Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:25, курсовая работа
Цель: рассмотреть основные технологии социальной работы с гражданами, проживающими в районах пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Задачи:
рассмотреть сущность и содержание социальной технологии;
выделить основные нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, в отношении граждан, пострадавших от радиации;
определить основные группы граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
рассмотреть на примере юго-западных районов Брянской области основные формы и методы социальной защиты населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретико-методологические основы технологий социальной работы
Понятие и сущность технологии социальной работы………………..…….6
1.2 Лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, как объект социальной работы………………………………………………………………10
Глава 2 Основные направления социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (на примере юго-западных районов Брянской области)
2.1 Технологии социальной работы с гражданами, пострадавшими от аварии на Чернобыльской АЭС…………………………………………………………16
2.2 Формы социальной защиты граждан, пострадавших от радиации …….20
Заключение……………………………………………………………………… 27
Литература……………………………………………………………………….
Основные направления и мероприятия по реабилитации населения и территории Брянской области, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС19:
Являясь одним из видов человеческой деятельности, социальная работа
тоже осуществляет
определённые социальные изменения, используя
при этом, свои специфические средства
и методы. При этом, главная задача
основных технологий
социальной работы заключается не столько
в социальной трансформации, сколько в
текущем, постоянном устранении дисфункций
общества в целом или отдельных его элементов20.
2.2 Формы
социальной защиты граждан, пострадавших
от радиации
Социальная защита – это деятельность государственных и негосударственных органов и организации по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального социального благополучия21.
Соответственно, система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального социального благополучия.
Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварии, ядерных испытаний и инцидентов - система гарантированных государством специальных экономических, социальных, правовых, медицинских и организационно-технических мер, компенсирующих негативные последствия воздействия радиации и обеспечивающих пострадавшим охрану их здоровья, защиту имущественных интересов, условия для проживания и трудовой деятельности22.
В социальной работе с гражданами, пострадавшими от аварии на Чернобыльской АЭС выделяют два вида:
1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).
2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).
Практическая социальная работа с гражданами, пострадавшими вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-правовому, медико-социальному, социально-экономическому, материальному, социально-информационному .
1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом) включает в себя:
— проведение социальных консультаций;
— проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
— выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
— социальная диагностика;
— помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
— содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
— профилактика девиантного поведения;
— организация культурно-досуговой работы с инвалидами вследствие аварии на ЧАЭС;
— содействие возвращению
имущества мигрантов и
— взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи гражданам, пострадавшим от радиации.
2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):
— информирование мигрантов о деятельности социальных служб;
— сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;
— информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
— содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.
3. Социально-психологическое направление:
− разработку концептуальных вопросов восприятия радиационного риска населением;
− разработку подхода к дифференциации психологической напряженности, связанной с переживаниями людей по поводу социальных и других факторов, обостряющихся в современных социально-политических условиях;
− создание постоянно действующей системы социально-психологической помощи населению на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению.
4. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):
— защита прав мигрантов;
— предоставление гражданам информации об их правах;
— социально-правовое консультирование.
5. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):
— медико-социальное консультирование;
— содействие в проведении диспансеризации;
— помощь в приобретении полисов ОМС;
— выявление
хронических больных и
— оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;
—выделение финансовой помощи на лечение;
— направление в медицинские учреждения;
— организация оздоровления населения;
— постоянный контроль уровня радиации на загрязненных территориях.
6. Социально-экономическое направление:
— консультирование
по социально-экономическим
— предоставление льгот и различного рода компенсационных выплат;
— своевременный перерасчет выплат и пособий.
На территории Брянской области реализуются федеральные программы, направленные на преодоление последствий аварии на ЧАЭС, и принимаются областные.
Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010г.» представляет собой комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую, экономическую, социальную и психологическую защиту граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и реабилитацию загрязненных территорий.
Целью Программы является завершение в основном к 2011 году
мероприятий, связанных с обеспечением социально-экономической
реабилитации территорий и радиационной защиты граждан Российской
Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на
производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний
ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, возвращение радиоактивно
загрязненных территорий к нормальным (без ограничений по радиационному
фактору) условиям проживания населения и хозяйственной деятельности,
снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от
потенциально опасных источников на производственном объединении
"Маяк"23.
Среди подзаконных актов, действующих на территории Брянской области, можно выделить следующие: Постановление Правительства РФ от 04.11.2004 г. № 592, которым утвержден «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС …»; Указ Президента РФ от 06.05.2008г. № 685, которым предусмотрено в 2009 г. обеспечение инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, вставших на очередь до 01.01.2005 г., автотранспортом либо денежной компенсацией в размере 100 тыс. рублей и др.
Правительством Российской Федерации утверждены федеральные целевые программы: «Жилище» на 2002-2010 годы, «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года».
В соответствии с пп. «ж» п.1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, поэтому в Брянской области сформирована региональная нормативно - правовая база, регулирующая вопросы дополнительного обеспечения прав граждан, проживающих на загрязненных территориях.
Законом Брянской области от 13.12.2005 N 92-З «О дополнительных мерах социальной защиты населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию» дополнен объем мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в частности, увеличен объем оказания специализированной медицинской помощи населению области, проживающему на радиационно-загрязненных территориях.
Приняты
и реализуются областные
По
областной программе «