Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:29, курсовая работа
Цель: изучить теоретические основы технологий решения проблем наркомании
среди молодежи
Задачи:
определить сущность наркомании и уровень ее общественной опасности;
изучить проблему наркомании среди учащейся молодежи;
выявить причины и тенденции роста наркомании среди учащейся молодежи;
выяснить, как происходит реабилитация и социальная адаптация наркозависящих;
изучить историю развития государственной системы учреждений, оказывающих наркологическую помощь в Алтайском крае;
узнать структуру Алтайского краевого наркологического диспансера (АКНД);
определить основные направления деятельности АКНД и его некоторых структурных подразделений.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальных проблем молодежи
(проблемы наркомании)………………………………..5
1.1. Наркомания и ее общественная опасность…………………………………....5
1.2. Рост наркомании среди учащейся молодежи: причины и тенденции……...10
1.3. Реабилитация и социальная адаптация наркоманов……..………………….15
Глава 2. Технологии решения проблем наркомании среди молодежи на примере Алтайского краевого наркологического диспансера (АКНД)…….…..18
2.1. История развития государственной системы учреждений, оказывающих
наркологическую помощь в Алтайском крае, появления АКНД…………..18
2.2. Структура АКНД……………………………………………………………....20
2.3. Основные направления деятельности АКНД и его некоторых
структурных подразделений………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………28
Мотивацию к изменению вырабатывает сам клиент, ее нельзя привнести извне.
Озвучить и разрешить свою амбивалентность должен клиент, а не консультант. Прямые уговоры не помогут разрешить амбивалентность.
Стиль консультанта спокойный, но целенаправленный.
Консультант работает в директивном стиле, помогая клиенту выявлять и разрешать амбивалентность.
Готовность меняться – не укрепившаяся черта характера клиента, а неустойчивое состояние, укрепляемое в процессе межличностного взаимодействия (консультант должен быть крайне внимательным и отзывчивым ко всякого рода признакам мотивированности клиента). Отношения консультанта и клиента – это больше отношения партнерства и товарищества, а не ролей «эксперт-потребитель» (психолог уважает автономность и свободу клиента в выборе своего собственного поведения и его последствий).
Следует:
- Ослабить привлекательность вещества, вызывающего зависимость;
- Подчеркивать личную ответственность;
- Поддерживать поиск альтернатив в поведении;
- Пояснить цели;
- Демонстрировать эмпатию;
- Предоставлять обратную связь;
- Давать советы.
Не следует:
- Осуждать поведение клиента;
- Обвинять клиента;
- Давать некорректную оценку тому, что значит для клиента вещество,
вызывающее зависимость;
- Быть чрезмерно директивным.
5. Создание ситуации
Здесь
клиенту предоставляется
6. Подведение итогов внедрения
Необходимо
выяснить: что было хорошо, а что
нет; где имели место позитивные
изменения и где существовали
препятствия для этого. Активный
вклад и клиента, и социального
работника исследуется в
Хороший план терапии необходим для достижения прогресса, успеха и их закрепления. Путем постоянного информирования клиента, стимулирование и, если необходимо, предоставление функционального совета гарантирует возникновение обоюдных обязательств.
Отчеты о проделанной работе во время оценивания просматриваются вместе с клиентом.
Чем
больше ответственности будет брать
на себя клиент, тем лучше. Активное
участие в процессе позволяет
увеличить его мотивацию.
2.
Социально-психологическая
реабилитация
1) Общая характеристика технологии
Цели технологии:
Объект технологии: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет
Субъект технологии: психолог, социальный работник
Принципы реализации социальной технологии:
- этапность;
- дифференциированность;
- комплексность;
- приемственность;
- последовательность;
- принцип опоры на собственные силы;
- компетентность
специалиста, оказывающего
- принцип универсальности (исключает дискриминацию при оказании
помощи);
- конфиденциальность;
- толерантность (признание закономерности разнообразия клиентов и
терпимость
к этому со стороны
Инструментарий технологии:
слово, идеи, способы
направленного воздействия на людей
(психическое заражение, подражание,
внушение, убеждение), вербальное и невербальное
воздействие и т.д.
Условия внедрения технологии:
- индивидуальный подход;
- последовательность;
- заинтересованность;
- непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий;
- помещение;
- финансовые средства и т.д.
Апробация технологии:
данная технология социально-психологической реабилитации используется примерно уже в течение 8 лет Центром «Семья» в г. Сосновый бор Ленинградской области.
Что же касается результатов работы, то:
А) За период с ноября 1998 г. по декабрь 2000 г. полный курс реабилитации прошли 16 человек. На данный момент в ремиссии находятся 9 человек, все ведут полноценную активную социальную жизнь, у 2 человек регистрируется систематическое употребление алкоголя (пива), у 1 человека зарегистрировано эпизодическое употребление канобиодов, у 4 человек зарегистрирован возврат к употреблению наркотических веществ.
