Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:29, курсовая работа
Цель: изучить теоретические основы технологий решения проблем наркомании
среди молодежи
Задачи:
определить сущность наркомании и уровень ее общественной опасности;
изучить проблему наркомании среди учащейся молодежи;
выявить причины и тенденции роста наркомании среди учащейся молодежи;
выяснить, как происходит реабилитация и социальная адаптация наркозависящих;
изучить историю развития государственной системы учреждений, оказывающих наркологическую помощь в Алтайском крае;
узнать структуру Алтайского краевого наркологического диспансера (АКНД);
определить основные направления деятельности АКНД и его некоторых структурных подразделений.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальных проблем молодежи
(проблемы наркомании)………………………………..5
1.1. Наркомания и ее общественная опасность…………………………………....5
1.2. Рост наркомании среди учащейся молодежи: причины и тенденции……...10
1.3. Реабилитация и социальная адаптация наркоманов……..………………….15
Глава 2. Технологии решения проблем наркомании среди молодежи на примере Алтайского краевого наркологического диспансера (АКНД)…….…..18
2.1. История развития государственной системы учреждений, оказывающих
наркологическую помощь в Алтайском крае, появления АКНД…………..18
2.2. Структура АКНД……………………………………………………………....20
2.3. Основные направления деятельности АКНД и его некоторых
структурных подразделений………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………28
- перспектива
стать куратором –
Наказания:
- запреты (ограничения
на ряд привилегий), не затрагивающие
потребности в питании,
- определенное время действия запрета;
- контролируется персоналом;
- помещение фотографии на стенд «Лица стремящиеся к досрочной выписке»;
- лишение имеющегося социального статуса в рамках иерархической структуры сообщества.
Система премий и поощрений, как и система замечаний и наказаний, носит публичный характер. Соблюдение равновесия (похвала и наказание).
Г) Система ритуалов
– использование ритуалов, способствующих
укреплению мотивации к успешному прохождению
реабилитационного курса, накоплению
и закреплению положительного опыта, сплочению
«семьи», усилению чувства единства с
другими членами сообщества (например,
ритуал посвящения в «чайники» или ритуал
рождения нового члена семьи).
5. Создание ситуации самоконтрольного плана
3-ий
этап принципиально отличается тем,
что на этом этапе реабилитант получает
возможность применить наработанный в
процессе реабилитации опыт трезвости
в условиях реальной жизни. Режим изоляции
становится более «прозрачным» (с 5-6 недели),
т.е. появляется право на свободный выход
с целью реализации новых жизненных планов
(поиск места работы, учебы и т.д.) с обязательным
ежедневным возращением на территорию
отделения. Осуществляется групповое
обсуждение новых пережитых впечатлений
с анализом полученного опыта, его адекватности
поставленным целям. Составляется индивидуальный
план на следующий день.
6. Подведение итогов внедрения
Оценка
результативности производится в течение
всего периода реабилитации посредством
психодиагностических методик, эксперементально-
Необходимо
выяснить: что было хорошо, а что
нет; где имели место позитивные
изменения и где существовали
препятствия для этого. Активный
вклад и клиента, и социального
работника исследуется в
Хороший
план реабилитации необходим для
достижения прогресса, успеха и их закрепления.
Путем постоянного
Отчеты о проделанной работе во время оценивания просматриваются вместе с клиентом.
Чем
больше ответственности будет брать
на себя клиент, тем лучше. Активное
участие в процессе позволяет
увеличить его мотивацию.
3.
Технология индивидуальной
психокоррекции
1) Общая характеристика технологии
Цели технологии:
Объект технологии: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет
Субъект технологии: психолог, социальный работник
Принципы реализации социальной технологии:
- комплексность;
- приемственность;
- принцип опоры на собственные силы;
- компетентность
специалиста, оказывающего
- принцип универсальности (исключает дискриминацию при оказании
помощи);
- конфиденциальность;
- толерантность
(признание закономерности
терпимость
к этому со стороны
Инструментарий технологии:
слово, идеи, способы
направленного воздействия на людей
(психическое заражение, подражание, внушение,
убеждение), вербальное и невербальное
воздействие и т.д.
Условия внедрения технологии:
- индивидуальный подход;
- последовательность;
- клиентоцентризм;
- заинтересованность;
- непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий;
- помещение;
- финансовые средства и т.д.
Апробация технологии:
данная технология индивидуальной психокоррекции используется примерно уже в течение 8 лет Центром «Семья» в г. Сосновый бор Ленинградской области.
