
Из мешочка, после каждой отгадки воспитатель достает маленький кубик с изображением животного (театр на кубиках). И выставляет его на столе.
ЗАГАДКИ:
Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык.
(Заяц)
По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса)
Зимой спит, летом улья ворошит. (Медведь)
Серенький шарик под полом шарит. (Мышь)
– Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»! Хотите превратиться в героев сказки? Надевайте шапочки — маски. Я буду читать стихотворение о героях сказки, а вы, ребята, выходите по — очереди и изображайте того животного, о ком идет речь.
Дети надевают шапочки — маски (медведь, лягушка, мышь, лиса, волк, заяц), садятся на стулья, воспитатель рассказывает короткое стихотворное описание героев, ребенок имитирует движения.
Лиса, лисонька, лиса!
Очень хитрые глаза,
Шубка — глазки не отвесть.
«Курочек люблю поесть!»
Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят, что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
Вышел зайка погулять,
Стал он прыгать и играть.
Вдруг раздался треск и щелк,
Прижал зайка ушки и прыг-скок.
Лягушка, выпучив глаза, сидит,
Не по-русски говорит.
В болоте любит жить одна,
Ловит комаров она.
Серый зубастый волк по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Серенькая, маленькая мышка
Под полом таится, кошки боится.
– Молодцы, ребята. Сейчас поиграем в сказку.
После этого проводится драматизация сказки «Теремок». Под русскую народную мелодию воспитатель на столе из больших кубиков строит теремок.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
– Стоит в поле теремок — теремок. Он не низок, не высок — не высок. Вот по полю мышка бежит, у ворот остановилась, говорит...
Текст сказки заканчивается словами:
Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили...
Мишка домик развалил,
Чуть друзей не раздавил.
По окончании сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?» Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок.
– Вставайте ребята в хоровод, будем танцевать.
Затем все дети встают в круг, водят хоровод, танцуют и сказка завершается словами:
Стоит в поле теремок, теремок,
Очень — очень он высок, ох, высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!
– Молодцы, все с ролью справились. Снимайте шапочки — маски, и теперь вы снова ребята.
– Артистами ребята побывали и сказочку ребята показали...
Артисты были очень
хороши, похлопаем друг другу малыши!
Опыт
отечественных педагогов
по организации театрально-
Для современного
этапа развития системы дошкольного
образования характерны поиск и
разработка новых технологий обучения
и воспитания детей. При этом в
качестве приоритетного используется
деятельностный подход к личности ребенка.
Одним из видов детской деятельности,
широко используемой в процессе воспитания
и всестороннего развития детей является
театрализованная, которая в полной мере
позволяет реализовывать принципы природосообразности
и культуросообразности воспитания. Анализ
современной практики дошкольного образования
позволяет сделать вывод о том, что все
больше внимания уделяется педагогами
раскрытию потенциальных возможностей
ребенка, его скрытого таланта средствами
театрального искусства.
В настоящее время появилось немало парциальных
программ воспитания и обучения дошкольников
в процессе театрализованной деятельности,
что является чрезвычайно актуальным
с точки зрения творческого подхода к
развитию личности. Рассмотрим некоторые
из них.
Программа по организации театрализованной
деятельности дошкольников и младших
школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой.
Программа ориентирует педагога на создание
условий для активизации у ребенка эстетических
установок как неотъемлемой характеристики
его мировосприятия и поведения. Содержание
программы позволяет стимулировать способность
детей к образному и свободному восприятию
окружающего мира (людей, культурных ценностей,
природы), которое, развиваясь параллельно
с традиционным рациональным восприятием,
расширяет и обогащает его.
Цель программы развития эстетических
способностей средствами театрального
искусства заключается в гармонизации
отношения ребенка с окружающем миром,
что в дальнейшем послужило бы ему защитой
от социальных и межличностных противостояний.
