Технологии решения социальных проблем молодежи (проблемы наркомании)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Цель: изучить теоретические основы технологий решения проблем наркомании

среди молодежи

Задачи:

определить сущность наркомании и уровень ее общественной опасности;
изучить проблему наркомании среди учащейся молодежи;
выявить причины и тенденции роста наркомании среди учащейся молодежи;
выяснить, как происходит реабилитация и социальная адаптация наркозависящих;
изучить историю развития государственной системы учреждений, оказывающих наркологическую помощь в Алтайском крае;
узнать структуру Алтайского краевого наркологического диспансера (АКНД);
определить основные направления деятельности АКНД и его некоторых структурных подразделений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы изучения социальных проблем молодежи

(проблемы наркомании)………………………………..5


1.1. Наркомания и ее общественная опасность…………………………………....5

1.2. Рост наркомании среди учащейся молодежи: причины и тенденции……...10

1.3. Реабилитация и социальная адаптация наркоманов……..………………….15


Глава 2. Технологии решения проблем наркомании среди молодежи на примере Алтайского краевого наркологического диспансера (АКНД)…….…..18


2.1. История развития государственной системы учреждений, оказывающих

наркологическую помощь в Алтайском крае, появления АКНД…………..18


2.2. Структура АКНД……………………………………………………………....20

2.3. Основные направления деятельности АКНД и его некоторых

структурных подразделений………………………………………………….24


Заключение………………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

!!!КУРСОВИК!!!.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

Мотивацию к  изменению вырабатывает сам клиент, ее нельзя привнести извне.

Озвучить и  разрешить свою амбивалентность должен клиент, а не консультант. Прямые уговоры не помогут разрешить амбивалентность.

Стиль консультанта спокойный, но целенаправленный.

Консультант работает в директивном стиле, помогая  клиенту выявлять и разрешать  амбивалентность.

     Готовность  меняться – не укрепившаяся черта  характера клиента, а неустойчивое состояние, укрепляемое в процессе межличностного взаимодействия (консультант должен быть крайне внимательным и отзывчивым ко всякого рода признакам мотивированности клиента). Отношения консультанта и клиента – это больше отношения партнерства и товарищества, а не ролей «эксперт-потребитель» (психолог уважает автономность и свободу клиента в выборе своего собственного поведения и его последствий).

Следует:

- Ослабить привлекательность вещества, вызывающего зависимость;

- Подчеркивать  личную ответственность;

- Поддерживать  поиск альтернатив в поведении;

- Пояснить цели;

- Демонстрировать эмпатию;

- Предоставлять  обратную связь;

- Давать советы.

Не следует:

- Осуждать поведение клиента;

- Обвинять клиента;

- Давать некорректную  оценку тому, что значит для  клиента вещество, 

    вызывающее  зависимость;

- Быть чрезмерно  директивным.

      5. Создание ситуации самоконтрольного  плана

     Здесь клиенту предоставляется возможность продемонстрировать изменения в своем поведении. Так, например, при работе с наркозависимым человеком, по прошествии нескольких сеансов консультирования психолога, клиент сам может предложить консультанту провести совместную беседу с его ближайшими родственниками. Факт предложения клиента уже сам по себе свидетельствует об успешности внедрения технологии, так как уже начинают появляться первые сдвиги. А если клиент еще и сам сможет привести их к консультанту, то это можно считать явным успехом на начальном этапе.

     6. Подведение итогов внедрения

     Необходимо  выяснить: что было хорошо, а что  нет; где имели место позитивные изменения и где существовали препятствия для этого. Активный вклад и клиента, и социального  работника исследуется в деталях.

     Хороший план терапии необходим для достижения прогресса, успеха и их закрепления. Путем постоянного информирования клиента, стимулирование и, если необходимо, предоставление функционального совета гарантирует возникновение обоюдных обязательств.

     Отчеты  о проделанной работе во время оценивания просматриваются вместе с клиентом.

     Чем больше ответственности будет брать  на себя клиент, тем лучше. Активное участие в процессе позволяет  увеличить его мотивацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Социально-психологическая реабилитация 

1) Общая  характеристика технологии

Цели  технологии:

  • преодоление в сознании клиента представлений о безвыходности его положения;
  • восстановление защитных сил организма;
  • формирование уверенности и мотивации в преодолении трудностей;
  • восстановление социального статуса личности;
  • обеспечение социальной адаптации в обществе
 

Объект  технологии: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет

Субъект технологии: психолог, социальный работник

Принципы  реализации социальной технологии:

    - этапность;

    - дифференциированность;

    - комплексность;

    - приемственность;

    - последовательность;

    - принцип опоры  на собственные силы;

    - компетентность  специалиста, оказывающего помощь;

    - принцип универсальности  (исключает дискриминацию при  оказании 

      помощи);

    - конфиденциальность;

    - толерантность  (признание закономерности разнообразия клиентов и  

      терпимость  к этому со стороны специалиста)  и т.д.

Инструментарий  технологии:

слово, идеи, способы  направленного воздействия на людей (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение), вербальное и невербальное воздействие и т.д. 

Условия внедрения технологии:

- индивидуальный  подход;

- последовательность;

- заинтересованность;

- непрерывность  в проведении реабилитационных  мероприятий;

- помещение;

- финансовые  средства и т.д.

Апробация технологии:

данная технология социально-психологической реабилитации используется примерно уже в течение 8 лет Центром «Семья» в г. Сосновый бор Ленинградской области.

     Что же касается результатов работы, то:

А) За период с  ноября 1998 г. по декабрь 2000 г. полный курс реабилитации прошли 16 человек. На данный момент в ремиссии находятся 9 человек, все ведут полноценную активную социальную жизнь, у 2 человек регистрируется систематическое употребление алкоголя (пива), у 1 человека зарегистрировано эпизодическое употребление канобиодов, у 4 человек зарегистрирован возврат к употреблению наркотических веществ.