Что же касается результатов работы, то:
А) За период с ноября 1998 г. по декабрь 2000 г. полный курс лечения прошли 16 человек. На данный момент в ремиссии находятся 9 человек, все ведут полноценную активную социальную жизнь, у 2 человек регистрируется систематическое употребление алкоголя (пива), у 1 человека зарегистрировано эпизодическое употребление канобиодов, у 4 человек зарегистрирован возврат к употреблению наркотических веществ.
Б) Неполный курс реабилитации (от 1 до 3 месяцев) прошли 14 человек, на настоящий момент в ремиссии находятся 5 человек, 6 человек после срыва самостоятельно обратились за помощью в медицинское учреждение, 3 человека употребляют наркотические средства на настоящий момент.
Традиционно, данный Центр использует в своей деятельности следующие технологии:
- психотерапию (групповая и индивидуальная);
- медикаментозную терапию;
- трудотерапию;
- консультирование психолога (психологическое);
- консультирование нарколога;
- индивидуальные психо-коррекционные занятия;
- семейное консультирование
по проблемам, связанным с
Это
традиционные технологии, которые, как
правило, используются. Чаще всего, конечно,
есть необходимость в появлении
новых технологий, но нехватка финансовых
средств не дает полноценно действовать
в данном направлении.
2) Внедрение технологии
1. Инвентаризация
Технология индивидуальной психокоррекции, как и любая другая требует огромного объема информации, специального ее отбора, знакомства с новейшими научными исследованиями.
На данном этапе
необходимо для эффективной работы с клиентом
учесть все особенности проблемы клиента,
всесторонне изученные на предыдущем
этапе, (как давно она возникла; ее специфику;
особенности поведения клиента и т.д.),
чтобы в процессе психокоррекции полноценно
способствовать правильному изменению
поведения клиента, восстановлению его
психического здоровья с помощью специально
подобранных для этого средств и методик,
чтобы его жизнь стала продуктивнее, он
мог испытывать удовлетворение от нее.
При конструировании ситуаций работы с клиентом, используя один из методов психокоррекции, например, катотивно-имогинотивную психотерапию (метод катотивного переживания образа, созданный профессором Ханс Карлом Лейнером), можно использовать следующие стадии работы:
1 – регресс – раннее воспоминание из детства (история детства через беседу)
2 – релаксация
– глубокое мышечное
3 – введение
в образ, используя
3. Достижение фиксируемых результатов
При индивидуальной психокоррекции, прежде всего, необходимо способствовать изменению поведения клиента с помощью различных психологических методик так, чтобы он жил продуктивнее, испытывал удовлетворенность жизнью. А значит, специалисту (психологу) нужно подобрать такие специфические средства воздействия, чтобы клиент нашел в себе силы справиться со своей проблемой, т.е., чтобы у него появилась определенная мотивация для борьбы, к примеру, с наркотической зависимостью.
Но, конечно, никаких
определенных гарантий при использовании
технологии индивидуальной психокоррекции
не имеется. Здесь все обусловлено каждым
конкретным случаем, индивидуальными
особенностями, как проблемы клиента,
так и его самого.
4. Пример
Для восстановления психического здоровья подбираются различные методы коррекции, индивидуальные для каждого.
Наиболее эффективная методика – катативно-имогинативная психотерапия (КПО) – метод катативного переживания образа, созданная профессором Ханс Карлом Лейнером.
Сеанс состоит из нескольких этапов:
1 – регресс – раннее воспоминание из детства (история детства через беседу)
2 – релаксация
– глубокое мышечное
3 – введение
в образ, используя
Например: мотив «Луг». «Ты на лугу, какое время года? Какая погода? Сколько тебе лет в образе? Во что ты одет? Какой видишь луг?». Молодые люди смотрят на мир в сеансе глазами ребенка, к ним приходит полное ощущение реальности представляемого образа. Мир детства, который переживает человек в сеансе, - это космос, это энергия и мудрость своего детства. «Воспоминания» и «проживание» в определенном мотиве обладают лечебными свойствами.
После окончания сеанса психолог с клиентом обсуждают, что понравилось, что нет, какие вообщем получены впечатления.
Психолог предлагает
нарисовать любой эпизод сеанса. В процессе
рисования с красками идет лечебное воздействие.
Сеанс длится 50 -55 минут. Условия: удобное
мягкое кресло, лучше кушетка.
5. Создание ситуации самоконтрольного плана
Здесь
клиенту предоставляется
6. Подведение итогов внедрения
Оценка
результативности производится в течение
всего периода реабилитации посредством
психодиагностических методик, эксперементально-
Чем
больше ответственности будет брать
на себя клиент, тем лучше. Активное
участие в процессе позволяет
увеличить его мотивацию.
Информация о работе Технологии решения социальных проблем молодежи (проблемы наркомании)