Технологии решения социальных проблем молодежи (проблемы наркомании)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Цель: изучить теоретические основы технологий решения проблем наркомании

среди молодежи

Задачи:

определить сущность наркомании и уровень ее общественной опасности;
изучить проблему наркомании среди учащейся молодежи;
выявить причины и тенденции роста наркомании среди учащейся молодежи;
выяснить, как происходит реабилитация и социальная адаптация наркозависящих;
изучить историю развития государственной системы учреждений, оказывающих наркологическую помощь в Алтайском крае;
узнать структуру Алтайского краевого наркологического диспансера (АКНД);
определить основные направления деятельности АКНД и его некоторых структурных подразделений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы изучения социальных проблем молодежи

(проблемы наркомании)………………………………..5


1.1. Наркомания и ее общественная опасность…………………………………....5

1.2. Рост наркомании среди учащейся молодежи: причины и тенденции……...10

1.3. Реабилитация и социальная адаптация наркоманов……..………………….15


Глава 2. Технологии решения проблем наркомании среди молодежи на примере Алтайского краевого наркологического диспансера (АКНД)…….…..18


2.1. История развития государственной системы учреждений, оказывающих

наркологическую помощь в Алтайском крае, появления АКНД…………..18


2.2. Структура АКНД……………………………………………………………....20

2.3. Основные направления деятельности АКНД и его некоторых

структурных подразделений………………………………………………….24


Заключение………………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

!!!КУРСОВИК!!!.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

- перспектива  стать куратором – реабилитанты, успешно проходящие курс реабилитации, могут остаться работать в отделении в качестве куратора с возможностью дальнейшего обучения; они также получают возможность совместно с психологом принимать участие в просветительской работе по профилактике наркомании.

Наказания:

- запреты (ограничения  на ряд привилегий), не затрагивающие  потребности в питании, гигиене,  эмоциях;

- определенное  время действия запрета;

- контролируется  персоналом;

- помещение фотографии  на стенд «Лица стремящиеся  к досрочной выписке»;

- лишение имеющегося социального статуса в рамках иерархической структуры сообщества.

Система премий и поощрений, как и система  замечаний и наказаний, носит  публичный характер. Соблюдение равновесия (похвала и наказание).

Г) Система ритуалов – использование ритуалов, способствующих укреплению мотивации к успешному прохождению реабилитационного курса, накоплению и закреплению положительного опыта, сплочению «семьи», усилению чувства единства с другими членами сообщества (например, ритуал посвящения в «чайники» или ритуал рождения нового члена семьи). 
 

5. Создание ситуации  самоконтрольного плана  

     3-ий  этап принципиально отличается тем, что на этом этапе реабилитант получает возможность применить наработанный в процессе реабилитации опыт трезвости в условиях реальной жизни. Режим изоляции становится более «прозрачным» (с 5-6 недели), т.е. появляется право на свободный выход с целью реализации новых жизненных планов (поиск места работы, учебы и т.д.) с обязательным ежедневным возращением на территорию отделения. Осуществляется групповое обсуждение новых пережитых впечатлений с анализом полученного опыта, его адекватности поставленным целям. Составляется индивидуальный план на следующий день. 

6. Подведение  итогов внедрения

     Оценка  результативности производится в течение  всего периода реабилитации посредством психодиагностических методик, эксперементально-психологических исследований, круглосуточного наблюдения и анализа поведения во всех сферах жизнедеятельности (труд, участие в психокоррекционной работе, досуг и т.д.). Наиболее значимыми показателями результативности реабилитации являются длительность воздержания и успешная социальная адаптация, которые отслеживаются посредством очных встреч на этапе поддержки, а также через связь с родственниками и ближайшим окружением реабилитанта (очные встречи, телефонные звонки, письма).

     Необходимо  выяснить: что было хорошо, а что  нет; где имели место позитивные изменения и где существовали препятствия для этого. Активный вклад и клиента, и социального  работника исследуется в деталях.

     Хороший план реабилитации необходим для  достижения прогресса, успеха и их закрепления. Путем постоянного информирования клиента, стимулирования и, если необходимо, предоставление функционального совета гарантирует возникновение обоюдных обязательств.

     Отчеты о проделанной работе во время оценивания просматриваются вместе с клиентом.

     Чем больше ответственности будет брать  на себя клиент, тем лучше. Активное участие в процессе позволяет  увеличить его мотивацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Технология индивидуальной психокоррекции 

1) Общая  характеристика технологии

Цели  технологии:

  • создание установок на отказ от психоактивных веществ;
  • восстановление защитных сил организма;
  • восстановление психического здоровья.
 

Объект  технологии: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет

Субъект технологии: психолог, социальный работник

Принципы  реализации социальной технологии:

    - комплексность;

    - приемственность;

    - принцип опоры  на собственные силы;

    - компетентность  специалиста, оказывающего помощь;

    - принцип универсальности  (исключает дискриминацию при оказании

      помощи);

    - конфиденциальность;

    - толерантность  (признание закономерности разнообразия  клиентов и  

      терпимость  к этому со стороны специалиста)  и т.д.

Инструментарий  технологии:

слово, идеи, способы  направленного воздействия на людей (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение), вербальное и невербальное воздействие и т.д. 

Условия внедрения технологии:

- индивидуальный  подход;

- последовательность;

- клиентоцентризм;

- заинтересованность;

- непрерывность  в проведении реабилитационных мероприятий;

- помещение;

- финансовые  средства и т.д.

Апробация технологии:

данная технология индивидуальной психокоррекции используется примерно уже в течение 8 лет Центром «Семья» в г. Сосновый бор Ленинградской области.