Основные задачи программы: развитие эстетических
способностей; развитие сферы чувств,
соучастия, сопереживания; активизация
мыслительного процесса и познавательного
интереса; овладение навыками общения
и коллективного творчества.
Программа состоит из пяти разделов работы
с детьми старшей и подготовительной групп
детского сада:
1. Театральная игра. Не столько приобретение
ребенком профессиональных умений и навыков,
сколько развитие игрового поведения,
эстетического чувства, способности творчески
относиться к любому делу, умение общаться
со сверстниками и взрослыми в любых жизненных
ситуациях. Игры этого раздела условно
делятся на развивающие, специальные,
театральные.
2. Ритмопластика. Включает комплексные
ритмические, музыкальные, пластические
игры и упражнения, обеспечивающие развитие
естественных психомоторных способностей
ребенка, обретение ощущения гармонии
своего тела с окружающим миром, развитие
свободы и выразительности телодвижений.
3. Культура и техника речи. Объединяет
игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата,
умение владеть правильной артикуляцией,
четкой дикцией, разнообразной интонацией,
логикой речи и орфоэпией. В раздел включены
игры со словом, развивающие образную
речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы. Упражнения делятся
на три вида: дыхательные и артикуляционные;
дикционные и интонационные; творческие
игры со словом.
4. Основы театральной культуры. Овладение
детьми элементарными знаниями и понятиями,
профессиональной терминологией театрального
искусства. Основные темы раздела: особенности
театрального искусства; виды театрального
искусства; рождение спектакля; театр
снаружи и изнутри; культура зрителя.
5. Работа над спектаклем – вспомогательный
раздел, базирующийся на авторских сценариях,
включает темы: знакомство с пьесой; от
этюдов к спектаклю.
Программа «Театр-творчество-дети: играем
в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г.
Миланович.
Программа ориентирована на всестороннее
развитие личности ребенка, его индивидуальности.
В ней систематизированы средства и методы
театрально-игровой деятельности, обосновано
их распределение в соответствии с психолого-педагогическими
особенностями этапов дошкольного детства.
Основные задачи: последовательно знакомить
детей всех возрастных групп с различными
видами театра (кукольный, драматический,
оперный, балет, музыкальной комедии, народный
балаганный); поэтапное освоение детьми
различных видов творчества по возрастным
группам; совершенствование артистических
навыков в плане переживания и воплощения
образа, моделирование навыков социального
поведения в заданных условиях.
Программа состоит из четырех разделов,
соответствующих возрастным периодам
дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6
лет, 6-7 лет); в ней выделено два типа задач:
воспитательные, направленные на развитие
эмоциональности, интеллекта, коммуникативных
способностей ребенка средствами детского
театра; образовательные, связанные непосредственно
с развитием артистизма и навыков сценических
воплощений, необходимых для участия в
детском театре.
Программа «Театрализованные занятия
в детском саду» М.Д.Маханевой.
Программа способствует реализации новых
форм общения с детьми, индивидуальному
подходу к каждому ребенку, нетрадиционным
путям взаимодействия с семьей.
В соответствии со склонностями и интересами
детей организована работа студий: «Кукольный
театр – малышам», «Театральный салон»,
«В гостях у сказки» и др.
Предметно-пространственная среда обеспечивает
совместную театрализованную деятельность
детей, является основой самостоятельного
творчества каждого ребенка, своеобразной
формой его самообразования, при этом
в программе учитывается: индивидуальные
социально-психологические особенности
ребенка; особенности его эмоционально-личностного
развития; интересы, склонности, предпочтения
и потребности; любознательность, исследовательский
интерес и творческие способности; возрастные
и полоролевые особенности.
Проектирование зоны театрализованной
деятельности детей предполагает соблюдение
основных принципов построения предметно-пространственной
среды: обеспечения баланса между совместной
и индивидуальной деятельностью детей;
организация «зон приватности»; предоставление
права и свободы выбора; создание условий
для моделирования, поиска и экспериментирования;
полифункциональность использования
помещений и оборудования; возрастная
и полоролевая адресованность оборудования
и материала.