Б) Неполный курс реабилитации (от 1 до 3 месяцев) прошли 14 человек, на настоящий момент в ремиссии находятся 5 человек, 6 человек после срыва самостоятельно обратились за помощью в медицинское учреждение, 3 человека употребляют наркотические средства на настоящий момент.
Традиционно, данный Центр использует в своей деятельности следующие технологии:
- психотерапию (групповая и индивидуальная);
- медикаментозную терапию;
- трудотерапию;
- консультирование психолога (психологическое);
- консультирование нарколога;
- индивидуальные психо-коррекционные занятия;
- семейное консультирование
по проблемам, связанным с
Это
традиционные технологии, которые, как
правило, используются. Чаще всего, конечно,
есть необходимость в появлении новых
технологий, но нехватка финансовых средств
не дает полноценно действовать в данном
направлении.
2) Внедрение технологии
1. Инвентаризация
Социально-
На данном этапе
необходимо для эффективной реализации
программы реабилитации учесть все
особенности проблемы клиента, всесторонне
изученные на предыдущем этапе, (как давно
она возникла; ее специфику; особенности
поведения клиента и т.д.), чтобы в процессе
реабилитации полноценно способствовать
правильному изменению поведения клиента
с помощью специально подобранных для
этого средств и методик, чтобы его жизнь
стала продуктивнее, он мог испытывать
удовлетворение от нее.
При конструировании ситуаций работы с клиентом можно использовать, например, следующие стадии помощи в решении проблемы:
1 этап «Вводный» - 2-3 недели
На 1-ом этапе реабилитации основным является метод клинической беседы – как индивидуальной, так и групповой. В этот период реабилитантам предоставляется информация по их проблеме в форме, способствующей укреплению мотивации к прохождению курса реабилитации.
2 этап «Базовый» - 1-2 недели
На 1-ом этапе реабилитации основным является метод клинической беседы – как индивидуальной, так и групповой. В этот период реабилитантам предоставляется информация по их проблеме в форме, способствующей укреплению мотивации к прохождению курса реабилитации.
3 этап «Динамический» - 8 недель
3-ий этап принципиально отличается от предыдущего тем, что на этом этапе реабилитант получает возможность применить наработанный в процессе реабилитации опыт трезвости в условиях реальной жизни. Режим изоляции становится более «прозрачным» (с 5-6 недели), т.е. появляется право на свободный выход с целью реализации новых жизненных планов (поиск места работы, учебы и т.д.) с обязательным ежедневным возращением на территорию отделения. Осуществляется групповое обсуждение новых пережитых впечатлений с анализом полученного опыта, его адекватности поставленным целям. Составляется индивидуальный план на следующий день.
4 этап «Поддерживающий» - от 6 недель.
На 4-ом
этапе реабилитанты основное время
проводят за пределами отделения. Режим
– дневной стационар, краткосрочный стационар,
амбулаторная вечерняя группа. В условиях
самостоятельной социальной жизни является
возможность получения компетентной поддержки
и одобрения со стороны специалистов отделения.
Помощь в отреагировании отрицательных
эмоций, переживаний кризисных ситуаций,
отработке новых механизмов интеграции
в общество.
3. Достижение фиксируемых результатов
При социально-психологической реабилитации, прежде всего, необходимо способствовать изменению поведения клиента с помощью различных психологических методик так, чтобы он жил продуктивнее, испытывал удовлетворенность жизнью. А значит, специалисту (психологу) нужно подобрать такие специфические средства воздействия, чтобы клиент нашел в себе силы справиться со своей проблемой, т.е., чтобы у него появилась определенная мотивация для борьбы, к примеру, с наркотической зависимостью.
Но, конечно, никаких
определенных гарантий при использовании
технологии социально-психологической
реабилитации не имеется. Здесь все обусловлено
каждым конкретным случаем, индивидуальными
особенностями, как проблемы клиента,
так и его самого.
4. Пример
В рамках социально-психологической реабилитации широко используется терапия средой. Она подразумевает позитивное влияние окружающих факторов на психоэмоциональное состояние реабилитанта:
А) географическое положение
Б) использование в терапевтических целях всех социальных механизмов, функционирующих в рамках человеческого сообщества. Характер складывающихся и определенным образом направленных взаимоотношений реабилитанта с окружающими его людьми – персоналом, другими реабилитантами – носит форму общения по типу «идеальной семьи» (любящие, требовательные, ответственные). Совместные развлечения, совместные виды занятости. Такое общение подразумевает ответственность за свои действия, предъявление определенных требований к себе и ближнему, атмосферу любви, внимания и заботы друг о друге. Кроме того, существующие иерархические принципы также способствуют укреплению этих отношений.
В) Специально разработанная
система наказаний и
Поощрения:
- жетонная система
– человек, набравший
- подарки –
каждый месяц ремиссии
- еженедельно
выбирается «человек недели»
- реабилитант, внесший
Информация о работе Технологии решения социальных проблем молодежи (проблемы наркомании)