Б) Неполный курс реабилитации (от 1 до 3 месяцев) прошли 14 человек, на настоящий момент в  ремиссии находятся 5 человек, 6 человек  после срыва самостоятельно обратились за помощью в медицинское учреждение, 3 человека употребляют наркотические средства на настоящий момент.

     Традиционно, данный Центр использует в своей деятельности следующие технологии:

- психотерапию (групповая и индивидуальная);

- медикаментозную  терапию;

- трудотерапию;

- консультирование  психолога (психологическое);

- консультирование  нарколога;

- индивидуальные  психо-коррекционные занятия;

- семейное консультирование  по проблемам, связанным с наркоманией  и т.д.

     Это традиционные технологии, которые, как правило, используются. Чаще всего, конечно, есть необходимость в появлении новых технологий, но нехватка финансовых средств не дает полноценно действовать в данном направлении. 

2) Внедрение  технологии

1. Инвентаризация

     Социально-психологическая  реабилитация как и любая другая технология  требует огромного объема информации, специального ее отбора, знакомства с новейшими научными исследованиями.

На данном этапе  необходимо для эффективной реализации программы реабилитации учесть все  особенности проблемы клиента, всесторонне изученные на предыдущем этапе, (как давно она возникла; ее специфику; особенности поведения клиента и т.д.), чтобы в процессе реабилитации полноценно способствовать правильному изменению поведения клиента с помощью специально подобранных для этого средств и методик, чтобы его жизнь стала продуктивнее, он мог испытывать удовлетворение от нее.   
 
 
 

  1. Конструирование ситуаций работы с клиентом

     При конструировании ситуаций работы с  клиентом можно использовать, например, следующие стадии помощи в решении проблемы:

1 этап «Вводный»  - 2-3 недели

На 1-ом этапе реабилитации основным является метод клинической беседы – как индивидуальной, так и групповой. В этот период реабилитантам предоставляется информация по их проблеме в форме, способствующей укреплению мотивации к прохождению курса реабилитации.

2 этап «Базовый»  - 1-2 недели

На 1-ом этапе реабилитации основным является метод клинической беседы – как индивидуальной, так и групповой. В этот период реабилитантам предоставляется информация по их проблеме в форме, способствующей укреплению мотивации к прохождению курса реабилитации.

3 этап «Динамический» - 8 недель

3-ий  этап принципиально отличается от предыдущего тем, что на этом этапе реабилитант получает возможность применить наработанный в процессе реабилитации опыт трезвости в условиях реальной жизни. Режим изоляции становится более «прозрачным» (с 5-6 недели), т.е. появляется право на свободный выход с целью реализации новых жизненных планов (поиск места работы, учебы и т.д.) с обязательным ежедневным возращением на территорию отделения. Осуществляется групповое обсуждение новых пережитых впечатлений с анализом полученного опыта, его адекватности поставленным целям. Составляется индивидуальный план на следующий день.

4 этап «Поддерживающий» - от 6 недель.

На 4-ом этапе реабилитанты основное время проводят за пределами отделения. Режим – дневной стационар, краткосрочный стационар, амбулаторная вечерняя группа. В условиях самостоятельной социальной жизни является возможность получения компетентной поддержки и одобрения со стороны специалистов отделения. Помощь в отреагировании отрицательных эмоций, переживаний кризисных ситуаций, отработке новых механизмов интеграции в общество. 

3. Достижение фиксируемых результатов

     При социально-психологической реабилитации, прежде всего, необходимо способствовать изменению поведения клиента с помощью различных психологических методик так, чтобы он жил продуктивнее, испытывал удовлетворенность жизнью. А значит, специалисту (психологу) нужно подобрать такие специфические средства воздействия, чтобы клиент нашел в себе силы справиться со своей проблемой, т.е., чтобы у него появилась определенная мотивация для борьбы, к примеру, с наркотической зависимостью.

Но, конечно, никаких  определенных гарантий при использовании технологии социально-психологической реабилитации не имеется. Здесь все обусловлено каждым конкретным случаем, индивидуальными особенностями, как проблемы клиента, так и его самого. 

4. Пример

В рамках социально-психологической  реабилитации широко используется терапия средой. Она подразумевает позитивное влияние окружающих факторов на психоэмоциональное состояние реабилитанта:

А) географическое положение

Б) использование  в терапевтических целях всех социальных механизмов, функционирующих  в рамках человеческого сообщества. Характер складывающихся и определенным образом направленных взаимоотношений реабилитанта с окружающими его людьми – персоналом, другими реабилитантами – носит форму общения по типу «идеальной семьи» (любящие, требовательные, ответственные). Совместные развлечения, совместные виды занятости. Такое общение подразумевает ответственность за свои действия, предъявление определенных требований к себе и ближнему, атмосферу любви, внимания и заботы друг о друге. Кроме того, существующие иерархические принципы также способствуют укреплению этих отношений.

В) Специально разработанная  система наказаний и поощерений.

Поощрения:

- жетонная система  – человек, набравший наибольшее  количество жетонов, поощряется  участием в каком-либо интересном  мероприятии (экскурсия по городу, поездка в музей, театр);

- подарки –  каждый месяц ремиссии отмечается  торжественным чаепитием и вручением  небольшого подарка реабилитанту;

- еженедельно  выбирается «человек недели»  - реабилитант, внесший наибольший  положительный вклад в функционирование сообщества, отличившийся каким-либо хорошим, замеченным и одобренным коллективным поступком (его фотография помещается на специальный стенд «Человек недели» до следующих «выборов»);

Информация о работе Технологии решения социальных проблем молодежи (проблемы наркомании)