Театрализованные занятия включают разыгрывание
сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям,
самостоятельные импровизации на темы,
взятые из жизни (смешной случай, интересное
событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей
и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание
сказок и инсценировок; упражнения по
формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной); упражнения
по социально-эмоциональному развитию
детей.
Схема занятия: введение в тему, создание
эмоционального настроя; театрализованная
деятельность (в разных формах); эмоциональное
заключение, обеспечивающее успешность
театрализованной деятельности.
Приемы, направленные на развитие уверенности
ребенка в себе, социальных навыков поведения:
выбор детьми роли по желанию; назначение
на главные роли наиболее робких, застенчивых
детей; распределение ролей по карточкам
(дети тащат любую карточку, на которой
схематично изображен персонаж); проигрывание
ролей в парах.
Проблему нехватки ролей решает подгрупповая
организация занятий (10-12 чел.), парное
проигрывание ролей, введение дополнительных
ролей.
Использование театрализованной деятельности
в целях формирования выразительности
речи и социально-эмоционального развития
ребенка становится возможным при выполнении
следующих условий:
- единства социально-эмоционального и
когнитивного развития;
- насыщения этой деятельности интересным
и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности
ознакомления с разнообразными вербальными
и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов
и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе
детей и взрослых (педагогов и родителей).
Театрализованные
игры в детском саду
– авторская педагогическая
технология развития
ребенка дошкольного
возраста в театрализованной
деятельности Т.И.Петровой,
Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.
Представленные в технологии игры базируются
на креативном принципе в обучении и воспитании
(максимальная ориентация на творчество
детей, на развитие психофизических ощущений,
раскрепощение личности). Технология учитывает
психологическую комфортность, предполагающую:
снятие стрессообразующих факторов; раскрепощенность,
стимулирующую развитие духовного потенциала
и творческой активности; развитие мотивов
– игра и обучение не должны быть из-под
палки, внутренние, личностные мотивы
должны преобладать над внешними, ситуативными,
исходящими из авторитета взрослого, внутренние
мотивы должны включать мотивацию успешности,
продвижения вперед.
Авторская технология согласована с программой
начальной школы «Театр-познание через
игру», включающей:
1. Развитие психофизических способностей
(мимики, пантомимики); психических процессов
(восприятия, воображения, фантазии, мышления,
внимания, памяти и др.), речи (монолог,
диалог), творческих способностей (умения
перевоплощаться, импровизировать, брать
на себя роль).
2. Участие детей в театрализованной игре:
разыгрывание стихов, песенок, потешек,
мини-сценок, сказок, басен; владение куклой,
игрушкой, всеми доступными видами театра
(би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр
на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый).
3. Амплификацию театрального опыта: знания
детей о театре, его истории, театрах Москвы,
театральных профессиях, костюмах, атрибутах,
театральной терминологии.
4. Изготовление и подбор атрибутов (кукол
и игрушек, костюмов) проходят совместно
с родителями, создание родительского
театра «Театр для всех», «Домашний театр»,
совместное празднование Дня театра.
При организации театрализованной деятельности
учитываются следующие принципы:
- содержательность занятий, разнообразие
тематики и методов работы;
- ежедневное включение театрализованных
игр во все формы организации педагогического
процесса;
- максимальная активность детей на всех
этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и
со взрослыми;
- подготовленность и заинтересованность
воспитателей; подбор игр и упражнений
с учетом оптимального сочетания движения,
речи, мимики, пантомимики в различных
вариациях.
Программа «Театрализованная деятельность
в детском саду» Е.А. Антипиной.
Цель программы – развитие артистических
способностей детей через театрализованную
деятельность.
