Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:53, реферат
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Творческое взаимодействие взрослых и детей (Схема 5)
Театральные игры с успехом могут
быть использованы на занятиях по художественной
литературе, познавательного цикла
и др.
Программа «Театрализованные игры в абилитации
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»
И. Г. Вечкановой.
Автором выделены возможности театрализованной
деятельности с детьми с недостатками
интеллектуального развития:
- формирование представлений детей об
окружающем мире, отношение к нему и умение
взаимодействовать с ним, необходимые
для последующего воплощения их в театрализованной
игре и рисунках;
- влияние на ход формирования представлений,
мотивов, средств, используемых детьми
в процессе общения со сверстниками и
взрослыми, своевременное включение театрализованной
игры в коррекционно-развивающий процесс;
- актуальность уровня развития элементов
театрализованной игры и трудности, возникающие
у детей при овладении ею;
- наиболее существенные факторы, оказывающие
последовательное формирование способности
к символико-моделирующим видам деятельности,
в развитии воображения, роль изобразительного
и предметно-практического видов деятельности,
театрализованной игры в общем ходе психического
развития детей этой категории.
Программа «Детство».
Театрализованная деятельность интегративна,
в ней восприятие, мышление, воображение,
речь выступают в тесной взаимосвязи друг
с другом, проявляются в разных видах детской
активности (речевой, двигательной, музыкальной
и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова):
- создание драматического содержания
(интерпретация, переосмысление заданного
литературным текстом сюжета или сочинение
вариативного либо собственного сюжета);
- исполнение собственного замысла (умение
воплощать художественный образ с помощью
средств выразительности: интонации, мимики,
пантомимики, движения, напева);
- оформление спектакля – в создании (подбор,
изготовление, нестандартное использование)
декораций, костюмов, музыкального сопровождения,
афиш, программок.
Театрально-игровая деятельность дошкольника
должна стать самоценной, свободной, творческой,
чтобы разрешить противоречия: между свободой
ребенка в игре и обязательной содержательной
основой театрализации; импровизационностью
игры и этапностью подготовки театрализации;
акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации
- на ее результат.
Театрализовано-игровая деятельность
детей рассматривается в двух взаимосвязанных
аспектах: как разновидность художественной
деятельности, интегрирующая с литературной,
музыкальной и изобразительной; как творческая
сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный
игровой опыт ребенка.
Принципы организации театрализованной
деятельности (О.Акулова):
- специфичности данной деятельности,
объединяющей игровой (свободный, непроизвольный)
и художественный (подготовленный, осмысленно
пережитый) компоненты;
- комплексности, предполагающий взаимосвязь
театрализованной игры с разными видами
искусства и разными видами художественной
деятельности ребенка;
- импровизационности, согласно которому,
театрализованная игра рассматривается
как творческая деятельность, что обуславливает
особое взаимодействие взрослого и ребенка,
детей между собой на основе свободной
атмосферы, поощрения детской инициативы,
отсутствия образца для подражания, наличия
своей точки зрения, стремления к оригинальности;
- интегративности, в соответствии с которым
целенаправленная работа по развитию
театрализовано-игровой деятельности
включается в целостный педагогический
процесс, что предполагает организацию
работы по театрализации с учетом этапов
художественной деятельности.
Первый этап. Углубление художественного
восприятия литературного текста (содержание,
смысловой и эмоциональный подтекст, образность)
с целью обогащения познавательного, эмоционального
опыта по теме и идее произведения для
театрализации на занятиях по познавательному,
речевому, изобразительному, музыкальному
развитию детей в соответствии с содержанием
литературного произведения. В совместной
деятельности воспитателя и детей вне
занятий проводятся ознакомление с текстом,
работа по углублению восприятия (беседы,
рассматривание книжных иллюстраций,
слушание и анализ аудиозаписей, дидактические
игры, лексические упражнения, викторины
и пр.). Предметно-развивающая среда стимулирует
интерес к общению с книгой.
Второй этап. Развитие умений передавать
образы с помощью средств невербальной,
интонационной и языковой выразительности.
Основным методом выступают образно-игровые
этюды. Углублению понимания детьми героев
литературного произведения, мотивов
их поступков, состояний и настроений
способствуют занятия всех типов, подвижные
игры с текстами, лексические упражнения,
рассматривание разных видов наглядности
и т.д. Предметно-развивающая среда обеспечивает
самостоятельную игровую и художественную
деятельность детей на основе текста.
Третий этап. Творчество ребенка в речевой,
игровой и др. видах художественной деятельности
в процессе освоения игровых позиций «зритель»,
артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер»
на занятиях по изобразительной деятельности
(коллективное рисование афиш, изготовление
приглашений), в совместной деятельности
воспитателей и детей. В старшей группе
целесообразна углубленная работа по
развитию речевого творчества. Творчество
в самостоятельной игровой и речевой деятельности
стимулируется предметной средой.
Организованная
таким образом работа способствует
тому, что театрализованная игра станет
средством самовыражения и самореализации
ребенка в разных видах творчества, самоутверждения
в группе сверстников, обогащения своего
жизненного опыта.
Таким образом, все рассмотренные нами
программы и технологии направлены на
раскрытие творческого потенциала ребенка,
развитие его коммуникативных способностей,
психических процессов, обеспечивают
выраженность индивидуальности личности,
понимание внутреннего мира посредством
театрализованной деятельности.
Вопросы:
1.Раскройте особенности каждой из рассмотренных
в теме программ по развитию театрально-игрового
творчества дошкольников.
2. На каких принципах строятся предложенные
в теме программы?
Задание для самостоятельной работы:
Посетите театральное занятие в детском
саду, работающем по одной их программ,
проанализируйте его с точки зрения выделенных
в теме подходов.
Литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное
воспитание, 2005.-№4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность
в детском саду.-М., 2003.
3. Вечканова И.Г. Театрализованные игры
в абилитации дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.
4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание
ребенка-дошкольника: развитого, образованного,
самостоятельного, инициативного, неповторимого,
культурного, активно-творческого.-М.:
Владос, 2004.
5. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа
«Москвичок»: Художественно-эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста.
– М., 1996.
6. Маханева М. Театрализованная деятельность
дошкольников // Дошкольное воспитание.
– 1999. - №11.
7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.
Театрализованные игры в детском саду.
– М.: Школьная пресса, 2000.
8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр:
Программа «Театр-творчество-дети».-М.:
АРКТИ, 2004.
9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа
«Театр-творчество-дети.-М.: МИОО, 1995.
10. Фольклор-музыка-театр: Программы и
конспекты занятий для педагогов дополнительного
образования, работающих с дошкольниками:
Программно-методическое пособие/ Под
ред. С.И.Мерзляковой.-М.: Владос, 1999.
11. Чурилова Э.Г. Методика и организация
театрализованной деятельности дошкольников
и младших школьников.- М.: Владос, 2001.