     Что же касается результатов работы, то:

А) За период с  ноября 1998 г. по декабрь 2000 г. полный курс лечения прошли 16 человек. На данный момент в ремиссии находятся 9 человек, все ведут полноценную активную социальную жизнь, у 2 человек регистрируется систематическое употребление алкоголя (пива), у 1 человека зарегистрировано эпизодическое употребление канобиодов, у 4 человек зарегистрирован возврат к употреблению наркотических веществ.

Б) Неполный курс реабилитации (от 1 до 3 месяцев) прошли 14 человек, на настоящий момент в  ремиссии находятся 5 человек, 6 человек после срыва самостоятельно обратились за помощью в медицинское учреждение, 3 человека употребляют наркотические средства на настоящий момент.

     Традиционно, данный Центр использует в своей  деятельности следующие технологии:

- психотерапию (групповая и индивидуальная);

- медикаментозную  терапию;

- трудотерапию;

- консультирование  психолога (психологическое);

- консультирование  нарколога;

- индивидуальные  психо-коррекционные занятия;

- семейное консультирование  по проблемам, связанным с наркоманией  и т.д.

     Это традиционные технологии, которые, как  правило, используются. Чаще всего, конечно, есть необходимость в появлении  новых технологий, но нехватка финансовых средств не дает полноценно действовать  в данном направлении. 

2) Внедрение  технологии

1. Инвентаризация

     Технология  индивидуальной психокоррекции, как  и любая другая требует огромного объема информации, специального ее отбора, знакомства с новейшими научными исследованиями.

На данном этапе необходимо для эффективной работы с клиентом учесть все особенности проблемы клиента, всесторонне изученные на предыдущем этапе, (как давно она возникла; ее специфику; особенности поведения клиента и т.д.), чтобы в процессе психокоррекции полноценно способствовать правильному изменению поведения клиента, восстановлению его психического здоровья с помощью специально подобранных для этого средств и методик, чтобы его жизнь стала продуктивнее, он мог испытывать удовлетворение от нее.   

  1. Конструирование ситуаций работы с клиентом

     При конструировании ситуаций работы с  клиентом, используя один из методов психокоррекции, например,  катотивно-имогинотивную психотерапию (метод катотивного переживания образа, созданный профессором Ханс Карлом Лейнером), можно использовать следующие стадии работы:

1 – регресс  – раннее воспоминание из детства (история детства через беседу)

2 – релаксация  – глубокое мышечное расслабление, которое способно прекратить  отрицательные эмоции

3 – введение  в образ, используя определенные  мотивы. 
 

3. Достижение  фиксируемых результатов

     При индивидуальной психокоррекции, прежде всего, необходимо способствовать изменению поведения клиента с помощью различных психологических методик так, чтобы он жил продуктивнее, испытывал удовлетворенность жизнью. А значит, специалисту (психологу) нужно подобрать такие специфические средства воздействия, чтобы клиент нашел в себе силы справиться со своей проблемой, т.е., чтобы у него появилась определенная мотивация для борьбы, к примеру, с наркотической зависимостью.

Но, конечно, никаких  определенных гарантий при использовании технологии индивидуальной психокоррекции не имеется. Здесь все обусловлено каждым конкретным случаем, индивидуальными особенностями, как проблемы клиента, так и его самого. 

4. Пример

Для восстановления психического здоровья подбираются  различные методы коррекции, индивидуальные для каждого.

Наиболее эффективная  методика – катативно-имогинативная  психотерапия (КПО) – метод катативного  переживания образа, созданная профессором  Ханс Карлом Лейнером.

Сеанс состоит  из нескольких этапов:

1 – регресс  – раннее воспоминание из детства (история детства через беседу)

2 – релаксация  – глубокое мышечное расслабление, которое способно прекратить  отрицательные эмоции

3 – введение  в образ, используя определенные  мотивы.

Например: мотив  «Луг». «Ты на лугу, какое время  года? Какая погода? Сколько тебе лет в образе? Во что ты одет? Какой видишь луг?». Молодые люди смотрят на мир в сеансе глазами ребенка, к ним приходит полное ощущение реальности представляемого образа. Мир детства, который переживает человек в сеансе, - это космос, это энергия и мудрость своего детства. «Воспоминания» и «проживание» в определенном мотиве обладают лечебными свойствами.

После окончания сеанса психолог с клиентом обсуждают, что понравилось, что нет, какие вообщем получены впечатления.

Психолог предлагает нарисовать любой эпизод сеанса. В процессе рисования с красками идет лечебное воздействие. Сеанс длится 50 -55 минут. Условия: удобное мягкое кресло, лучше кушетка. 

5. Создание ситуации  самоконтрольного плана  

     Здесь клиенту предоставляется возможность продемонстрировать изменения в своем поведении. Так, например, при работе с наркозависимым человеком, по прошествии нескольких сеансов индивидуальной психокоррекции, клиент сам может предложить консультанту провести совместную беседу с его ближайшими родственниками. Факт предложения клиента уже сам по себе свидетельствует об успешности внедрения технологии, так как уже начинают появляться первые сдвиги. А если клиент еще и сам сможет привести их к консультанту, то это можно считать явным успехом на начальном этапе. 

6. Подведение  итогов внедрения

     Оценка  результативности производится в течение  всего периода реабилитации посредством  психодиагностических методик, эксперементально-психологических  исследований, круглосуточного наблюдения и анализа поведения во всех сферах жизнедеятельности (труд, участие в психокоррекционной работе, досуг и т.д.). Наиболее значимыми показателями результативности психокоррекции являются выработка мотивации к отказу от приема наркотических средств, восстановление психического здоровья клиента.

     Чем больше ответственности будет брать  на себя клиент, тем лучше. Активное участие в процессе позволяет  увеличить его мотивацию. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Технологии решения социальных проблем молодежи (проблемы наркомании)