Задачи и методы: последовательное знакомство
с видами театра; поэтапное освоение детьми
видов творчества по возрастным группам;
совершенствование артистических навыков
детей; раскрепощение ребенка; работа
над речью, интонациями; коллективные
действия, взаимодействия; пробуждение
в детях способности живо представлять
себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.
Принципы: импровизационность, гуманность,
систематизация знаний, учет индивидуальных
способностей.
Из многообразия средств выразительности
рекомендуется:
- во второй младшей группе формировать
простейшие образно-выразительные умения
(например, имитирование характерных движений
сказочных животных);
- в средней группе обучать элементам образных
выразительных средств (интонации, мимике,
пантомиме);
- в старшей группе совершенствовать образные
исполнительские умения;
- в подготовительной группе развивать
творческую самостоятельность в передаче
образа, выразительность речевых и пантомимических
действий под музыку.
Содержание занятий по театрализованной
деятельности включает: просмотр кукольных
спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации;
упражнения для социально-эмоционального
развития детей; коррекционно-развивающие
игры; упражнения по дикции (артикуляционная
гимнастика); задания для развития речевой
интонационной выразительности); игры-превращения,
образные упражнения; упражнения на развитие
пластики; ритмические минутки (логоритмика);
пальчиковый игротренинг для развития
моторики рук; упражнения на развитие
выразительной мимики, элементы искусства
пантомимики; театральные этюды; отдельные
упражнения по этике вовремя драматизаций;
подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций;
знакомство с текстом сказки, средствами
ее драматизации – жестом, мимикой, движением,
костюмом, декорациями, мизансценой.
Программа развивает артистические способности детей (Схема1)
«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.
Занятия модуля «Театр и театрализованная
деятельность» ставят задачи, конкретизирующиеся
с учетом возраста и вида игр:
- создать условия для развития творческой
активности детей в театрализованной
деятельности;
- приобщать детей к театральной культуре;
- обеспечить условия для взаимосвязи
театрализованной и других видов деятельности
в педагогическом процессе;
- создать условия для совместной театрализованной
деятельности детей и взрослых (постановка
совместных спектаклей с участием детей,
родителей, сотрудников, организация выступления
детей старших групп перед младшими и
др.).
Театрализованная деятельность включает
работу по двум основным блокам: театральная
азбука и театрально-игровая деятельность
(игры в кукольный театр, игры-драматизации,
игры-спектакли, мастерим для театра).
Театрально-игровая деятельность связана
с другими видами художественной деятельности
(Схемы 2, 3).
Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественным конструированием (Схема 2)
Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественно-речевой (Схема 3)
Взаимосвязь изобразительного
и театрального искусства в педагогическом
процессе, по мнению С. И. Мерзляковой (Схема
4), проявляется, во-первых, в усвоении дошкольниками
литературного текста как первоосновы
игры-драматизации и сюжетного изображения,
накоплении и углублении знаний об окружающей
действительности, применении умений,
навыков создания образов в процессе художественной
деятельности, появления новой продукции
- сюжетного рисунка, персонажа. Во-вторых,
формируются чувства формы, ритма, цвета,
композиции, выразительной речи. В-третьих,
четко проявляются три этапа развития
художественно-творческого образа: первичное
формирование образа на основе литературного
произведения; обогащение, конкретизация
образа в продуктивной форме; взаимообогащение
его переносом выразительных средств
из одного вида эстетической деятельности
в другой.
Взаимосвязь театрализованной
деятельности с изобразительной (Схема
4)
В основе занятий любого типа лежит
индивидуальный подход, уважение к
личности ребенка, вера в его возможности.
Успешность и результативность театральных
занятий зависит от сотрудничества театрального
педагога с музыкальным руководителем,
поскольку без развития музыкальных способностей,
умения ритмично и выразительно двигаться,
определенных вокальных навыков добиться
значительных результатов в театральном
творчестве невозможно; с педагогом по
изобразительной деятельности, который
помогает детям создавать эскизы декораций
и костюмов к спектаклям; с другими специалистами
(Схема 5).